Юлия Светлова
Проект по познавательному развитию «Блокадный Ленинград» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Основные данные проекта:
Название организации: МОБУ «Муринская СОШ №5» г. Мурино
Участники проекта: педагог Светлова Ю. А., дети подготовительной группы №11 «Осьминожки» возраст 6-7 лет, родители воспитанников.
Тип проекта: информационно-практико – ориентированный
Вид проекта: краткосрочный, групповой
Срок реализации: с 23.01.2023 по 28.01.2023 г.
Актуальность:
Публикация «Проект по познавательному развитию „Блокадный Ленинград“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня остаётся одной из самых актуальных.
Есть в истории России события, которые тяжело принять и осмыслить даже спустя многие десятилетия. Одно из самых тяжелых – это блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Для каждого, кто живет в Санкт-Петербурге, блокада Ленинграда - ключевое историческое событие. Для старшего поколения, которое носит в себе эти воспоминания - это часть жизни, которую они никогда не забудут. Ценой своей жизни ленинградцы сохранили духовные и материальные ценности своей страны. Подвиг ленинградцев стал ярким примером стойкости и героизма советского народа в борьбе с фашизмом.
Раньше дошкольники имели возможность часто встречаться с ветеранами блокадного Ленинграда, слушать их рассказы со слезами на глазах о героических подвигах, боевых сражениях. К сожалению, в настоящее время, такие встречи становятся практически невозможными, потому что с каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше. В силу этого нарушается преемственность поколений в воспитании у детей патриотизма, т. к. многие родители не могут передать историю и нравственный опыт.
В преддверии празднования 80-и лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Мы провели опрос родителей и побеседовали с детьми. Из чего сделали вывод, что вопросы воспитания патриотизма, не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Дети задают много вопросов, касающихся военных времен. Из которых понятно, что уровень знаний у детей о событиях тех лет очень низок, а у некоторых знания отсутствую совсем. С целью - создания условий для развития нравственно- патриотического воспитания и изучения истории блокадного Ленинграда, было принято решение провести совместный проект "Блокадный Ленинград"
Цель проекта: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
2. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.
3. Познакомить детей с дневниками детей блокадного Ленинграда.
Развивающие:
1. Закрепить навыки речевой и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.
2. Развивать устную речь. Расширять и активизировать словарь детей (блокада, эвакуация, «дорога жизни», ветеран, монумент, мемориал и т. д.)
Воспитательные:
4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. 5. Воспитывать нравственные качества, такие как любовь и уважение к защитникам Родины на основе впечатлений и исторических фактов.
Предполагаемые результаты:
1. Дети усвоят и закрепят знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
2. У детей расширится кругозор и интерес к истории Санкт – Петербурга в годы Великой Отечественной войны.
4. У детей повысятся нравственные качества, такие как любовь и уважение к защитникам Родины на основе впечатлений и исторических фактов.
5. Пополнится словарный запас детей. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.
6. Укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно – патриотического воспитания.
Продукт проекта: выставка рисунков «Блокада глазами детей»
Педагогические технологии, методы и приемы:
- информационно-коммуникационные технологии;
- интернет ресурсы.
Наглядные: наблюдения, демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций, презентаций.
Словесные: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
Организация и этапы проведения проекта
Этапы Основные направления реализации
1 этап: «Подготовительный»
1. Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
2. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии); дидактических игр, занятий.
3. Подбор информации через интернет (презентации, фильмы о блокадном Ленинграде).
4. Пополнение предметно-развивающей среды.
Работа с родителями:
1. Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.
2. Предложить родителям маршрут выходного дня. Автобусную экскурсию вместе с детьми по «Дороге жизни» с посещением мемориалов и памятных мест, а также музея «Дорога Жизни».
3. Предложить родителям и детям принять участие в создании выставки рисунков на тему «Блокада глазами детей»
2 этап: «Основной» (работа над проектом)
Познавательное развитие
Совместная и самостоятельная деятельность:
- проведение бесед: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Блокадный хлеб», «Дорога жизни» - просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде;
- рассматривание иллюстраций «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Дорога жизни», «Разорванное кольцо блокады», «Легендарная полуторка», «Блокадный хлеб»;
- рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ;
- НОД с использованием ИКТ (презентации): «Блокада Ленинграда», «Хлеб блокадного Ленинграда», «История Дороги Жизни», «Памятные места и мемориалы, посвященные блокаде Ленинграда»;
- просмотр документального фильма «Блокада. Дети»
- дидактическая игры «Разрезные картинки», «Военная техника», «Шифровка».
