Лидия Шаронова
Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России"
Актуальность темы
Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проблема гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня наиболее актуальна. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в системе государственного и местного управления. Можно заметить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому в настоящее время так актуальна проблема гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания детей. С началом демократизации общества в целом из воспитания и обучения подрастающего поколения стали исчезать многие славные традиции военной истории, героического прошлого нашей страны.
Публикация «Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников „Я частичка России“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей, участников Великой Отечественной войны, истории и факты их фронтовых и трудовых подвигов.
В нашем детском саду с момента его открытия реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, экскурсии к мемориалу «Павшим войнам», дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.). Используются различные формы, методы и приемы.
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Проводя воспитательно-образовательную программу, мы должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность, нужно начиная с малых, понятных детям вещей. С чего начинать такую работу? Конечно же, с бесед на эту тему с детьми, рассказов о подвигов соотечественников, демонстрации видеофильмов, которые разработаны в педагогической образовательной технологии М. Д. Маханевой «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», которая создана для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан».
В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И поэтому я считаю нашей первоочередной задачей взрослых: воспитателей, родителей, работников дошкольного учреждения, чтобы наши дети такое восхищения испытывали не единожды, а каждодневно.
Как я подходила к выбору тематики будущего проекта? Темы проектов были различны. Главное их условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление об историческом наследии родного села, района, республики, страны. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Я сама себя, считаю патриотом своей страны, и до сих пор помню свое восхищение подвигом Зои Космодемьянской, когда читала «Повесть о Зое и Шуре», подвигом Александра Матросова, закрывшим собой амбразуру вражеского дзота, «Побег из ада» - о нашем уроженце- летчике Михаиле Девятаеве, совершившим побег на угнанном вражеском самолете из концлагеря, «Молодая гвардия» А. Фадеева. Кроме того я помню рассказы бабушек и мамы о всех лишениях, выпавших им в годы войны. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Поэтому я взялась за реализацию этого долгосрочного проекта гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания дошкольников, воспитанников средней группы дошкольного учреждения.
Перед участниками проекта были поставлены такие задачи:
- формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;
- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
- расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- развитие элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам блокадного Ленинграда;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Главной целью проекта :
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, интерес к истории своей семьи, своего народа
Реализация проекта предусматривала несколько этапов и проходила по разработанному плану. В ходе предварительной работы были проведены беседы и консультации с родителями по вопросам актуальности патриотического воспитания детей; формированию личности, обладающей качествами гражданина-патриота, готового к защите своего Отечества; внедрению в жизнь социальных норм толерантности. Также было уделено особое внимание важности посильной помощи и активного участия родителей в запланированных мероприятиях.
На первом этапе работы необходимо повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе. Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия - подбор необходимого материала:
Второй этап работы предусматривает создание предметной развивающей среды в группе. Мышление дошкольника наглядно- образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Для решения этой задачи в группе были оборудованы специальные зоны:
- центр «Наша Родина - Россия», содержащий материал по ознакомлению со своей страной, государственной символикой;
- зона с книго-выставкой «Мой край Мордовия моя» (история, география, природа, обычаи родного края);
- папка-передвижка о родном районе (наглядные пособия, дидактический материал о родном городе, его достопримечательностях, о знаменательных датах в истории города);
- макет «Моя армия»
- сменные экспозиции в книжном уголке: «Сказы Бажова», «Русские легенды и предания», «Поклонимся великим тем годам», «Что за прелесть эти сказки…», «России верные сыны».
- выставка книг «Хроника военных лет»,
-лэпбук «День Победы»;
-макет военных действий;
- Макет памятника;
-папка-передвижка о наградах;
Третий этап работы по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
После всей проведённой нами работой необходимо было определить результат усвоения детьми данного материала. Для мониторинга были выбраны следующие показатели для диагностики знаний дошкольников о своей Родине и о Великой Отечественной войне
Вопросы:
Какие национальности живут в Республике Мордовия?
Назовите рода войск нашей армии.
Расскажите, чем отличается военная форма солдата, моряка, лётчика?
Какую боевую технику вы знаете?
Назовите известных вам героев – защитников Отечества.
Какие подвиги они совершили?
Какие улицы в нашем посёлке названы в честь героев – защитников Отечества?
Какие памятники в нашем посёлке посвящены защитникам Отечества?
Где они расположены?
Кто такие ветераны?
Почему у них много наград?
За что награждают медалями и орденами?
Назовите имя героя-летчика, совершившего первый воздушный таран (Н. Гастелло).
Назовите имя рядового, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота (А Матросов).
Знаете ли вы город-герой, легендарный город моряков? (Севастополь).
Какие еще города-герои вы знаете?
Назовите военные марши, песни военных лет, песни о войне.
Вспомните художественные произведения о войне, о подвигах солдат.
Назовите смоленского поэта, написавшего слова к песне «Катюша» (М. Исаковский)
Назовите автора поэмы «Василий Тёркин». (А. Твардовский)
Когда и как страна отмечает День Победы?
