Юлия Девальд
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Я-россиянин, я люблю свой край, я люблю Россию»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №1 «Алёнушка»
Цель проекта
Задачи проекта
Направления
Подготовка педагогического коллектива к работе
над проектом
Формы работы с детьми
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с социумом
Создание развивающей среды
«Человек является, прежде всего,
сыном своей страны гражданином своего
отечества, горячо принимающего к
сердцу его интересы»
В. Г. Белинский
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников „Я-россиянин, я люблю свой край, я люблю Россию“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, и её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка. Не возможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному поселку, городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
В МДОУ «Детский сад №1 «Алёнушка» общеразвивающего вида второй категории ведется целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Эту работу мы начали с поиска форм и методов формирования гражданственности, патриотизма и толерантности, приемлемых для детей дошкольного возраста 4-6 лет.
Цель проекта :
Формирование у воспитанников ДОУ гражданственности, патриотизма
как качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу
и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и
стремление к миру, чувство собственного достоинства, гармоническое
проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
А также заложить фундамент нравственных и волевых навыков поведения,
которые постепенно перейдут в привычку и станут нормой жизни.
Задачи проекта :
• Создание системы гражданско-патриотического воспитания;
• Обеспечение условий для гражданско-патриотического воспитания, поиск форм и методов формирования гражданственности и патриотизма, приемлемых для детей дошкольного возраста;
• Передача жизненного опыта от поколения к поколению;
• Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
• Формирование у воспитанников социально – ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;
• Усиление роли семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей;
• Социализация воспитанников.
• Активизация творческого потенциала воспитанников, педагогов.
Вышеизложенные цели и задачи легли в основу проекта и стали определяющими при планировании направлений по гражданско-патриотическому воспитанию.
• Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – поселку, городу, краю и большой Родине - России.
• Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений.
• Развитие потребности в активном творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.
Приступая к работе, мы определили следующие основные пути решения поставленных задач:
1. Подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях.
Коллектив нашего детского сада начал свою работу с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, подготовке педагогических кадров. Для этого педагоги изучали литературу классиков и современных специалистов в области патриотического воспитания дошкольников (литературу об исторической и современной символике Российского государства, историю России, глубоко знакомились с национальной культурой Донского края, изучали историю, промыслы, традиции, обычаи русского народа. Проводилась интеллектуальная викторина для педагогов «Путешествие в прошлое России».
2. Формы работы с детьми.
Проведение комплексных, сюжетных, тематических видов занятий. Драматизации, театрализованные постановки, праздники с социально значимой идеей
(семейный праздник, праздник детского сада - нашего родного дома, праздники малой родины «Вы откуда? Мы из Матвеева Кургана», праздник Родины «Россия, Россия – края дорогие!») русские фольклорные развлечения включающих в себя танцы, песни, игры разных народов, игры краеведческой, природоохранной направленности.
Организация экскурсии в музей, к памятникам и другим достопримечательностям посёлка, проведение тематические беседы с демонстрацией фотоснимков, плакатов и репродукций картин. Организация изобразительной деятельности в форме проведения выставок детских рисунков, поделок на патриотическую тематику.
3. Взаимодействие с родителями.
Особое внимание в своей работе мы уделяем укреплению связей с родителями. Родители у нас являются активными участниками педагогического процесса ; они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, соревнованиях но и проводят совместно с воспитателями занятия, экскурсии, активно обсуждают вопросы воспитания на педагогических советах, родительских собраниях, семинарах. Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам детского сада о прошлом нашего посёлка, об участии их или их родителей в защите нашей страны в годы войны.
4. Взаимодействие с социумом
Мы работаем в тесном контакте с культурно-образовательными учреждениями социума: в Доме культуры и школе искусств посещаем концерты ансамблей народной песни и пляски, в краеведческом музее а также музее боевой славы дети познают историю родного посёлка, района, области, совместно с СОШ №3 проводятся культурно-массовые мероприятия с социально значимой идеей, тесно сотрудничаем с школьным клубом «Патриот».
5. Создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию.
В детском саду,в группах созданы уголки патриотического воспитания накоплен наглядный материал о российской символике, символике Ростовской области, о земляках-героях книги о Родине, для чтения, настольные дидактические игры такие как «Страны и народы», «Кто где живёт», «Государственные символы России», «Одень куклу в национальный костюм» и др. уголки русского быта - предметы быта русского народа, старины (реквизит постоянно пополняется.). Педагоги вместе с родителями детьми готовят пособия по произведениям русского народного фольклора и др. народностей, в уголках для родителей, папках-передвижках постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, рецепты приготовления национальных блюд.
Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры – всё это является для человека очень важным, независимо от того взрослый он или ребёнок.
Постепенно ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков со временем становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закреплять эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.
Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является Ч Е Л О В Е К.