Светлана Александрова
Проект по познавательному развитию для детей первой младшей группы «Волшебный мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательному развитию для детей первой младшей группы
Структурное подразделение «Детский сад №7 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы «Волшебный мир сенсорики»
Подготовил: Воспитатель группы Александрова С. Н.
Публикация «Проект по познавательному развитию для детей первой младшей группы „Волшебный мир сенсорики“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Проблема: Работая в группе младшего дошкольного возраста, я заметила, что дети данного возраста не умеют соотносить предметы с эталонами формы, неуверенно различают предметы по величине, плохо ориентируются в цветовой гамме поэтому я решила работать в этом направлении с 1-ой младшей группы.
Также я столкнулась с тем что литературы и методических разработок по этому вопросу достаточно, но предложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у разных авторов. Нет многоступенчатой методики, учитывающей психофизиологические особенности детей. Недостаточность знаний сенсорных эталонов родителями заинтересованности и умений о способах подачи их детям. Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую деятельность. Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и анализировать, делать выводы и обобщения.
Цель проекта :
обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи:
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
- Дополнить в группе дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
- Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно-настольные игры.
- Формировать полноценное восприятие окружающего мира.
- Дать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
- Различать предметы по форме и называть их, развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков.
- Повысить уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Участники проекта :
• Воспитатель, дети первой младшей группы, родители.
Работа с родителями:
• в рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ с детьми.
Продукт проекта :
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
Пополнение сенсорного уголка новым оборудованием, играми;
Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Развлечения : «Разноцветное настроение», «В гостях у лесных зверей».
Презентация.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня сенсорного развития детей I младшей группы :
- Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
- Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
- Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры ( например: грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета и т. д.).
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Ноябрь
I неделя: «Давайте знакомится – красный».
Цель. Познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Оборудование. Лист бумаги белый, размер А 4, предметы красного цвета (плоскостные и объемные, гномик в красной одежде ("Красный", карандаши красного цвета.
Ход игры.
В гости приходит гном. Педагог знакомит детей с гномом, рассказывает, что его зовут "Красный". Живет он в красной стране. Гном приносит детям предметы только красного цвета.
Педагог проводит с детьми игру "Найди такой же", где дети выбирают предметы красного цвета по образцу.
Упражнение "Раз, два, три, красный принеси" - дети в окружающем пространстве находят предметы красного цвета по словесному указанию.
«Цветная вода»
Цель: знакомить детей с красным цветом.
Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход игры:
В ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску красного цвета и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Предложите детям взять кисточку и самим попробовать развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять порисовать.
II неделя: «Давайте знакомится – желтый».
Цель. Познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Оборудование. Лист бумаги белый, размер А 4, предметы желтого цвета (плоскостные и объемные, гномик в желтой одежде ("Желтый", карандаши желтого цвета.
Ход игры.
В гости приходит гном. Педагог рассказывает, что его зовут "Желтый". Живет он в желтой стране. Гном приносит детям предметы только желтого цвета.
Педагог проводит с детьми игру "Найди такой же", где дети выбирают предметы желтого цвета по образцу.
Упражнение "Раз, два, три, желтый принеси" - дети в окружающем пространстве находят предметы желтого цвета по словесному указанию.
«Цветные палочки»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы: счетные палочки красного и желтого цветов (по 5 штук каждого цвета).
Ход игры:
Высыпьте перед ребенком палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все желтые».
III неделя: «Давайте знакомится – зеленый».
Цель. Познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Оборудование. Лист бумаги белый А 4, предметы зеленого цвета (плоскостные и объемные, гномик в зеленой одежде («Зеленый", карандаши зеленого цвета.
Ход игры.
В гости приходит гном. Педагог рассказывает, что его зовут "Зеленый". Живет он в зеленой стране. Гном приносит детям предметы только зеленого цвета.
Педагог проводит с детьми игру "Найди такой же", где дети выбирают предметы зеленого цвета по образцу.
Упражнение "Раз, два, три, зеленый принеси" - дети в окружающем пространстве находят предметы зеленого цвета по словесному указанию.
«Цветные кубики»
Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зееные).
Ход игры:
Разложите на ковре кубики. Затем возьмите желтый кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик красного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».
IV неделя: «Давайте знакомится – синий».
Цель. Познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Оборудование. Лист бумаги белый, размер А 4, предметы синего цвета (плоскостные и объемные, гномик в синей одежде ("Синий", карандаши синего цвета.
Ход игры.
В гости приходит гном. Педагог знакомит детей с гномом, рассказывает, что его зовут "Синий". Живет он в синей стране. Гном приносит детям предметы только синего цвета.
Педагог проводит с детьми игру "Найди такой же", где дети выбирают предметы синего цвета по образцу.
Упражнение "Раз, два, три, синий принеси" - дети в окружающем пространстве находят предметы синего цвета по словесному указанию.
«Найди предметы заданного цвета»
Цели: учить находить предметы красного цвета в окружающей обстановке. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, интерес к цвету, любознательность, желание обнаружить как можно больше объектов заданного цвета в большом пространстве. Формировать умение замечать цвет.
Материал. Предметы окружающей обстановки.
Ход игры.
Педагог предлагает детям встать на середину групповой комнаты, посмотреть вокруг и найти предметы красного цвета. Дети называют предметы, их цвет и пространственное положение. Дети могут называть и те объекты, которые частично имеют заданный цвет.
ДЕКАБРЬ
«Строим башенку»
Цель: Познакомить детей с понятиями «форма», «квадрат»; закреплять знание красного цвета; учить ставить один кубик на другой.
Материал: кубики красного цвета.
Ход игры
Входит педагог, держит в руках красивую коробку с кубиками и предлагает угадать, что в ней (Предположения ребенка). Загадывает загадку:
Есть коробка у меня, в ней живут мои друзья,
Очень они разные: желтые, красные,
Зеленые и синие, все дружные и сильные.
Вместе любят собираться и в постройки превращаться. (Кубики)
- Посмотри, какие красивые кубики у меня в коробке.
- Какого они цвета? (Красного)
- Что из них можно построить? (Предположения детей).
- Ребята, кубики имеют форму квадрата. Повторите: «Квадрат».
- Давай поиграем в интересную игру, которая называется, построим башенку.
Дети строят башенки, затем говорят у кого башенка получилась аккуратнее.
«Разложи фигурки по домикам»
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».
Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам» : «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
«Катится – не катится»
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.
Материалы: кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».
Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.
«Фигуры играют в прятки»
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Материалы: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.
Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».
Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.
Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом кубики.
Величина
Игра 1. «Спрячь в ладошке»
Цель: познакомить с понятием величины.
Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.
Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету) .
Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».
Игра 2. «Накрой платком»
Цель: познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.
Материалы: предметы и игрушки разных размеров; платок.
Ход игры: сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под платком, а большой нет.
Предложите детям поиграть в прятки – накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из – под платка маленькая, а та, которая не поместилась под платком – большая.
Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы – яги.
В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче».
Игра 3. «Накрой шляпой»
Цели: знакомить с величиной посредством практических действий, с понятиями.
Материалы: шляпа, предметы и игрушки разной величины.
Ход игры: предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте. Что под шляпу помещаются только маленькие игрушки.
Игра 4. «Покормим кукол»
Цель: знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.
Материалы: миски одного цвета, большая маленькая ложка, большая и маленькая куклы.
Ход игры: возьмите две миски, резко отличающиеся по величине, и предложите ребенку покормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящие по величине: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давайте покормим кукол. Теперь пошли гулять».
Усложняя игру, можно предложить ребенку три миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.