Оценка проводится по следующим степеням выраженности:
высокий уровень – знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведёт повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы.
средний уровень – знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы, на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.
низкий уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого.
В реализации данного проекта были задействованы 25 дошкольников.
Реализация проекта способствовала гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания у детей, воспитанию у детей чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны, любви к Родине, обновлению и обогащению дошкольного образовательного учреждения исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвященными Победе в Великой Отечественной войне. Понимание важности праздника Дня Победы в жизни российского человека.
Срок реализации проекта : проект был осуществлен в период с марта 2018 и работа в данном направлении продолжается по настоящее время
В рамках реализации проекта был разработан план мероприятий.
Срок проведения Тема Мероприятия
март Моя малая Родина
(семья, дом, детский сад)
Беседы на тему «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «С чего начинается Родина?»;
- организация выставки детского творчества «По дороге в детский сад»;
- оформление альбома «Моя семья» (создание герба семьи, профессионального древа);
- организация коллективного труда детей и родителей в группе и на участке детского сада «День большой чистоты», «Неделя добрых дел»;
- игра-викторина «Россия –Родина моя!»
-рисование и аппликация флага РФ и др.
-Беседа об истории великого достижения русского народа 12 апреля 1961 года. Полет в космос первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина
-Аппликация из ткани «Планета Земля. Вид из космоса»
-Оформление страницы в весеннем альбоме о первом космонавте Ю. А. Гагарине
-лепка ракеты для космодрома
апрель Культура мордовского народа
- беседы «В старину нашего края…», «Поклонение женщине-матери, хранительнице семейного очага»;
- изготовление атрибутов для игр «Я хозяйка», «Мамины помощники»;
- оформление альбома «Секрет бабушкиного сундучка»;
- создание мини-музея «Славянские ремёсла»;
- разучивание народных хороводных игр, обрядовых песен;
- театрализованное представление «Широкая ярмарка»;
- игра-ознакомление со старинными мокшанскими и эрзянскими нарядами «Оденем мокшанку Таню и эрзянку Олю»
- Игра «Продолжи мордовский орнамент»
май «Этот день мы приближали, как могли». - создание в группе Центра боевой славы;
с составными частями :
- выставка книг «Хроника военных лет»,
-лэпбук «День Победы»;
-макет военных действий
- Макет памятника
- Сюжетно – ролевые «Медсанчасть», «Командный штаб», «Полевая кухня».
Подвижные игры : «Доставь донесение», «До свидания мальчики», «Флажки», «Перейди болото»
- беседы «Вставай, страна огромная…», «Они сражались за Родину», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»;
- выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А. Пластов, К. Васильев);
- слушание песен военно-патриотической тематики
просмотр фильмов о войне «Маленький сержант», «Фронтовые письма»;
- создание альбома «Победа была за нами»;
- видио-экскурсии к памятным местам, мемориалам, возложение цветов;
- оформление экспозиции детских и совместных работ «Праздничный салют»;
- викторина «Мы за мир!»
- праздник «Поклонимся великим тем годам…»;
- совместные встречи с ветеранами, которые боролись за победу в тылу Великой Отечественной войны.
-приобщение к художественной литературе:
- Е. Благинина «Шинель», С. Летова «Маленький разведчик», А. Барто «На заставе», А. Метяев «Землянка», М. Зощенко «Солдатские рассказы», Л. Кассиль «Сестра», Т. Белозёров «Майский праздник», С. Михалков «День Победы», П. Воронько «Два брата солдата», А. Твардовский «Василий Тёркин» (отрывки, М. Борисова «Бабушка – партизанка», Л. Татьяничева «Мой дедушка», В. Косовицкий «Будущий мужчина».
Рассматривание иллюстраций - «День Победы «Знамя Победы над рейхстагом» «У пепелища родного дома», «Великая Отечественная война, «За Ленинград!», «Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены».
Репродукции картин советских художников К. Ф. Юона «Парад на Красной площади в Москве», В. К. Дмитриевского «Везде пройдут», П. А. Кривоногова «Победа» и др.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд на темы: «Боевые машины», «Праздничный салют», «Мы за мир!», «Мой папа-солдат», «Заветный треугольник», «Военная техника», «Танки», «Самолёты», «Корабли» и т. д.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращались к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений, потому что как поется в песне:
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат,
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя,
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
(Владимир Златоустовский)
С раннего возраста необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». В рамках проведения гражданско-патриотической и военно-патриотической работы в нашем детском саду прошло множество мероприятий с участием детей и их родителей. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники и мемориалы.
Я провела с детьми занятие с презентацией о героях нашего села, бюсты этих людей стоят на аллее Славы, которая находится рядом с Дворцом Культуры в центре поселка Кемля.
Рассказала и о памятниках в нашем селе погибшим в ВОВ и в локальных войнах.
Общими усилиями родителей и детей организовали выставку книг о нашей малой Родине-Мордовии.
