Наталья Глебова
Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - это огромное светлое окно,
через которое, в духовный мир ребёнка
вливается, живительны поток представлений,
понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Не проходит и дня, чтобы гaзеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, стране. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации.
Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности?
Прежде всего, он сам!
Публикация «Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников» размещена в разделах
Понять это – значит сделать первый, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избе-жать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.
Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
При этом важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия.
И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Для решения этих задач необходимо:
• Выстраивать воспитывающее и обучающее взаимодействие с детьми во время образовательной и свободной деятельности;
• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Работа нaд формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, которые носят разъяснительный, познавательный и определяющий характер, темы могут быть разнообразные: «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых» или «Когда огонь друг, а когда - враг» и т. д. ; ОД с использованием различного игрового и наглядного материала; экскурсии, целью которых может быть как ознакомление детей с улицей, перекрёстком и т. д., так и наблюдение за пешеходами, различным транспортом; рассматривание иллюстраций, плакатов, дидактических карточек знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением; чтение и драматизация детской художественной литературы (стихи, народные сказки, рассказы и т. д.); прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д. ; сюжетно-ролевые игры, которые на практике помогают детям закрепить пройденный материал, игры подбираются с учётом возраста и пола детей; используется конструктивная деятельность, которая позволяет создавать разные постройки и обыгрывать различные ситуации с ними.
Вся работа по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения в моей группе базируется (строится) на 5 разделах:
I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.
II раздел. Ребёнок и природа.
III раздел. Ребёнок дома.
IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
V раздел. Ребёнок на улицах города.
1. «Ребенок и другие люди». Детям дается объяснение, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
3. «Ребенок дома» – беседуем на темы: пожароопасные предметы, острые и режущие предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
• предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);
• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – Изучаем строение организма, закрепляем навыки личной гигиены, беседуем о роли лекарств и витаминов в жизни человека, отношении к больному человеку, а также разбираем детские страхи, конфликты между детьми и т. д.
Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
5. «Ребенок на улице» – Знакомим детей с правилами дорожного движения, поведения в общественном транспорте, закрепляем алгоритм действий в ситуации - если ребенок потерялся, учим ориентированию на местности.
Так как игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, работу по формированию навыков безопасного поведения, по данным разделам, я провожу в игровой форме.
Именно через игру дети познают мир, и осваиваются в нем. Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.
Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм.
Главная особенность, которых, состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» я использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдёт и составит подходящие половинки для всех своих карточек.
В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определённых нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т. д. Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.
К примеру: «Скорая помощь».
Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.
«Безопасная прогулка».
Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу. Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.
Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т. д.
Например: игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение, слух». Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить, что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.
Оборудование: игровые поля с позитивными и негативными картинками, разрезанные картинки с изображением вредных и хороших привычек.
Ход игры: детям раздаются поля, разделённые на квадраты, в центре поля изображена картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо». Выигрывает тот, кто первым закроет своё поле картинками.
Игра «Как избежать неприятностей дома»,
цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев.
Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам.
Ход игры: играть могут двоё и более детей. Ведущий раздаёт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Например: «Загадай, мы отгадаем», цель этой игры: учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
Игра «Что делать?», цель: научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.
При знакомстве детей с правилами безопасного поведения я делала акцент на формировании у них определённой модели поведения, а именно:
Предвидеть опасность;
Уметь принять меры во избежание опасности;
Уметь обращаться за помощью к другим;
Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Принимая во внимание возрастные особенности детей, я старалась развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство.
Поэтому формируя у детей навыки безопасного поведения я старалась им дать чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок», физ. досуг «Приключения Буратино»). В беседах мы рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараюсь убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).
А после таких занятий как «Когда ты дома один», «Малыш и Карлсон одни дома» они должны знать, какие опасности могут подстерегать их при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами.
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности мы рассматриваю плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре») проводим занятия («Опасные предметы. Спички.», «Хрюша попал в беду»). Очень понравилась детям игра «Чего нельзя делать?». В эту игру входят картинки-фото, на которых дети находили опасные ситуации.
Большую заинтересованность у детей вызвали иллюстрации с изображением последствий неправильного поведения или неправильного обращения с каким-либо предметом. Хотя эти картинки не очень приятны на вид, зато хорошо откладываются в детской памяти и возможно когда-нибудь спасут ребёнку жизнь.
В настоящее время остаётся актуальной тема: «Безопасность детей на дороге». Дети моей группы различают предупреждающие и запрещающие знаки, знают как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте. В этой работе нам помогают плакаты «Информационные знаки», «Правила поведения на дороге», дидактические игры «О чём рассказывают знаки», «Как проехать, как пройти?», «Дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», а также DVD «Уроки тётушки Совы. Правила дорожного движения». Следует также сказать о ежедневных «минутках безопасности», включаемых в различные режимные процессы. И, конечно, присутствует пример личного опыта, пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада.
Сознавая это, я старалась обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.
Для формирования заинтересованности родителей по проблеме Основ Безопасности Жизнедеятельности дошкольников я провела следующие мероприятия:
- анкетирование «Азбука безопасности», «Важны ли правила дорожного движения?» и др. ;
- родительские собрания с целью информации о совместной работе и стимулирования активного участия в ней родителей;
- создание мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорового образа жизни и ОБЖ у дошкольников;
- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индивидуальные и групповые консультации;
- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».
Думаю, что перечисленные мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Необходимыми условиями для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников является:
Отбор доступного для детей материала;
Систематичность предусмотренных мероприятий;
Наглядно - дидактическая оснащенность;
Применение игровых форм работы с детьми;
Сотрудничество с родителями.
Работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в ДОУ направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.
И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.