Ольга Биричева
Проект по сенсорному развитию для первой младшей группы «Познаём мир, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта : «Познаем мир играя»
«Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста»
(Мелёхина И. В.)
Вид проекта : групповой, познавательный, игровой, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (октября - апрель)
Возрастная группа : первая младшая группа
Публикация «Проект по сенсорному развитию для первой младшей группы „Познаём мир, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Участники проекта : дети первой младшей группы №1, родители воспитанников первой младшей группы №1, воспитатели Серкова А. А., Биричева О. А.
Актуальность проекта :
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Значение сенсорного воспитания трудно переоценить, ведь оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни : предметов, их свойств и качеств.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта : обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта :
• Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
• Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
• Обогащать знания детей способам обследования предметов.
• Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
• Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Этапы реализации проекта :
1 этап — подготовительный этап (октябрь-ноябрь)
Задачи этапа:
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
• Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.
• Разработка содержания проекта «Познаём мир играя»
• Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
• Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
• Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
2 этап — основной (декабрь – апрель)
Задачи этапа:
• Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
• Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок.
• Проведение круглого стола с родителями «В мире сенсорики»
• Обогащение развивающей среды
• Подбор и изготовление дидактических игр
• Подбор и изготовление наглядных пособий
• Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного
развития детей
• Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
• Проведение индивидуальной работы с детьми
3 этап: — итоговый (две последние недели апреля)
Задачи этапа:
• Анализ результатов проекта
• Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
• Создание презентации проекта по сенсорному развитию
• Оформление фотовыставки.
• Проведение мониторинга.
• Анализ полученных результатов, выводы.
План реализации проекта
Содержание работы с детьми Задачи Сроки
Д. и. «Соберем петушку игрушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
октябрь
Развивающая ситуация «В гостях у зайчихи» создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.
Д. и. «Веселые матрешки»
Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д. и. «Соберем пирамидку»
Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д. и. «Огурчики и помидорчики».
Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. октябрь
Д. и. «У кого какое платье» Учить выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.
Игра : Разноцветные бусы.
учить ребенка чередовать предметы по цвету.
Д. и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Д. и. «Угостим медведя ягодой.»
Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику. ноябрь
Д. и. «Найди такую же фигуру»
. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Д. и. «Помоги матрешке найти свои игрушки». Учить детей группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Д. и. «Грибы на поляне».
Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один и много.
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине Декабрь.
Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?» Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Размещение грибов четырёх цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Дидактическая игра «Разноцветные поляны» формировать умение группировать разнородные предметы по цвету. Январь
Дидактическая игра
«Заштопай штанишки»
Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.
Игра Курочка и цыплята
Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».
Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).
Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. Февраль.
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки»
Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
Д. и. «Башенки для гномиков».
Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Игра «большие и маленькие» учить ребенка чередовать предметы по величине
Д. и. «Где Мишка?»
Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. Март.
Игра : «Что там?» Учить устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки
Д. и. «Цирковые собачки».
Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
Дидактическая игра «Собери квадрат»
формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
Д. игра : «Узкая и широкая дорожка» Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности.
Д. и. «Поручения».
Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки.
Развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое. Апрель.
Д. игра «Чудесный мешочек». Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, нахождение знакомых предметов на ощупь.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Посади бабочку на цветок».
Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. Апрель
Д. и. «Ловись,
рыбка».
Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
Д. и. «Цветные лодочки».
Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.
Работа с родителями
1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
2. Подготовка консультаций для родителей по теме «Сенсорное развитие детей младшего возраста» Ноябрь 2018г.
3. Анкетирование родителей Декабрь 2018г.
4. Нетрадиционная форма родительского собрания. Круглый стол «Путешествие в мир Сенсорики» Декабрь 2018г.
5. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Декабрь-январь
6. Проведение выставки – конкурса дидактических игр (игрушек) изготовленных родителями Январь 2019г.
4. Доклад на родительском собрании о проделанной совместной работе. Апрель
2019г.
Журнал «Дошкольное воспитание» №2 -1992г.
2. Здоровьесберегающая система дошкольного образ
Журнал «Дошкольное воспитание» №2 -1992г.
2. Здоровьесберегающая система дошкольного образ
Список используемой литературы: Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре», 2010г.
Ожидаемые результаты проекта :
• Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
• У детей группы сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
• Совершенствование умений детей обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
• Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
• Успешное сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
• Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
• Картотека дидактических игр по сенсорному развитию (см. папка картотека)
• Презентация для родителей.
• Фото-коллаж «Учимся играя».
список используемой литературы:
1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н.
2. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
3. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук. : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
4. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991. – 207с. : ил.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1991. – 160с. : ил.
6. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. — 2008.- №11.- стр51.
7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. — М. : Просвещение, 1977. – 176с.
8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М. : Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.
9. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 288 с.
10. Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Издательство «Ювента»,2006(3-е изд.) – 224с.
11. Пилюгина Э. Г. Игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. «Библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. — М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.
12. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша : Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение, 1996. – 112с.
13. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1983. – 96с., ил.
14. Развивающие игры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 240с., ил.
15. Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей от 3до6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева и др. ; Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. -М. : Просвещение, 1991. – 64с.