Светлана Хафизова
Проект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Игры со звуками и словами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Публикация «Проект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Игры со звуками и словами“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Актуальность. В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой образовательная деятельность по подготовке дошкольников элементам грамоты проводится 1 раз в месяц, в разделе «Коммуникация», поэтому мы решили организовать кружок - дополнительная форма образовательной деятельности дошкольников. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Наш проект «Игры со звуками и словами» направлен на подготовку детей обучению грамоте. В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры, проводимые в группе в организованной образовательной деятельности. Данный материал разработан и составлен учителем-логопедом ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.
План - проекта кружка включает в себя: дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала.
План - проекта «Игры со звуками» построен на следующих положениях: 1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности. 2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения. 3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий.
Паспорт проекта : Возраст: дети подготовительной логопедической группы
Участники проекта : учитель-логопед, дети, родители.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность: краткосрочный (5 месяцев).
Цели и задачи проекта :
Цель: подготовка к обучению грамоте и чтению.
Задачи: - формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», «текст», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, воспитание звуковой культуры речи - формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи, формирование грамматического строя речи - развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи,совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве. Планируемые результаты:
• овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», "слог" ;
• знать порядок букв и их название «алфавит»;
• различать гласные, твердые и мягкие согласные;
• плавно читать по слогам;
• отвечать на вопросы по тексту;
• составлять из букв разрезной азбуки слова;
• писать элементы печатных и прописных букв;
• выставка детских рисунков «Разноцветный алфавит»;
• диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (Эльконина Д. Б.)
Перспективный план
Месяц Название мероприятия Цель Форма
Январь Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте» Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте Родительское собрание
Январь «Готовность детей к школе» Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок
Анкетирование
Январь Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться» Вызвать у детей интерес к обучению Беседа
Январь «Звук – слог - слово» Познакомить детей с звукобуквенным анализом Занимательная игра
Январь Игра «Подбери семейку слов»
Игра «Лишнее слово» 1. Учить подбирать однокоренные слова 2. Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию Дидактические игры
Январь «Что такое предложение?» Познакомить детей с понятием «предложение» Игра
Январь 1. Игра «Придумай название» 2. Игра сложим слово из частей 3. Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом» 1. Образование прилагательных от числительных 2. Употребление предлогов 3. Развитие понимания распространенных предложений Дидактические игры
Февраль «Звук и буква»
Дидактическая игра: «Буква потерялась» Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим Игровая деятельность
Февраль Сказка «гласные и согласные» "Алфавит" Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных. Учить говорить полностью алфавит НОД
Февраль Гласные звуки (А, Я, У, Ю, Э, Е, О, Ё, Ы, И)
Дидактическая игра: «Слово на звук …» Продолжить знакомство с гласными звуками, учить отличать от согласных Игра
Дидактическая игра
Февраль Согласные звуки Дидактическая игра : «Слово на звук …» Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить. Игра
Дидактическая игра
Февраль Гласные и согласные буквы «С какого звука начинается слово?» Учить детей подбирать правильный звук в начале слова по картинке Занимательные упражнения
Февраль «Что такое слог?» Продолжить знакомство со слогом, умением складывать звуки в слоги Игры
Март «Сколько звуков в слове?»
Дидактическая игра: «Посчитай звуки…» Учить детей, на слух определять сколько звуков в слове Игры
Март «Какой слог стоит в начале слова?»
Дидактическая игра: «Придумай слова на ко, ма, во….» Учить детей подбирать слово на заданный слог Занимательные упражнения
Дидактические игры
Март «Сказка о приключениях буквы Р» Э. Успенский Познакомить со сказкой НОД
Чтение художественной литературы
Март «Читаем слово»
Дидактическая игра: «Слово в картинке»
Дидактическая игра: «Слово в предложении»
Дидактическая игра: "Я начну, а ты продолжи" Учить детей читать слоги и слова, слитно произнося звуки; продолжать учить проводить звуковой анализ слов, строить предложения Занимательные упражнения
Дидактические игры
Март Посчитаем слоги Дидактическая игра: «Исправь ошибки» Учить детей определять, сколько слогов в слове Гимнастика
Игры
Март «Буквы не имеющие звука» Познакомить с буквами, которые не имеют звука Ъ, Ь Игры
Март «Какая буква заблудилась»
Дидактическая игра: «Слово на слог…» Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке Занимательные упражнения
Март «Составляем слова из слогов» Учить детей самостоятельно из данных слогов складывать слова Занимательные упражнения
Март "Готовимся к письму" Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму. Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты, материалы (карандаши, краски) обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. Занимательные упражнения
Март "Разноцветный алфавит" Учить детей подбирать к любому звуку собственный рисунок Художественное творчество
Выставка
Апрель «Читаем слова»
Дидактическая игра: «Цепочка слов» Прописывание слов Учить детей складывать слоги в слова, писать печатными буквами Занимательные упражнения
Апрель «Читаем слова по слогам» Развивающая игра «Прочитай по буквам» Учить детей складывать слоги в слова, писать печатными буквами Занимательные упражнения
Развивающие игры
Апрель Дидактическая игра: «Продолжи слово",
"Сплетем венок из предложений" Развивать умение детей делить слова на слоги. Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Дидактические игры
Апрель Дидактическая игра:
«Волшебные кубики» Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Дидактические игры
Апрель "Чтение слов по слогам"
Дидактическая игра:
"Угадай слово" Учить детей складывать слоги в слова, писать печатными буквами. Развивать умение детей делить слова на слоги. Занимательные упражнения
Дидактические игры
Май Прописывание прописных букв Учить детей каллиграфически правильно писать прописные буквы Письменные упражнения
Май Дидактическая игра: "Предложение в картинке"
"Чтение по слогам" Учить детей составлять предложения по картинке. Продолжить учить читать по слогам Дидактические игры
Май "Согласные и гласные звуки"
Дидактическая игра: "Веселый поезд" Закрепить умение различать звуки согласные и гласные. Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в
слове.
Игры
Беседа
Май Викторина
«Игры со словом» Закрепление звукобуквенного анализа Викторина
Май Диагностика Проверить уровень практического осознания элементов языка и речи Диагностика
Май Коррекция Провести коррекционные занятия Занимательные упражнения
Заключение
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных слов
Проект «Игры со звуками и словами» рассчитан на короткий период, и, наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т. к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности. Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
Литература
1. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
2. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке»
3. Синицына И. Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
4. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г.
5. Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.
6. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С. -Пт. – 2005.
7. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
8. Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с.
9. Е. А. Нефедова, О. В. Узорова Быстрое обучение чтению. Изд., АСТ, 2008.
10. СОС Уроки грамоты для дошкольников
11. Игровые задания для детей 6-7 лет «Начинаем писать»
12. Н. С. Жукова Букварь М. 2013.
13. Интернет -ресурсы