Кириллова Тамара
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Проект
по ознакомлению старших дошкольников
с основами безопасного поведения
«Береги себя!»
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н
2018 г.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!»
Актуальность.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения детей дошкольного возраста ОБЖ. Любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности; воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в не адекватных ситуациях, ведь опасности, которые могут подстерегать детей, можно избежать путём целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения.
Цель:
1. Помочь детям овладеть элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в природе, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях.
2. Дать детям понятие об опасных предметах.
3. Помочь запомнить, как и в каких случаях звонить в службу спасения.
4. Обучить правилам поведения в случае пожара.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с бытовыми и природными источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности.
2. Формировать представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
Развивающие:
1. Развивать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к родной природе.
2. Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность в быту, на улице, на дороге, в природе.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения на улице, на дороге, в общественных местах, в общественном транспорте, дома, в природе.
Вид проекта: информационно - познавательный.
Сроки реализации: долгосрочный.
Объект проекта: совместная работа воспитателя, детей и родителей группы.
Предмет проекта: процесс воспитания и обучения.
Участники проекта: дети 5-7лет, родители воспитанников, педагог.
Сроки реализации проекта: октябрь 2018 г – декабрь 2018 г.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный: октябрь 2018 г.
Цель:
1. Определить цели и задачи проекта.
2. Подобрать литературу и дидактический материал для работы над проектом.
3. Познакомить родителей с проектом.
4. Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.
2 этап. Основной: ноябрь 2018.
Цель:
1. Активизировать правила безопасности в жизнь детей
2. Познакомить с разнообразием правил безопасности и их применением в жизненных ситуациях.
3. Упражнять детей в умении применять эти правила.
3 этап. Заключительный: декабрь 2018.
Цель:
1. Способствовать осознанному овладению детьми группы реальными практическими знаниями и навыками по ОБЖ.
Условия реализации проекта:
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников. В процессе реализации того проекта дети рисуют, играют, выполняют домашние задания совместно с родителями, знакомятся с художественной литературой, оформляют с взрослыми уголок безопасности. Взрослые (педагоги, родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками решений проблемных ситуаций, совместных мероприятий.
Формы организации проекта:
1. Организованная деятельность детей, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно-следственные связи.
2. Совместная деятельность воспитателя и детей-беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные в организованной деятельности.
Работа с родителями:
Цель:
1. Довести до сведения родителей актуальность, важность проблемы безопасности жизни детей.
2. Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.
3. Дать конкретные знания по ОБЖ, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Критерии эффективности проекта:
1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
2. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге, в природе, дома.
3 .Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации.
4. Пробуждение у родителей интерес к проблемам детского сада.
5. Соблюдение правил безопасности участниками проекта (детьми и родителями, но привлечение к тому других людей.
Предполагаемые результаты:
Работа по проекту позволит закрепить у детей знания и получить практические навыки безопасной жизни.
Развитие познавательной активности детей, умение осознанно выполнять правила ОБЖ.
Полученные знания и впечатления детей найдут отражение в рисунках, аппликации, лепке, моделировании, что будет способствовать развитию у детей воображения, творчества.
Конкретные результаты проектной деятельности:
1. Продукты детского изобразительного творчества.
2. Наглядные пособия – игры, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
3. Уголок безопасного дорожного движения в группе.
4. Макет «Улица города»
5. Материалы по работе с родителями.
6. Презентация проекта
7. Выставка детских работ.
Список используемой литературы:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
2. Белая К. Ю. «Я и моя безопасность». Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
5. Волчкова В. Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Познавательное развитие. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2005.
6. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры». - СПБ: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013,-128с.
7. Соколова Ю. А. «Правила безопасности» - М. : «Эксмо», 2006
8. Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2010.-207с.
ПРИЛОЖЕНИЯ к проекту:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Календарно - тематическое планирование ОД и СД по ОБЖ на октябрь - декабрь 2018 г.
ОКТЯБРЬ
Раздел: «Ребенок и природа».
Тема: «Гроза – ненастье с дождём, громом и молнией».
Вид деятельности: ОД, презентация к занятию (https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-po-socialno-komunikativnomu-razvitiyu-groza-nenaste-s-dozhdem-gromom-molniei-v-podgotovitelnoi-grupe-detei.html).
Цель:
1. Формировать основы экологической культуры.
2. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
3. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния.
4. Учить предсказывать грозу.
5. Знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Тема: «По тропинке в лес войдём».
Вид деятельности: ОД, презентация к занятию (https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-po-socialno-komunikativnomu-razvitiyu-po-tropinke-v-les-voidyom-v-podgotovitelnoi-grupe-detei-s-zpr.html).
Цель:
1. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
2. Познакомить детей с лесными опасностями.
3. Закрепить знания о ядовитых грибах и ягодах, как избежать отравления грибами и ягодами.
4. Дать знания, как уберечь себя от укуса змеи и что делать, если змея всё-таки укусила.
5. Дать знания, чем опасен клещ.
Раздел: «Ребёнок и животные».
Тема: «Осторожно: твоя любимая кошка Муся».
Вид деятельности: ОД, презентация к занятию (https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-po-poznavatelnomu-razvitiyu-ostorozhno-tvoja-lyubimaja-koshka-musja-v-starshei-grupe-detei-s-zpr.html).
Цель:
1. Расширять представления о домашних животных-кошках, их повадках, зависимости от человека.
2. Учить детей соблюдать правила безопасности при общении с домашними любимцами.
Раздел: «Огонь – друг и враг».
Тема: «Избегай опасных мест!»
Вид деятельности: ОД, презентация к занятию (https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-po-socialno-komunikativnomu-razvitiyu-izbegai-opasnyh-mest-v-podgotovitelnoi-grupe-detei-s-zpr.html).
Цель:
1. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них (стройплощадка, полуразрушенный дом, подвал и чердак, канализационные люки, трансформаторная будка, пустырь и проходной двор).
2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям
НОЯБРЬ
Раздел: «Огонь – друг и враг?»
Тема: «Если всё же случился пожар».
Вид деятельности: ОД, презентация к занятию
(https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-po-socialno-komunikativnomu-razvitiyu-esli-vsyo-zhe-sluchilsja-pozhar-v-podgotovitelnoi-grupe-detei-s-zpr.html).
Цель:
1. Разобрать с детьми возможные причины возникновения пожара.
2. Сформировать элементарные знания о поведении при пожаре.
3. Научить детей, как избежать пожара.
Раздел: «Ребёнок дома».
Тема: «Опасные места и предметы в доме»
Вид деятельности: СД, презентация к занятию
(https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-po-socialno-komunikativnomu-razvitiyu-opasnye-mesta-i-predmety-v-dom-v-podgotovitelnoi-grupe-detei-s-zpr.html).
Цель:
1. Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их в своей квартире и дома.
2. Познакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать у себя дома.
ДЕКАБРЬ
Раздел: «Здоровье ребёнка».
Тема: «Серьёзный разговор о твоём здоровье».
Вид деятельности: СД, презентация к занятию
(https://www.maam.ru/detskijsad/sovmestnaja-dejatelnost-vospitatelja-s-detmi-seryoznyi-razgovor-o-tvoyom-zdorove-v-podgotovitelnoi-grupe-detei-s-zpr.html).
Цель:
1. Закрепить знания и представления о здоровом образе жизни.
2. Формировать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни.
Раздел: «Ребёнок на улице».
Тема: «Счастливого пути!».
Вид деятельности: ОД, презентация к занятию
(https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-po-socialno-komunikativnomu-razvitiyu-schastlivogo-puti-v-podgotovitelnoi-grupe-detei-s-zpr.html).
Цель:
1. Учить детей правилам безопасного поведения на улицах.
2. Уточнить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.
3. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов, правилами пассажиров.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. План работы с родителями по ОБЖ
Направление: Информационно-аналитическое.
Цель:
1. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
2. Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Форма общения:
1. Проведение опросов, анкетирование.
2. Родительские собрания, семинары - практикумы.
Направление: Наглядно - информационные.
Цель:
1. Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями детей.
2. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Форма общения:
1. Организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки - передвижки, разработка памяток.
Направление: Досуговое.
Цель:
1. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.
