Томилова Ольга
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Мы — юные патриоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» п. Колышлей
Проект на тему : «Мы- юные патриоты»
для воспитанников старшей группы «Почемучки».
Воспитатель : Томилова О. Н. ,
I квалификационная категория
Введение
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе „Мы — юные патриоты“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Актуальность темы
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм. Воспитывать уважение к государственной символике, любовь к родному посёлку, краю, Родине. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Процветание Российского государства, его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, патриотических традиций нашей Родины, формирования у дошкольников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, родного посёлка, учит ценить мир. В основе проекта лежит идея познакомить детей с известными историческими фактами.
Проблемы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, которой подвергается наше общество сегодня - не в сложной экономической ситуации, а в подмене ценностей, понятий, попытки отдельных государств и личностей переписать историю. Особенно велико влияние на детей и подростков. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, героизме, патриотизме.
Цель проекта :
Формирование у детей основ гражданственности, патриотизма, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного края.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию у каждого ребенка любви к Родине. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает и защищал Родину: воинам Российской армии, ветеранам;
2. Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
3. Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность;
4. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихотворений, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;
5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
6. Организовать деятельность детей, направленную на создание праздничного развлечения;
7. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Принципы реализации
Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка, педагога, родителей.
Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
Методы реализации
1. Беседы
2. Экскурсии
3. Совместные игры
4. Анкетирование
Участники проекта : дети старшей группы «Почемучки», воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Тип проекта : информационно-творческий, познавательный, групповой.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение нравственного уровня воспитанников.
2. Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны и родного посёлка.
3. Развитие инициативы, самостоятельности.
4. Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, родного посёлка, народу.
5. Ознакомление с родным посёлком продолжится в семье.
6. Расширение знаний детей об известных людях страны, родного посёлка, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.
Для педагогов:
1. Обобщение, распространение и внедрение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
2. Умение моделировать, составлять проекты, организовывать жизнедеятельность с применением современных технологий. Преобразование предметно-игровой среды группы.
Для родителей:
1. Вовлечение родителей, социальных партнёров в образовательно-воспитательный процесс;
2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми;
3. Совместное участие с детьми в конкурсах, праздниках.
Этапы реализации проекта :
1 этап Организационный
- Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.
- Информация родителей о предстоящем проекте. Анкетирование родителей.
- Подбор и разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, игровых образовательных ситуаций по направлению работы.
- Подбор детской художественной литературы для чтения.
- Сбор и оформление наглядно-информационного материала по теме проекта : презентаций, фотоальбомов, альбомов для рассматривания, подбор дидактических игр по теме;
2 этап Практический
- Проведение НОД, бесед о ВОВ.
- Привлечение родителей к участию в проекте.
- Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап Обобщающий
- Организация выставки рисунков ко Дню Победы (совместная работа детей с родителями).
- Изготовление поздравительных открыток ко Дню Победы, сделанных руками детей.
- Выпуск стенгазеты «Наши папы в армии».
-Экскурсия в краеведческий музей.
-Экскурсия к памятнику В. А. Глазунова, Вечному Огню. Возложение цветов.
- Литературно - музыкальный досуг «Чтобы помнили».
План проведения мероприятий в старшей группе «Почемучки»
по проекту : «Мы -юные патриоты»
Тематический блок Тема Содержание
Сентябрь
«Моя семья»
1. Анкетирование родителей «Воспитываем патриотов».
2. Составление рассказов детьми по теме: «Моя семья». (Речевое развитие)
3. Составление родословного древа при участии ребенка, выявление родных, являющихся участниками войны (отметить на древе звездочкой).
НОД. Рисование «Моя семья».(Художественно-эстетическое развитие) Расширять представления о семье.
Учить ориентироваться в родословных связях
Пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним
Октябрь
«Мой посёлок, в котором я живу»
1. НОД «Моя малая Родина- Колышлей». (Познавательное развитие)
2. Составление коллективного рассказа детьми о родном посёлке. (Речевое развитие)
3. Фотовыставка: «Колышлей прежний и сейчас». (Познавательное развитие)
4. Презентация «Моя малая Родина-Колышлей». Знакомство с Колышлеем, его достопримечательностями. Закреплять знания детей о родном посё лке: название посёлка, основные достопримечательности. Формировать понимание выражения «Моя малая родина».
Дать представление детям о знаменитых людях, живших в Колышлее. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Ноябрь
«Наша Родина-Россия»
1. «Моя страна». Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа. (Познавательное развитие)
2. «Символика России». Прослушивание гимна России, рассматривание герба, знакомство с президентом России, аппликация- изображение государственного флага. (Художественно-эстетическое развитие)
3. Родительское собрание на тему: «Воспитываем патриотов». Привлечение родителей к вопросам нравственно - патриотического воспитания детей.
4. Знакомство с половицами и поговорками о Родине, родном крае. Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Знакомство с символикой России.
Воспитывать любовь к своему Отечеству.
