ТАТЬЯНА ПРОКОПЕНКО
Проект по развитию связной речи посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Проект по развитие связной речи по средствам художественной литературы
Подготовила: Прокопенко Татьяна Петровна
Слайд 2
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»
В. Г. Белинский
Слайд 3
Вид проекта : Творческий, познавательный, игровой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 01.10 – 31.04
Слайд 4
Актуальность.
Публикация «Проект по развитию связной речи посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Слайд 5
Цель проекта : Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
1. Формировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Интегрируемые области:
• коммуникация;
• чтение художественной литературы;
• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);
• познание;
• социализация.
Слайд 6
Ожидаемый результат:
1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Участвуют в театрализованных постановках сказок
3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
Слайд 7
Формы и методы работы.
Методы работы:
словесный метод;
наглядный метод;
практический метод.
Формы работы:
Непосредственная образовательная деятельность;
– чтение художественной литературы;
– театрализованная деятельность и праздники;
– игры;
– разные формы бесед;
– подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
– экскурсии;
– взаимодействие с семьей.
Слайд 8
План реализации проекта
1-й этап – подготовительный
1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.
2. Подобрать и изучить методическую литературу.
3. Составить план по реализации проекта.
4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.
2-й этап – деятельный
Беседы:
1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.
2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии
3. Беседа по сказке «Хаврошечка» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.
4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», беседа по сказке.
5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.
6. «Беседа о творчестве К. И. Чуковского» – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.
7. «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.
Слайд 9
Непосредственно образовательная деятельность:
1. «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.
2. «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р. н. сказок.
3. Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.
4. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» - формировать умение передавать текст последовательно и точно; подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.
5 .Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» - развивать память и речь детей.
6. Пересказывание итальянской сказки «Как осёл петь перестал» - формировать умение с небольшой помощью взрослого пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
7. Чтение сказки А. Ремезова «Хлебный голос» - совершенствовать умения детей воспроизводить последовательность слов в предложении
8. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.
Слайд 10
9. Рассказывание р. н. с. «Снегурочка» - развивать способность к целостному восприятию сказки.
10. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» - формировать умение пересказывать литературный текст.
11. Произведения Н. Носова – закреплять умение пересказывать любимые эпизоды из рассказов Н. Носова.
12. Русская народная сказка «Хаврошечка» – совершенствовать диалогическую форму речи.
13. Малые фольклорные формы – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.
14. Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» - формировать умение связно пересказывать литературный текст.
15. «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительное декламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.
16. Пересказ сказки «У страха глаза велики» - формировать умение пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.
17. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» - формировать умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно.
Слайд 11
Творческие работы:
1. Рисование по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.
2. Конструирование с аппликацией «Книжка-малышка по сказкам» – формировать умение работать всем вместе, прививать интерес к р. н. с., зарубежным и авторским.
3. Аппликация по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Царевны лебедь» – формировать умение вырезать для крыла царевны лебедь одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.
4. Лепка ёжика по рассказу М. Пришвина «Ёж» - формировать умение точно передавать пропорции частей тела ёжика, передавать мелкие детали.
Слайд 12
Художественное творчество
(рисование, лепка, аппликация)
Дети делают аппликацию
аппликация по сказке «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Слайд 13
Лепка по рассказу
М. Пришвина «Ёж»
Рисование по сказке К. И. Чуковского
«Мойдодыр»
Слайд 14
Развлечение :
1. Театрализованная постановка русской народной сказки «Теремок» – развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.
2. КВН «Узнай и назови сказку по первым строкам» – развивать память, внимательность, чувство товарищества.
3. «Узнай сказочного героя по его песенке» – развивать музыкальный слух, память.
Слайд 15
Работа с родителями:
1. Консультации:
– «Первые книги ребёнка»;
– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;
– «Рецепты составления домашней библиотеки»;
– Памятка по приобщению дошкольников к чтению.
Слайд 16
3-й этап – заключительный.
1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».
2. Заключительный этап диагностики.
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей:
1. Сформировался интерес к художественной литературе.
2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).
3. Расширился и активизировался словарный запас детей.
4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.
5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации.
6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.
7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.
Слайд 17
3-й этап – заключительный.
1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».
2. Заключительный этап диагностики.
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей:
1. Сформировался интерес к художественной литературе.
2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).
3. Расширился и активизировался словарный запас детей.
4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.
5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации.
6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.
7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.
Слайд 18
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Вся проведенная работа была активно использована в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. В дальнейшем планирую ежедневное чтение произведений, но перед этим объединю их в блоки на основе жанровой принадлежности, а также ритмичное чередование рассказов, сказок, стихотворений, объёмных книг в течение месяца. Пополню библиотеку в группе интересными книгами с яркими иллюстрациями, в уголок ряжения добавлю маски и костюмы героев сказок. В дальнейшем буду расширять свой проект за счёт чтения методических рекомендаций современных авторов по моей теме.
Список литературы :
Представлен на слайде
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
5. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.
6. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.
7. .Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой - Р-36
Слайд 19
Литература во всех ее видах-не что иное, как тень доброй беседы.
Роберт Луис Стивенсон
Спасибо за внимание!