Сметанина Ольга
Конспект мастер-класса для педагогов «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с. Тегульдет Томская область
Мастер класс для педагогов по теме
«Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через игру»
Подготовила: воспитатель Сметанина О. Ю.
Февраль 2025
Цель : показать возможности использования дидактического пособия ;познакомить педагогов с дидактическими играми по духовно-нравственному воспитанию дошкольников; повысить профессиональный уровень и компетентность педагогов.
Уважаемые педагоги! Тема моего выступления «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через игру».
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.
Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Что же мы имеем в виду под духовно-нравственным воспитанием?
Это, прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности. Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи? Воспитание гражданина – это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктам питания; воспитывать любовь и уважение к людям. Чувства Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое появляется только в детстве. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему. Ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому).
В воспитании основ духовно – нравственной культуры личности дошкольника важную роль играют дидактические игры.
Знакомя детей с играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека – гражданина своей страны.
Я предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Дерево добра»
Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для нас всех являются волшебниками. Есть люди, которые готовы на добрые дела и днем, и ночью. Дети – это наши цветы, но эти цветы часто не замечают, как они обидели друг друга, создали какую – либо конфликтную ситуацию и не могут ее решить.
Целью данной игры «Дерево добра» является формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи, умение оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Описания игры
Данная дидактическая игра рекомендована для детей дошкольного возраста 3-4 лет. Представляет собой «Дерево добра» с листочками в виде сердечек, цветочков, бабочек. Изготовлено из безопасного материала: фетра или фоамирана, внутри дерева синтепон. В игру так же входят карточки (добрые поступки и плохие)
Все задания представлены в форме игровых упражнений. В процессе игры используется личностно-ориентированный подход взаимодействия детей и воспитателя. Приложив совсем немного фантазии, можно придумать множество занимательных игровых упражнений с «Деревом добра».
Вариант 1. «Сердечное дерево»
Цель: учить детей правилам вежливого общения.
Правила и/у: для игрового упражнения нужно подготовить изображение волшебного дерева, а также вырезать листья в форме сердечек. Педагог объясняет воспитанникам, что ураган сорвал листву с волшебного дерева добра. Нужно вернуть листья на ветки. Но сделать это может только тот, кто знает добрые и вежливые слова. Каждый игрок берет сердечко. Педагог задает вопрос. Ответив правильно, ребенок может прикрепить сердечко к ветке дерева. Если игрок затрудняется с ответом или отвечает неправильно, то ход передается следующему участнику.
Примеры вопросов:
что нужно говорить при встрече?
как успокоить плачущего друга?
каким словом отблагодарить за помощь?
что нужно сказать, если нечаянно ударил локтем человека?
что следует сказать при прощании?
как пригласить старушку сесть на свободное место в автобусе?
что нужно сказать, когда друг поделится с тобой конфетой?
Вариант 2 «Чудо дерево».
Педагог показывает «голое» дерево без листьев, цветов.
- Какое у вас настроение, когда вы смотрите на это дерево? Грустное, печальное скучное (дерево одинокое, «голое» на нем нет ни одного листочка. Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмём по листочку и расскажем своему соседу, какое бы доброе дело вы для него сделали… и прикрепим цветок на дерево… Посмотрите, как зацвело наше дерево, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу!
Вариант 3 «Оцени поступок»
Цель: Формировать умение отличать плохие поступки от хороших, оценивать их. Воспитывать положительные черты характера: доброту, заботливость, внимательность, вежливость.
Материал: карточки с «хорошими» и «плохими» поступками.
Правила и/у: для игрового упражнения необходимо подготовить картинки, изображающие добрые и плохие поступки. Игроки внимательно рассматривают изображения картинок плохих и добрых поступков. Дети рассказывают, что видят, дают правильные ответы, за которые получают сердечки, которые они прикрепляют на «Дерево добра».
Примеры: мальчик обижает малыша,дети сажают дерево,мальчик помогает старушке перейти дорогу,дети кормят птиц,дети рвут цветы,мальчик поливает комнатные растения,девочка моет посуду,мальчик стреляет из рогатки,два ребёнка дерутся.
