Лариса Кирова
Проект по работе с родителями «Говорим. Слушаем. Слышим»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Установить эффективного взаимодействия родителей с детьми. Формировать навыков культуры общения. Развивать доброжелательные и доверительные отношения (терпение, уважение, взаимопонимание).
Ход тренинга:
I. Вступительная часть.
Педагог-психолог: Расхожая фраза «счастье - это когда тебя понимают» говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление.
Из чего складывается понимание?
• Понимание обязательно включает знание возрастных особенностей, что можно ожидать от ребенка от 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2016
• Включает знание индивидуальных особенностей ребенка и мужество взрослого эту уникальность в ребенке сохранять и поддерживать.
• Знание жизни. Мудрость родителей дает ребенку модель отношений с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие. Понимание - это обязательно еще самопонимание и самовоспитание. Часто детей воспитывают не по науке, а по вере, которая сформулировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. Понятно, что смысл таков - теперь я царь и Бог! За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребенка. Нужно стремиться избегать мелкого корыстолюбия: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребенок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются в стороне. Но бывают дети, которые столь любимы в семье, и даже властны, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это то же вариант непонимания ребенка. Непонимания, которое ведет к неуправляемости и к тому, что ребенок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто есть главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.
Силы родителя должны распределяться разумно: на свое счастье и счастье ребенка. Ребенок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям : он будет смелым, совестливым, порядочным.
Но при этом он будет еще и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребенок хоть и является продолжением родителей, все же не их точная копия.
Порой он берет какие-то качества от обоих родителей, иногда - не самые лучшие. Но это как раз ваше - что ж на ребенка сердится. Теперь ему надо помогать. За эту помощь ребенок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты. Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из непонимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребенка, понимания жизни.
Ребенка важно не только понимать, но и уметь выразить ему свое понимание, чтобы он чувствовал его словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное - неравнодушием и трудом.
Уважаемые родители и дети! Сегодня мы с вами необычно проведем время, т. е. на практике изучим аспекты педагогического воздействия, чтобы лучше узнать друг друга, помогать в трудную минуту уметь находить пути решения проблем, появляющиеся в вашем маленьком государстве. А как оно называется?
Дети и родители : (Семья).
Педагог-психолог: Нам взрослым порой бывает нелегко от всех проблем, которые приходятся решать ежедневно (зарабатывать деньги, закупать продукты для всей семьи, обеспечивать вам отдых и развлечения). На нашей встрече тема, которой «Пойми меня», познакомимся с приемами налаживания контакта между родителями и детьми, создавая атмосферу единства в семье, укрепление отношений в ней. Для удобства общения мы с вами оформим для себя бейджик, на котором напишем свое имя, как бы нам хотелось при обращении к нам (Деи и родители оформляют свои визитные карточки). Затем садимся в круг и договариваемся, что вся информация останется строго между нами.
II. Практическая часть:
1. Приветствие с клубком.
Цель: Сплочение участников группы, принятие единства группы.
Инструкция: Каждый участник должен по своему желанию поприветствовать всех играющих, наматывая нитку на пальчик (указательный). Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связанными» одной ниткой. Слегка натягивается ведущим нитка. Что каждый чувствует – приятно или нет.
2. «Знакомство».
Цель: Сближение участников группы. Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что он любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. Тоже самое делают дети, представляя своих родителей.
3. Упражнение (для детей).
Дети, передавая клубок, говорят о том, что они говорят о своих сокровенных желаниях, мечтах.
Цель: Понимание внутреннего мира ребенка, его желаний.
В конце взрослые говорят, что они знали, а что нет о желаниях своего ребенка.
4. «Молекулы»
Цель: Повышение позитивного настроения и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: «Представим себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Мы сейчас будем двигаться по комнате, а я время от времени называть число в которое объединяются атомы. Нужно будет встать лицом друг к другу, касаясь, друг друга ладошками.
Для того, чтобы понимать друг друга, необходимо чувствовать состояние другого. Умеем ли можем мы это делать: Поможет следующее упражнение.
5. Упражнение на принятие позиции «Я – ты». (Музыкальная пауза)
Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми.
Инструкция: Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит различная по темпу музыка. Родитель говорит «Ты», а ребенок – «Я» в темпе, соответствующем ритму музыки. После упражнения – обсуждение: что чувствовали.
Очень важно при общении показать свое доброжелательное отношение к собеседнику. Скажите мне, пожалуйста, как мы можем выразить доброту?
Ожидаемый ответ – через улыбку!
6. Упражнение «Подари улыбку»
Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроения, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Инструкция: участники становятся в круг и берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
После упражнения обсудить: что чувствовали, какое настроение сейчас?
7. «Зеркало».
Цель: Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоления неуверенности.
Инструкция: Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, а затем и напарниками.
Рефлексия: Что было легче, труднее показывать или повторять? Почему?
8. Упражнение «Мамина Радость».
Цель: Осознание радостных моментов в семье со стороны мамы и ребенка. Дети из вырезанных частей (заранее приготовленные) собирают (склеивают) на листе радостные лица. Затем мама предлагает своему ребенку продолжить фразу «Моя мама радуется когда …» и записать ее на листе. Сравнить с тем, как думает сама мама.
9. Релаксационное упражнение «На лесной полянке»
Цель: Мышечное расслабление.
Инструкция: Под спокойную музыку родителям и детям предлагается переместиться на лесную поляну. Педагог-психолог рассказывает воображаемые действия: прогулка по поляне, рассматривание цветов, наблюдение за бабочкой и т. д. А затем необходимо вернуться в реальность.