Татьяна Коробкова
Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная программа по формированию
безопасного поведения на дороге у дошкольников
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Составлена на основе программы «Безопасность» Н. Н. Авдеевой,
О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной
Пояснительная записка
Публикация «Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, мобильность образа жизни взрослых и детей, и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников на дороге.
Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необхо-димо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников на дороге, в транспорте.
Целью программы является формирование знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Основными задачами программы является формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешехо-дов;
• анализ различных ситуаций;
• чтение и обсуждение художественных произведений;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы с детьми на темы безопасного поведения;
• игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
• праздники и досуги.
Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, в совместную деятельность с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня.
Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов Количество образовательных ситуаций
1 Ребёнок на улице 7
2 Правила дорожного движения
Дорожные знаки 9
3 Ребёнок и транспорт 3
Итого 19
Содержание и методическое обеспечение программы
Месяц Тема Содержание работы Лите-ратура
Сентябрь Экскурсия по улице Воспитывать любовь к родным местам, закрепить знания на-званий города, улицы, на которой расположен дом, детский сад. Учить узнавать общественные здания, находящиеся на улице: магазин, детский сад, школа стр. 49
В городском транспорте Рассказать о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте № 6
стр. 78
Октябрь Наши по-мощники на дороге Дать представление о назначение светофора на проезжей час-ти, познакомить с дорожными знаками № 6
стр. 79
Знакомство с улицей Расширять представления детей об улице: о назначении до-мов, одностороннем и двустороннем движении машин № 4
стр. 18
Ноябрь Знакомство с правилами поведения пешеходов Знакомить с некоторыми правилами поведения пешеходов на улице, с понятиями: пешеход, пешеходный переход; форми-ровать реакции на сигналы светофора № 4
стр. 19
Путешест-вие по горо-ду (развле-чение) Закрепить у детей первоначальные представления о сигналах светофора, знания о видах транспорта, о дорожных знаках ко-торый есть в городе; создать атмосферу веселья, доброжела-тельности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия Кон-спект
Декабрь Пост ГИБДД в моем мик-рорайоне Дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге. Познакомить с особенностями работы сотрудников ГИБДД Кон-спект
Узнай транспорт Закрепить представление детей о транспорте, умение по опи-санию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, бы-строту мышления Кон-спект
Отправляем-ся в путеше-ствие (спор-тивное раз-влечение) Обогащать знания детей о ПДД, развивать ловкость, быстроту реакции, внимание Кон-спект
Январь Как нам транспорт помогает Познакомить с пассажирским транспортом; отметить харак-терные признаки грузового транспорта стр. 74
Беседа о правилах дорожного движения Учить детей правильно называть элементы дороги; познако-мить детей с правилом движения по обочине дороги; закреп-лять знания о знакомых правилах дорожного движения № 3
стр. 18
Февраль Наблюдение за светофо-ром Закреплять знания детей о работе светофора, о правилах пе-рехода улиц № 3
стр. 20
Зачем нуж-ны дорож-ные знаки Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках («Пешеходный переход») № 3
стр. 21
Март Знай и вы-полняй пра-вила улич-ного движе-ния (досуг) Закреплять знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно № 3
стр. 69
Красный, желтый, зе-леный
(развлече-ние) Закрепить правила поведения на дороге Кон-спект
Апрель Катание на велосипеде
(самокате, роликах) в черте города Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на вело-сипеде (самокате, роликах) Научить детей как можно избе-жать таких ситуаций, предвидеть и по возможности избегать их № 6
стр. 83
Игры во дворе Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые мо-гут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необхо-димым мерам предосторожности № 6
стр. 81
Май В гости к крокодилу Гене (раз-влечение) Закреплять знания детей о правилах дорожного движения № 3
стр. 22
Путешест-вие в страну «Дорожной Азбуки» Уточнить знания детей о правилах дорожного движения Кон-спект
Планируемые результаты освоения программы
К пяти годам в результате освоения программы ребёнок :
«Формирование безопасного поведения на дороге у дошкольников»
• имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
• понимает значения сигналов светофора;
• знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Де-ти»;
• различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
• правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
• имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т. д.);
• имеет представление о правилах поведения в общественном транспорте;
• имеет представление о назначении поста ГИБДД, о работе со-трудников ГИБДД;
• правильно называет пассажирский и грузовой транспорт.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стёркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Белая К. Ю, Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников : Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение, 2001.
3. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова и др. Сост. Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение, 1989.
5. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М. : Книголюб, 2004.
6. Фисенко М. А. ОБЖ. Средняя группа. Разработка занятий / Автор – сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей» 96 с., 2008.
7. Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирование, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2008. – 207с.
8. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет : «Азбука безопасности», конспекты занятия, игры / авт. -сост. Н. В. Колмеец – Волгоград: Учитель, 2011. – 168 с.