Татьяна Шишова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
▼ Скачать +Заказ
Паспорт проекта
Вид проекта : творческий, групповой
Участники – дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители
Форма представления - презентация
Срок реализации проекта – октябрь - май 2014 - 2015 учебный год.
Основной раздел программы: познавательное развитие, социализация
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Родной свой край люби и знай!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : накопление библиотеки исторической литературы, произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
«Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей».
Лихачев Д. С.
Гипотеза: в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Актуальность проекта :
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Сегодня существует стремление государства к возврату и обновлению с учётом современных реалий.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы, которая ведется по трем направлениям:
Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
Организационный блок: создание предметно – развивающей среды
Цель проекта : воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи проекта :
С детьми:
1. Дать знания детям о родном городе : история, символика, достопримечательности, промышленные объекты.
2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил родной город.
3. Расширить знания детей о животном и растительном мире Курского края.
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Познакомить с культурой и традициями Курского края.
С родителями:
1. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
2. Обогащать совместный эмоциональный опыт семьи в процессе познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.
С педагогами:
Обогащать знания педагогов детского центра о нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
- езде соблюдаются трудовые и боевые традиции;
- проявляют заботу о благосостоянии народа, о детях;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- всех российских людей объединяет любовь к своей стране.
Ожидаемые результаты
для детей: активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно- патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Умение высказывать и отстаивать собственное мнение и отношение к проблемам города. Освоение доступных знаний об истории родного города, края. Приобретение детьми дошкольного возраста опыта социального взаимодействия с взрослыми. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
для педагогов: видеть, как дети узнают свою историю, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта. Переживать вместе с ребятами и их семьями состояние благодарности, гордости и радости в День Победы.
для родителей: обогащение совместного эмоционального опыта членов семьи, возникновение совместных переживаний, повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей.
Этапы реализации проекта
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей.
Взаимодействие со специалистами и социальными институтами города (музеем, библиотекой, школой).
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Обоянь – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Курский край!»
Оформление альбомов «Моя малая родина - Обоянь»
«Красная книга Курского края», «Птицы Курского края»
Фотовыставки «История нашего города», «Это наш с тобою город - Обоянь».
Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», ««Вот моя улица, вот мой дом родной»
Лепка «Животные и птицы Курского края»
Экскурсии по городу, в музей, библиотеку.
Разучивание стихов о родном городе.
III. Презентационно – завершающий
Занятие “Мой город Обоянь - моя малая Родина! ”
Конкурс чтецов «С чего начинается Родина»
Экскурсия в краеведческий музей
Экскурсия по городу Обоянь
Выставки продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- методическое сопровождение;
- интеграция и взаимодействие со специалистами детского центра и социальными институтами города.
Предложения по возможному распространению проекта :
Проект можно использовать в любой группе для детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В Российской энциклопедии патриотизм трактуется как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к её защите.
Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традиции. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Подведение итогов
Достигнутые результаты: высокий уровень социализации детей группы; у детей сформированы знания о родном городе : истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах; расширились знания детей о флоре и фауне Курского края. Познакомились с культурой и традициями Курского края, узнали, почему День Победы – праздник для всей страны и каждого человека, повысилась педагогическая компетентность родителей в воспитании чувства патриотизма, любви к малой Родине, вместе с ребятами и их семьями пережили состояние благодарности, гордости и радости в День Победы.
Плодотворная, активная работа с родителями в рамках моего проекта дает мне возможность рассчитывать на то, что в своих семьях они продолжат мои начинания по воспитанию гражданственности и нравственности.
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества»
Д. С. Лихачев.