Елена Мусягина
Конспект занятия «Звуки [з]-[з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! (Дети стоят около своих столов, здороваются) А сейчас сядет тот, кто скажет, как еще можно здороваться друг с другом. Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички. Давайте с ними познакомимся. Это Зоя, а это Зина. Подскажите, пожалуйста, а какие первые звуки в именах девочек? (Звуки З, Зь)
- Возьмите свои волшебные зеркала и произнесите звук З тихо, громко.
- Дайте характеристику звука З. (Звук З – согласный, звонкий, твердый)
- Теперь произнесите звук Зь. Расскажите про него.
- Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два звука и вспомним букву, которая обозначает эти звуки. Скажите, а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь]? (Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым цветом).
- Какой буквой обозначим? Куда смотрит? На что похожа З? («Внимательно ты посмотри, ну, совсем как цифра 3. Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя».)
3. Д/упражнение «Слушай внимательно»
-Наши сестрички захотели с вами поиграть в свою любимую игру «Слушай внимательно». А вы хотите с ними поиграть?
- Хлопните в ладоши, если услышите в словах звук З, сожмите кулачки на звук Зь.
Зелень, зубр, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир, зерно, зеркало, зайчонок, зарядка, зима.
4. Д/игра «Дразнилки».
- Ребята, девочки очень любят дразнить друг друга. Давайте и мы их подразним. Сначала подразним Зою.
- Каждый из вас будет читать свой слог, а мы заменим в нем звук З на Ь, произнесем новый слог вместе.
за-за-за - зя- зя- зя; зо-зо-зо - зё-зё-зё; зу-зу-зу - зю-зю-зю.
- Теперь наоборот подразним Зину. Читаем слоги с мягким звуком Зь, и заменяем его твердым звуком З: зи-зи-зи - зы-зы-зы; зе-зе-зе - зэ-зэ-зэ; зя-зя-зя - за-за-за.
5. Д/игра «Поймай звук» (с мячом).
- Поймайте звуки, а верните слово.
Логопед произносит слово по звукам, ребенок называет слово.
З, о, н, т; к, о, з, а; ф, а, з, а, н.
6. Д/упражнение «Составь новые слова» (с мячом)
- Составим новые слова, используя приставку «ЗА»
Ехать – заехать, бросить -, брать - …., мазать - …., ползти - …., ходить - …. ,бежать - …., шить - …., петь -, болеть - …., клеить - ….
6. Д/упражнение «Собери игрушки» (на карточках)
- Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им! Зое в корзинку нужно положить игрушки, в названии которых есть звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Соедините предметы с нужной корзинкой и определите место звуков З, Зь в названии картинок.
7. Д/упражнение «Отгадай загадку»
- Зина сочинила для вас загадку. Послушайте её и попробуйте отгадать:
Кто, угадай-ка седая хозяйка?
Тряхнёт перинки – над миром снежинки.
(На доску выставляется картинка ЗИМА)
8. Звуковой анализ слова.
- Зина просит составить схему слова - ее любимого времени года-зима. Справимся с этой просьбой?
Дети составляют звуковую схему этого слова.
-Сколько всего звуков в слове ЗИМА?
- Сколько согласных звуков?
-Сколько мягких согласных? Какой?
-Сколько твёрдых согласных? Какой?
- Сколько гласных звуков? Какой?
- Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Сколько слогов в слове ЗИМА? (2 слога)
- Обозначим звуки буквами.
- Прочитаем слово.
Как из слова зима сделать слово Зина? (Поменять букву М на Н)
- Ребята, поменялась одна буква, поменялось значение слова.
9. Д/упражнение «Составь предложение».
А Зоя попросила нас помочь ей составить предложения из слов. Поможем Зои?
Зоя, беседка, выглянуть, из-за.
Зина, беседка, цветы, посадить, за.
Зонт, спина, за, спрятать, Зина.
10. Итог занятия.
- Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, Зое и Зине, очень понравилось с вами заниматься и играть. Поэтому они приготовили вам маленькие подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось, до свидания, до новых встреч!