Форма общения:
1. Совместное проведение досугов, праздников, экскурсий, выставки семейных творческих работ, изделий из природного и бросового материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Беседы:
«Как вести себя с незнакомыми людьми»;
«Громко кричи: «Помогите!»;
«Если ты потерялся», «Не открывай никому дверь»;
«Как вести себя во время еды»;
«Обязательно помой руки!»;
«Правила безопасного поведения дома»;
«Бережём своё здоровье или Правила доктора «Неболейко»;
«Правила безопасного общения с домашними животными»;
«Азы противопожарной безопасности»;
«Твоё поведение на детской площадке»;
«Безопасность на дороге»;
«Знаки дорожные помни всегда»;
«Осторожно, дорога!»;
«Транспорт на улицах города»;
«Правила для пассажиров».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Художественное творчество:
1. Рисование:
«Какие опасности подстерегают тебя в лесу?»;
«Осторожно: любимая кошка Муся»;
«Как нельзя вести себя на улице»;
«Придумай новый дорожный знак»;
«Моя улица».
2. Лепка:
«Веселый светофор»;
«Машины».
3. Аппликация:
«Дорожный знак».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Составление творческих рассказов:
«Почему ничего нельзя брать у незнакомцев?»;
«Можно ли садиться в чужую машину?»;
«Как следует вести себя во время еды»;
«Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»;
«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
«Истории в транспорте»;
«Интересный случай на дороге».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»;
З. Александрова «Мальчик потерялся»;
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;
К. Чуковский «Доктор Айболит»;
Л. Толстой «Пожарные собаки»;
М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»;
Е. Житков «Светофор»;
С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа»;
Н. Калинин «Как ребята переходили улицу»,
В. Сиротов «Твой товарищ светофор»,
П. Ивнев «Как разговаривает улица»,
И. Серяков «Законы улиц и дорог»,
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Рассматривание иллюстраций:
«Опасные места дома»
«Опасные места около дома»
«Осторожно: электричество!»
«Не сиди часами перед компьютером!»
«Опасные мелкие и острые предметы»
«Опасности в ванной комнате»
«На улице подошёл незнакомый человек»
«Грибы съедобные и несъедобные»
«Дорожные знаки»,
«Дети и дорога»,
«Безопасность на дороге».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Выставка рисунков:
«Я соблюдаю ПДД».
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Конструирование макета:
«Наша улица».
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Экскурсия по улице города к пешеходному переходу.
Наблюдение за уличным движением.
Знакомство с понятиями «Площадь», «Перекресток».
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Организация сюжетно-ролевой игры:
«Скорая помощь»;
«Спасатели МЧС»;
«Вылечи свою любимую игрушку»;
«Прогулка по городу»;
«Экзамен по «Правилам дорожного движения».
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Дидактические игры:
«Как избежать неприятностей дома?»;
«Как избежать неприятностей в природе»;
«Кто, где живёт» (про насекомых);
«Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды);
Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно);
«Кто поможет, если пришла беда?»;
«Витамины»;
«Составляем меню»;
«Собери в корзину только съедобнее грибы»;
«Дорожные знаки»;
«Светофор»;
«Угадай-ка»;
«Поставь дорожный знак».
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Подвижные игры:
«Пешеходы и автомобили»;
«Дорожные знаки и автомобили»;
«Светофор».
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Анкетирование родителей.
Анкета для родителей «Безопасность ребенка в быту»
1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту?
(укажите, с какого возраста):___
2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью (подчеркнуть)
- родители;
- воспитатели;
- школьные учителя;
- преподаватели ОБЖ;
- школьные учителя;
- медицинские работники;
- родители и воспитатели;
- телевидение;
- родственники;
- посторонние люди.
3. Укажите, какие опасные предметы для дошкольника встречаются у Вас дома? (подчеркнуть)
- розетки, газовая плита, бытовой газ, окна, входная дверь, спички, электроприборы, колющие, и режущие предметы, нож, электрический чайник, утюг, электрическая плита, фен, электрическая мясорубка, лекарства, кипяток, градусник, батареи, СВЧ;
- стараюсь оберегать его, значит, нет таких;
- предметы бытовой химии;
- ножницы, иголки, мелкие предметы, электрообогреватель, открытая печь, компьютер, балкон.
4. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста? (подчеркнуть)
- нельзя играть спичками, зажигалками;
- нельзя трогать электроприборы;
- нельзя брать лекарства без разрешения;
- при пожаре не прятаться, позвонить по 01;
-позвать на помощь;
-нельзя пользоваться газовой плитой;
-нельзя прыгать с высокой мебели;
- не открывать дверь чужим людям;
- нельзя играть дезодорантами, антистатиками;
-не брать ножи;
-не гулять одному во дворе.