Опираясь на выставку, с целью формирования начальных представлений о своей малой Родине мы с детьми отправились в путешествие по нашей республике. Чтобы подробнее узнать о природе нашей республики заглянули в национальный парк «Смольный».
Познакомились с птицами и животными нашего парка.
Затем на занятии «Моя малая Родина» и совместной деятельности воспитателя с детьми «Мой любимый поселок» дети узнали, что есть такое слово: «малая Родина». Что же это такое? Это маленький кусочек нашей огромной страны, это село, улица, дом и наш детский сад, в который они ходят. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.»
На современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально-регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры.
Существует необходимость ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Мордовии, как важной частью материальной и духовной культуры мордовского народа. Это особенно актуально в связи с возросшим интересом общества к истокам этнической культуры и искусства, историческому прошлому своего народа, необходимостью развития у детей способности полноценно изучать художественные произведения, осваивать народное искусство, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего.
На игровом занятии -ознакомление со старинными мокшанскими и эрзянскими нарядами «Оденем мокшанку Таню и эрзянку Олю».
Освоение дошкольниками элементов народного искусства происходит наиболее успешно в деятельности. С этой целью с детьми были проведены игры «Продолжи мордовский узор».
По национальности, являясь эрзянкой, мною была проведена беседа о самобытности языка эрзянского народа. Далее с целью позитивного отношения и интереса к истории и культуре своей родины провела занятие «Путешествие в страну мордовских сказок». Дети познакомились с персонажами сказки «Куйгорож». Также родители с детьми составили генеалогическое профессиональное древо.
На интеграционном занятии «Мы — маленькие граждане большой страны» для детей была подготовлена презентация о символах государства, затем дети рисовали российский флаг
А на другом занятии закрепили знания о цветах нашего флага и вот аппликация Российского флага.
Хорошим арсеналом является организация спортивных мероприятий, направленных на развитие патриотических чувств, таких как проведения спортивных тематических досугов.
Совместно с папами и детьми двух средних групп провели спортивный праздник «Пусть останутся войнушки лишь игрой»
С целью закрепления знаний о военных профессиях для детей воспитателями группы был подготовлен макет «Моя армия»
Есть такая профессия — Родину защищать. И делают это профессиональные военные : Они защищают нашу страну, охраняют счастливое детство наших детей, мирный труд наших граждан, чтобы мы могли спокойно спать, жить и учиться под мирным небом нашей Родины. Наши славные воины мужественные и смелые, и наши ребята, будущие защитники Родины хотят быть похожими на них.
Не осталось без внимания и великое достижение нашего народа- первый полет в космос Ю. А. Гагарина. С целью развития у детей чувства гордости за Ю. А. Гагарина – и за свою страну выделяла в беседах то, что наш соотечественник первым был в космосе.
Для того чтобы летать в космос и увидеть землю с космоса с детьми вылепили ракеты для космодрома.
«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Это никогда не видел ни один житель Земли» - написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.
На занятии «Планета Земля. Вид из космоса» дети увлеченно создавали Землю, увиденную первым космонавтом»
В наш весенний альбом наблюдений вклеили портрет Ю. А. Гагарина и написали соответствующую запись о нем.
В преддверии празднования Великой Победы появилась идея о - создании в группе Центра боевой Славы.
Новизна проекта заключается в том, что этот Центр состоит из составных частей.
Это макет военных действий,
с которым дети с удовольствием играли.
Это мини музей военной техники, собранный воспитателями и родителями детей.
Количество экспонатов в нем росло с каждым днем больше и больше.
Это - выставка книг «Хроника военных лет»,
В лэпбуке «День Победы» обширная информация о людях, о великом подвиге нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Он состоит из девяти кармашков: «Маршалы Победы», «Военные плакаты», «Военные стихи», «Художники» о войне», «Города -герои», «Открытки», «Раскраски», «Награды Победы», «Лото военная техника», которое дети с удовольствием собирали.
Дети на занятиях раскрашивали выбранные раскраски на военную тему, представленные в одном из кармашек лэпбука.
Папки-передвижки «Награды за великий подвиг».
В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей.
Самую большую ценность здесь представляют реальные награды за самоотверженный и доблестный труд в годы Великой Отечественной войны.
Макет памятника со всеми атрибутами Великой Победы: звезда, вечный огонь, георгиевская ленточка, гвоздика и воины-победители.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
О. Ф. Берггольц
С целью формирования у детей представления о великом подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны и чувство безграничной радости их прадедов и прабабушек в День Победы на занятии рисования дети изобразили эту радость в красках в праздничном салюте.
Вот наш праздничный фейерверк–салют, посвященный Победе нашего народа над немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне.
Алые букеты в небе расцветают,
Искорками света лепестки сверкают.
Вспыхивают астрами голубыми, красными,
Синими, лиловыми – каждый раз все новыми.
А потом рекою золотой текут.
Что это такое?
- Праздничный салют!
Т. Шорыгина