Развитие речи
Совместная и самостоятельная деятельность:
- чтение художественной литературы: Э. Фонякова «Хлеб той зимы», В. Карасёва «Кирюшка», О. Бергольц «Мы – ленинградцы».
- чтение дневников детей блокадного Ленинграда «Детская книга войны», записки Татьяны Савичевой.
- заучивание стихотворений
- составление рассказов по картине «Прорыв блокады Ленинграда» 1943. Художники:
В. Серов, И. Серебряный”.
Художественно-эстетическое развитие
- прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Харитонов - «Не стареют душой ветераны», гр. «Ленинград» -
«Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная память героям Великой Отечественной войны», песни военных лет.
- рисование «Разорванное кольцо», «Дорога жизни»;
- аппликация «Блокадный хлеб».
Физическое развитие
Подвижные игры «Разведчики», «Полоса препятствий».
3 этап: «Заключительный»
1. Презентация проекта
2. Размещение информации на официальном сайте ДОУ.
3. Отчёт об итогах проведения «Дня снятия блокады Ленинграда».
С родителями:
• Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.
• Привлечение родителей к участию в практической работе по проекту.
Полученные результаты:
• Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
• Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
• В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.
• Родители приняли активное участие в проекте.
• Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
• Выставка коллективных работ «Блокада глазами детей»
• Проведение совместной экскурсии «Дорога жизни»
Подведение итогов проведенной работы
В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. У детей расширились знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Так же у них возросла познавательная активность к истории г. Санкт-Петербурга в годы Великой Отечественной войны.
В рамках проекта на занятиях дети узнали о жизни жителей осажденного города. Они наглядно ознакомились (показ слайдов) «О блокаде Ленинграда».
Проводились беседы о роли «блокадного хлеба» в жизни ленинградцев в дни блокады. Дети узнали, что такое «Каточки на хлеб». Какая норма хлеба полагалась на каждого человека.
Из презентации «Дети блокады». Воспитанники узнали о жизни и занятиях детей в блокадном городе. Очень большой интерес и чувства сопереживания у детей вызвало прочтение «дневников детей блокадного Ленинграда» и дневника Татьяны Савичевой.
Дети так же узнали, что такое «Дорога жизни» и какое важное значение она имела для Ленинграда. Познакомились с понятием «Легендарная полуторка», какой героизм проявляли водители в годы Великой Отечественной войны.
Так же дети познакомились с произведениями: Э. Фонякова «Хлеб той зимы», В. Карасёва «Кирюшка», О. Бергольц «Мы – ленинградцы». Составляли рассказ по картине «Прорыв блокады Ленинграда». На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная речь, пополнился активный и пассивный словарь.
Проект позволил расширить кругозор детей о героизме людей и города Санкт-Петербурга в период Великой Отечественной войны. В группе пополнилась предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами. Ребята с удовольствием и интересом разглядывали карты и изучали наглядный материал.
Для развития познавательной и продуктивной деятельности дети узнали о памятных местах и мемориалах. Участие всех детей в продуктивной деятельности способствовало развитию их творческих способностей, фантазии, памяти, внимания.
В ходе проекта так же была проведена совместная экскурсия выходного дня по «Дороге жизни». На которой дети услышали рассказ о блокаде и истории Дороги жизни. Увидели памятники Дороги жизни: памятник Регулировщице, Балтийские крылья, легендарная Полуторка, Старый участок Дороги жизни, Ириновский мемориал, Разорванное кольцо, Блокадный Паровоз, Цветок Жизни, Аллею Дружбы и курган Тани Савичевой. У памятника Разорванное кольцо дети прочитали стихи и возложили цветы, а также посетили музей «Дороги жизни» и узнали интересные факты о военной технике - самолёте, автобусе и машинах. Все подавалось в интересной, живой форме. Внимание детей удерживалось диалогом с экскурсоводом.
Итогом проекта стала организация выставки рисунков «Блокада глазами детей».
Тема проекта была насыщенной и познавательной, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях в рамках проекта. Ребята с интересом слушали рассказы о блокадном Ленинграде, о великом подвиге, совершенном людьми. Коллектив стал более сплоченный. Родители проявили инициативу в организации экскурсии. Проделанная работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте. У детей повысились нравственные качества, такие как любовь и уважение к защитникам Родины на основе впечатлений и исторических фактов; расширился кругозор и интерес к истории Санкт – Петербурга в годы Великой Отечественной войны.
Пополнится словарный запас детей. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.