Декабрь
«Москва-главный город нашей Родины»
1. Презентация «Экскурсия по красной площади». (Познавательное развитие)
2. Заучивание наизусть стихотворений о Москве (М. Цветаева «Золотая моя Москва!», Ф. Глинка «Москва»). (Речевое развитие)
3. Аппликация «Башня Московского кремля». (Художественно-эстетическое развитие) Продолжать воспитывать патриотические чувства : гордость и уважение к Родине, к городу Москва. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой.
Январь
«Сильные могучие богатыри славной Руси»
1. Рассматривание картины «Богатыри»
В. Васнецова. Составление рассказа по картине. (Познавательное развитие)
2. Слушание в записи былин- Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. Беседа: «О характере богатырей Руси» (Художественно-эстетическое развитие)
3. НОД. Лепка: «Конь богатыря». (Художественно-эстетическое развитие) Раскрыть понятие «Богатырь». Познакомить детей с былинными защитниками Отечества.
Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях; изучить и выбрать характерные детали одежды, вооружения, доспехов.
Февраль
«Наши защитники»
1. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой). (Речевое развитие)
2. Развлечение «Мы- юные защитники», посвящённое 23 февраля. (Художественно-эстетическое развитие)
3. НОД. Аппликация «Галстук для папы» (Художественно-эстетическое развитие) Уточнять и расширять представления детей о Российской Армии,
познакомить с родами войск. Воспитывать уважение к армии, охраняющей нашу Родину. Воспитывать в детях чувство гордости за свою армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
Март
«Они прославили Россию»
1. «Юные герои войны». (Леня Голиков, Марат Казей и т. д.) (Познавательное развитие)
2. Предложить родителям собрать информацию о бабушках и дедушках, участвующих в Великой Отечественной Войне (фото, ксерокопии писем, грамот). Создание альбома «Они прославили Россию». (Познавательное развитие)
3. Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава». (Речевое развитие)
Продолжать знакомить детей с маленькими героями Великой Отечественной Войны.
Апрель
«Герои нашей Родины»
1. Рассматривание иллюстраций с историческими памятниками Великой Отечественной Войны. (Познавательное развитие)
2. Чтение произведений А. Митяева: «Землянка», «Почему Армия всем родная», «Дедушкин орден». Беседы с детьми. (Речевое развитие)
Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ. Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, продолжать воспитывать гордость за свой народ, прививать любовь к родине.
Май
«Этот День Победы»
1. Изготовление поздравительных открыток ко Дню Победы, сделанных руками детей. (Художественно-эстетическое развитие)
2. Выставка рисунков «Война глазами детей». (Художественно-эстетическое развитие)
3. Экскурсия к памятнику В. А. Глазунова, Вечному Огню. Возложение цветов.
4. Создание папки «Земляки-герои».
5. Литературно - музыкальный досуг «Чтобы помнили». Обобщить и системати-зировать знания детей о подвиге наших соотечес-твенников в годы Великой Отечественной Войны. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Рассказы и стихи о войне.
Л. Кассиль «Главное войско»,
«Сегодня праздник»-сборник стихов
С. Баруздин «Шёл по улице солдат»
А. Барто «На заставе»
С. Георгиевская «Галина мама»
В. Фёдоров «Мишин колосок»
Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?»
А. Митяев «Землянка», «Почему Армия всем родная», «Дедушкин орден»
С. Алексеев «Последний штурм»
Ю. И. Коваль «Алый»
Ф. Н. Глинка «Город чудный, город древний»
Беседы
Великая Отечественная война.
Почему война называется Великой Отечественной?
Дети и война.
Дидактические игры
«Назови пословицу»
«Раньше и теперь»
«Защитники Отечества»
«Великие люди России»
Подвижная игры
«Кто быстрее?»
«Перетягушки»
«Кто дальше?»
«Попади в цель»
Сюжетно-ролевые игры
«Больница»
«Лётчики»,
«Российская армия»
«Строители»
В завершении реализации данного проекта были получены следующие результаты:
1. Были созданы условия для формирования гражданской позиции детей, гордости за свой народ, воспитания патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родной страны, воспитания чувства сопричастности к истории своей Родины;
2. У детей расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне, сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
3. Повысился интерес и вовлеченность родителей в педагогический процесс ДОУ;
4. Были получены следующие продукты проектной деятельности :
Составление родословного древа.
НОД по Познавательному развитию «Моя малая Родина- Колышлей»
Фотовыставка «Колышлей прежний и сейчас».
Развлечение «Мы- юные защитники», посвящённое 23 февраля.
Выставка рисунков «Война глазами детей».
Создание папки «Земляки-герои».
Литературно - музыкальный досуг «Чтобы помнили».
«Художественно - эстетическому развитию на тему: «Праздничный салют».
Список литературы
1.»Ребёнок в детском саду» №3 2004г., №3 2009г.
2. Г. Я. Затулина «Россия-Родина моя» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
3.»Семьеведение» Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций Е. Ф. Купецкова
4. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
5. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
6. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
7. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
8. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
9. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»
10. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном упреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий»