Ольга Крылова
Проект по работе с родителями «Главное-вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ!»
2 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы. Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе!»
Слайд 3.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект по работе с родителями „Главное-вместе!“» размещена в разделах
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Слайд 4.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
ПРОБЛЕМА
Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо пред-ставления о том, каким должен быть ''успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Слайд 5.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?
В связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Главное - ВМЕСТЕ»!
Слайд 6.
Цель проекта : вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
• Воспитание уважения к детству и родительству;
• Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
• Объединение усилий для развития и воспитания детей;
• Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;
• Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников) :
• Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
• Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
• Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд:
Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»
Слайд 9.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности:
• Совместной деятельности педагога и ребенка;
• Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;
• В самостоятельной детской деятельности;
• В условиях проведения активной методической работы.
Слайд 10.
При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране, и, конечно же широко распространё нные интернет-ресурсы: маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.
Слайд 11.
Итак, подробнее о ходе реализации проекта. Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие :
Всего участвовало: 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.
Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.
Далее моя работа по проекту была следующая…
В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ!» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.
12 - 13 слайды
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.
Коллективные:
- Консультативно - рекомендательная работа : вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями.
- Лекционно - просветительская работа : лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей.
- Практические занятия для родителей : дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.
- Совместная работа родителей, детей, педагогов: экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники: День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.
Индивидуальные:
- Консультативно- рекомендательная работа : беседа, консультация, посещение на дому, буклеты, поручения, библиотека.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком : введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.
Наглядно – информационные:
- Консультативно - рекомендательная работа : уголок для родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска объявлений.
- Практические занятия для родителей : дни открытых дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в группу.
- Совместная работа родителей, детей, педагогов: мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ, беседы с детьми, участие в совместных проектах.
Слайд 14.
Основной этап (Октябрь-Апрель). В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД, так и другие виды деятельности: беседы,
чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.
Слайд 15.
В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятель-ность:
1. Дидактические игры: «Разложи правильно» и другие.
2. Сюжетно – ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама
ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск»,
«Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».
3. Словесные игры: «Назови по образцу», «Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т. д.
16 слайд.
Познавательная деятельность:
1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.
2. Беседы на тему с детьми: «Мои родные», «Любящие родители», «Моя семья» «Мамочка любимая моя», «Хорошо с мамой рядом», «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость», «Я и моё имя», «Я - маленький и Я – взрослый», «Я и мои друзья», «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Как на нашей улице…», «Как вы отдыхали летом», «Что такое дружба?», «Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы», «Чего я боюсь», «Хорошо дарить подарки!», «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»
Беседы на тему с родителями :
«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;
«Критерии адаптации, рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду»;
«Адаптация ребенка к условиям детского сада»;
«Особенности развития ребенка 2-3 лет»;
Буклет «Безопасный Новый год»,
Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,
Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,
Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка». Или разница в воспита-нии.
3. Д/ и: «Поможем кукле выбрать покупку»;
«Транспорт» Игровая ситуация.
Художественно- эстетическая деятельность:
1. Рисование: «Моя семья», «Я в детском саду» (совместно с родителями).
2. Фотоколлаж: «Семейный сад».
3. Слушание песен о семье.
4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.
17 слайд.
Были организованы:
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей)
2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы
3. Сюжетно ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск», «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».
4. Игры с напольными пособиями:
18 слайд.
Заключительный этап включает в себя: анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.
Материал в уголок родителей «Моя семья».
Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви».
Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.
Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад»; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду», участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.
19, 20 – 21 слайд
На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.
22 слайд – 23 слайд
24 слайд.
Выводы по проделанной работе :
Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
25, 26, 27, 28 слайд.
Участие в снейле
29 слайд.
В проекте «Главное – ВМЕСТЕ!» изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.