5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома? (подчеркнуть)
- учим пользоваться;
- прячем;
- запрещаем;
- от младшего убираем, старшего учим пользоваться;
- объясняем, почему это нельзя трогать;
- не оставляем без присмотра;
- показываю и объясняю, почему опасно;
- стараемся пока не подпускать, ещё маленькие.
6. Остаётся ли Ваш ребёнок на некоторое время дома один? (подчеркнуть)
- да;
- нет.
Если да, что вы говорите ему? (подчеркнуть)
- не играй спичками;
- никому не открывай дверь;
- не включай газовую плиту;
- не трогай лекарства;
- не ешь грязные овощи и фрукты;
- не выходи на балкон;
- не подходи к телефону.
7. Знает ли Ваш ребёнок своё имя, фамилию, домашний адрес и телефон? (подчеркнуть)
- да;
- кроме телефона;
- только имя и фамилию;
- имя, фамилию, улицу.
8. Считаете ли Вы, что ребёнок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? (подчеркнуть)
- да,
- нет.
Если да, то укажите, какие и знает ли ваш ребёнок как вызвать? (подчеркнуть)
- скорую помощь;
- милицию;
- пожарных.
9. Известна ли вам литература, где указано, как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (подчеркнуть)
- С. Маршак «Кошкин дом»;
- С. Михалков «Рассказ о неизвестном герое»;
- Т. Шорыгина «Основы безопасности»;
- А. Усачёв «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- К. Нефёдова «Хорошие манеры»;
- Н. Барложецкая «Основы безопасности».
10. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребёнком об опасностях в доме? (подчеркнуть)
- да;
- нет.
Если да, то какие? ___
11. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту? (подчеркнуть)
- да помощь нужна;
- помощь не нужна.
12. Оказывает ли ДОУ помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту? (подчеркнуть)
- нет ответа;
- да;
- не знаю.
13. Какую информацию Вы хотите получить от педагога? (подчеркнуть)
- нет ответа;
- любую;
- занятие;
- свободная деятельность;
- в детском саду рассказывают;
- в игре;
- о правильном поведении;
- беседу;
- информацию получают дети;
- отчёт о проведённых занятиях;
- литературу на эту тему;
- наглядную агитацию;
- просмотр видеоклипов;
- в виде игры, с использованием пособий;
- консультацию;
- лекцию.
14. Какие травмы получил Ваш ребёнок дома? (подчеркнуть)
- не получал;
- ожоги;
- порезы;
- ушиб;
- отравление йогуртом;
- подвывих лучевого запястья руки.
15. Ваши действия при порезах и ссадинах? (подчеркнуть)
- промыть проточной водой;
- промыть слабым раствором марганцовки;
- прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом;
- наложить повязку;
- обработать края раны йодом;
- приложить холодный предмет;
- обработать перекисью водорода.
16. Первая помощь при термических ожогах? (подчеркнуть)
- наложить сухую повязку;
- смазать гусиным салом;
- подставить под струю холодной воды;
- смазать маслом или вазелином;
- нет ответа.
17. Что Вы будете делать, если в комнате начался пожар? (подчеркнуть)
- вывести из комнаты детей;
- собрать документы;
- позвоню по телефону 01;
- приступлю к тушению пожара;
-накрою покрывалом, залью водой;
- нет ответа;
- накроюсь мокрым покрывалом и попытаюсь покинуть комнату;
- постараюсь отключить электричество;
- звать на помощь;
- ползти к выходу.
Анкета для родителей «Здоровый образ жизни. Что это?»
1. Что вы подразумеваете под "здоровым образом жизни"?___
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему? (подчеркнуть)
- да;
- нет;
- не знаю.
3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни? (подчеркнуть)
- недостаток времени;
- низкая зарплата:
- недостаток знаний:
- другие причины (указать)___
4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи? (подчеркнуть)
-да:
- нет:
- иногда.
5. Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т. д.? (подчеркнуть)
- да;
- нет;
- иногда.
6. Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка? (подчеркнуть)
- неудовлетворительное медицинское обслуживание;
- плохое материальное положение в семье;
- неблагоприятные экологические условия;
- недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;
- другие причины. (указать)___
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении: ___