Оксана Клепова
Обучение дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
Клепова Оксана Анатольевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» г. Мичуринск.
Обучение дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.
Публикация «Обучение дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Обучение детей правилам дорожного движения в нашем дошкольном учреждения провожу и в организованной образовательной деятельности и в свободное время, начав его в первой младшей группе. Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля; у них формируются пространственные ориентировки, умения различать красный и зеленый цвета. Все обучение детей проводится в игровой форме. Так, при проведении дидактической игры «Красный — зеленый» воспитатель говорит детям: «Ты, Алеша, вместе со своим другом Мишуткой идешь в гости к бабушке. Когда я покажу зеленый кружок, вы с Мишей идите, когда я покажу красный кружок — стойте». Такая игра, но с разными игрушками, проводилась с детьми несколько раз. Дети хорошо научились различать красный и зеленый цвета. Потом им объясняю, почему при зелёном свете светофора надо идти, а при красном стоять. Какие я ставлю перед собой задачи:
• Формировать у детей пространственную ориентировку.
• Знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.
• Обучать различать красный и зеленый цвета.
Показатели развития:
• Дети различают, могут назвать красный и зеленый цвет.
• Различают автобус, автомобиль и грузовую машину
Во второй младшей группе, опираясь на знания, полученные детьми в первой младшей группе, я продолжаю работу по формированию у детей пространственной ориентировки, учу их различать легковые и грузовые машины, закрепляю умение называть части автомобиля.
Дети на прогулках наблюдают за различными видами транспорта, в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации с изображением машин, называют их.
Используя игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляю у ребят умение различать красный, зеленый и желтый цвета, учу ориентироваться в пространстве, формирую понятия «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева направо», «справа налево».
Много внимания я уделяю индивидуальной работе с детьми: рассматриванию картинок, игрушек, изображающих автобусы, машины, светофор. В беседах с детьми выясняю, на каком транспорте они ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель. Какие задачи ставлю во II младшей группе:
• Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
• Закреплять умение различать красный, желтый, зеленый цвета.
• Продолжать знакомить и распознавать некоторые виды транспорта.
• Учить определять и называть из каких частей состоят машины (кабина, колеса, окна, двери).
• Знакомить детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть»; со светофором.
• Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.
Показатели развития:
• Дети могут ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко.
• Во время игры ориентируются на «проезжей части» : поворачиваться направо, налево, разворачиваться, двигаться прямо и в обратном направлении, задним ходом.
• Знают дорогу, улицу, тротуар, некоторые виды транспорт
Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись в последующих группах нашего сада.
. Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому мы тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Доводим до сведения родителей учебную программу, даем рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.
Для родителей организовали консультации по темам: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Что должен знать ребенок в младшем дошкольном возрасте по ПДД», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения на остановках».
Часто мы видим молодых мам и пап, ведущих за руку своих детей там, где переход не обозначен. И нередко, к сожалению, это бывают «наши» родители. И мы поняли: использование отдельных средств (беседы, практические упражнения) в отрыве от воспитательных факторов не приведет к желаемой цели. А воспитательный фактор включает тесный контакт педагогов и родителей.
В ходе повседневной работы с родителями информируем их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:
• прочитать стихотворение;
• купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах. Усвоение материала в форме просмотра мультфильмов происходит эффективнее, чем обычная беседа.
Мы рекомендуем родителям во время прогулок с детьми следующее:
• понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
• показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
В пропаганде правил дорожного движения широко мы- педагоги, используем наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещаем материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице.
И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится. И важно, чтобы эта работа велась в сотрудничестве с родителями.