Шляпникова Елена
Проект «Логопедическая работа при заикании»
Проект : «Логопедическая работа при заикании»
Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося : будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации.
Публикация «Проект „Логопедическая работа при заикании“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как известно движение и речь связаны друг с другом, поэтому существует необходимость синхронизации двух этих процессов, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся — это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.
Цель проекта : создание условий для полноценного развития речи детей с заиканием с помощью приемов синхронизации речи с движением.
Задачи проекта :
1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;
2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);
3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;
4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;
5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);
6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).
Формы работы : для достижения наилучшего результата, необходимо проводить индивидуальные занятия. Проект может иметь циклический характер, т. е. реализовываться повторно в случае не достижения предполагаемого результата.
Приемы, используемые в данном проекте :
- логопедические игры, направленные на синхронизацию речи и движения;
- упражнения на развитие диафрагмального дыхания;
- упражнения на расслабления артикуляционной и лицевой мускулатуры.
Принципы проекта :
- принцип «от простого к сложному». Этот принцип заключается в построении проекта программы от легких упражнений к более сложным;
- принцип комплексности. Благодаря этому принципу воздействие оказывается комплексно – на эмоциональную, речевую, когнитивную и сенсомоторную сферы;
- принцип вовлечения. Педагог должен создать ситуацию эмоционального включения ребенка в процесс работы, а также создать необходимую мотивацию.
Условия реализации:
Данный проект по работе с детьми с заиканием предназначен для учителей-логопедов и дефектологов.
Режим занятий: 2 индивидуальных занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.
Структура занятия:
1. Упражнение на расслабление артикуляционного аппарата и мышц лица;
2. Упражнение на диафрагмально-реберное дыхание;
3. Упражнение на синхронизацию движения и речи.
За основу составления проекта взяты методические разработки Н. А. Чевелевой, С. А. Мироновой, И. Г. Выготской, В. И. Селиверстова.
Предполагаемый результат:
Можно предположить, что реализация данного логопедического проекта будет способствовать развитию речи у детей с заиканием.
Тематическое планирование на год
№ занятия Разделы работы Содержание работы Обеспечение коррекционного процесса
I год обучения
1-3
1-16
4-16
4-16
4-16
4-16 1 этап - Работа над дыханием, артикуляцией, голосом (2 месяца)
Обследование ребенка.
Щадящий общий и речевой режим.
Релаксация.
Речевое дыхание.
Артикуляция и голосоведение.
Речь и движение.
* Сбор анамнестических данных (изучение мед. документации, беседы с родителями).
* Обследование речи, моторных функций, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами.
* Направление на консультацию к детскому психиатру (невропатологу, психологу.
* Установочная беседа с родителями и педагогами по организации щадящего общего и речевого режима (режима молчания).
* Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.
* Постановка диафрагмально-реберного дыхания:
-без фонации,
-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,
-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.
* Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц.
* Овладение мягкой голосоподачей, слитным голосоведением, замедленным темпом произнесения гласных звуков, слоговых цепочек.
* Координация речи и движений рук:
-выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,
-включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,
-обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение "Ручки",
-маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук - упражнение "ручки").
* Развитие общей и мелкой моторики.
Диагностический материал, речевые карты, магнитофонная запись.
Письменные и устные консультации для педагогов и родителей по организации жизни и проведению занятий с ребенком.
Картотека упражнений "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением".
Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания. Игровой материал на поддувание. Звуковые символы гласных звуков (буквы). Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.
Схемы для модуляции голоса. Картотека упр. "Артикуляционная мимическая гимнастика". Звуковые символы гласных и согласных звуков Практический материал для знакомства с буквой. Слоги.
Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры и упражнения со звукоподражанием", "Игры с движением".
"Пальчиковый тренажер".
16-32
16-32
16-32
16-32
20-32
16-32 2 этап - Работа над словами и простой фразой (2 месяца)
Щадящий общий и речевой режим.
Релаксация.
Речевое дыхание.
Артикуляция и голосоведение.
Активизация автоматизированной речи.
Речь и движение. * Продолжение щадящего общего и речевого режима. Ограничение спонтанной речи (ответы жестом, одним словом, простой фразой).
* Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.
* Постановка диафрагмального речевого дыхания:
-упражнения на слитность и плавность произнесения гласных звуков, эталонов гласных - АОУИ, ЯЮЕЁ,
-называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук, двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно:
1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце,
2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков.
* Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы.
* Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом.
* Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов).
* Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом)
* Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный, дни недели, времена года (в соответствии с возрастом).
* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
* Координация речи и движений в играх и упражнениях.
* Маркировка слогового ритма с помощью упражнения "Ручки" (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях.
Консультирование педагогов и родителей по соблюдению щадящего режима.
Игровые упражнения из разделов картотеки "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением", "Формулы релаксации"
Звуковые символы, буквы, слоговые таблицы. Предметные картинки, игрушки. Минимальный речевой материал в дидактических играх.
Фото артикуляционных укладов, логопедический инструментарий. Схемы для интонирования. Предметные, сюжетные картинки, игрушки, лото.
Практический материал для знакомства с буквами: палочки, веревочки, конструктор Книги по обучению дошкольников чтению, слоговые таблицы.
Картинки.
Игры и упражнения из разделов картотеки "Словарная работа", "Словообразование", "Словоизменение", "Предложно-падежное управление".
Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры с ходьбой", "Игры с движениями рук и ног".
33-63
33-63
33-63
33-63
33-63
64
3 этап - Работа над фразой (8месяцев)
Щадящий режим.
Релаксация.
Речевое дыхание.
Активизация развернутой речи.
Речь и движение.
Итоговая диагностика
* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости.
* Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.
* Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок.
* Выработка плавного длительного выдоха при произнесении фраз:
1) простых, состоящих из двух-трех-четырех слов:
-автоматизированные ряды,
-спряжение предложений,
-ответы на вопросы,
2) развернутых, состоящих из нескольких смысловых отрезков:
-ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы,
-ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью,
-стихотворная речь.
* Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен.
* Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков.
* Пересказ.
* Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил:
-описательного рассказа о предмете, игрушке,
-рассказа по картине,
-сюжетного рассказа по серии картин,
-рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения.
* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
* Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение "ручки").
* Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение "Колесо").
* Координация речи и движений в играх и упражнениях.
*Магнитофонная запись речи ребенка
* Оценка эффективности проведенной работы.
Игровые упражнения из разделов картотеки: "Мышечная релаксация по представлению", "Формулы релаксации"
Игровые упражнения из картотеки "Развитие речевого дыхания".
Предметные сюжетные картинки, поделки.
Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы.
Схемы для составления рассказов, тексты для пересказа, серии сюжетных картинок.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)
Игры и пособия по развитию словаря и лексико-грамматическ. категорий.
Упражнения с мячом и другими предметами для маркировки ритма.
Основное содержание
Занятие 1.
Цель: развитие навыков синхронизации речи и движения
Оборудование:
- Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания.
- Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.
- Картотека упражнений "Артикуляционная мимическая гимнастика"
- Картотеки: "Игры и упражнения со звукоподражанием", "Игры с движением".
Содержание:
1. Релаксация:
Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.
2. Работа с дыханием :
Постановка диафрагмально-реберного дыхания:
-без фонации,
-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,
-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Упражнение «Ручки»
Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха.
Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой - обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь - это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.
5. Упражнение «Колесо»
Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.