Вариант 4 «Дерево добрых дел»
Материал: сердечки из фетра или фоамиорана.
В конце каждого дня предложите ребенку прикрепить на дерево столько сердечек, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если ребенок затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом совершать что-то хорошее.
Игра «Умеешь ли ты ухаживать?».
Цель: Формировать умение детей рассказывать по предметным картинам в сочетании с формированием основ нравственного поведения. Воспитывать у детей трудолюбие с позиций нравственно-этических норм.
Материал: Карточки с изображением: деревья, предметы одежды, цветы, птицы, предметы мебели, домашние животные, столовые приборы, посуда, бытовая техника.
Дети выбирают себе по одной карточке «на угад», встают в круг и каждый рассказывает, что изображено у него на карточке и как за этим ухаживать.
Дидактическая игра «Пожелания»
Цель: формировать нравственные качества детей, учить уважению и любви к близким людям.
Материал: Карточки –поле (формат А4) разделено на 3 части с изображением семьи, друзей и ребенка; маленькие карточки с изображением разных вариантов пожеланий: любовь, радость, доброта, дружба, праздник, отдых и т. д.
Ход игры:Педагог спрашивает у детей:
-Что такое семья? (это самые близкие люди: мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки)
- А детский сад можно назвать тоже семьей? Ведь вы каждый день находитесь в детском саду и здесь ваши друзья.
Мы всегда своим близким и друзьям желаем самого лучшего, хорошего.
Предлагаю вам выбрать самые лучшие пожелания для родных, для друзей (в данном случае для коллег) и конечно для себя, самые лучшие пожелания.
Дети раскладывают карточки «пожелания» на карточку-поле и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»
Цель: Формировать умение отличать плохие поступки от хороших, оценивать их. Воспитывать положительные черты характера: доброту, заботливость, внимательность, вежливость.
Материал: картинки-карточки «плохие поступки» с наклеенными сверху картинкой льдинки (тонкая бумага); картинки-карточки «хорошие поступки»; фонарик
Ход игры: Педагог говорит, что злой волшебник заморозил все плохие поступки и хочет, чтобы их никто не смог исправить. Педагог предлагает разморозить плохие поступки волшебным фонариком и превратить в хорошие.
Дети рассматривают карточку «плохой поступок» через свет фонарика, дают объяснение поступку, находят поступок хороший, кладут карточку сверху.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 МКДОУ детский сад общеразвивающего вида Ромашка с](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3523546-1739516093.jpg)
Существует много разнообразных подвижных игр способствующих формированию духовно-нравственных качеств дошкольников. Данные игры воспитывают у детей дисциплинированность, активность, ответственность, взаимопомощь и дружелюбие, формирование чувств, возможность почувствовать себя членом коллектива, заботливое отношение к окружающим людям.
И в некоторые из множества игр мы сейчас поиграем
Игровое упражнение «Доброе животное»
Цель: формировать умение слышать друг друга; сплочение коллектива
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: «Мы-одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе». Вдох-все делают шаг вперёд, выдох-шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук-шаг вперёд, стук-шаг назад и т. д.»
Игра «Верные друзья»
Цель: формирование представления о взаимопомощи и дружелюбии.
Ход игры:
Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.
Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.
Задача детей – быстрее спасти своих детей.
Игра «Колечко красоты»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Ход игры: Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
Игра «Кладовая радости»
Цель: формировать связную речь и логическое мышление, воображение и чувство юмора.
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость и тактичность, желание помогать людям и дарить им радость
Воспитатель передает детям по кругу разноцветные мячи или шары и просит передавать их по кругу, отвечая на вопросы
Шар первый (желтый) «Подумайте, как вы можете порадовать своих родителей, бабушек, дедушек?»
Шар второй (синий) «Теперь придумайте, как можно порадовать своих друзей в группе- других мальчиков и девочек?»
Шар третий (красный) «Как вы можете порадовать совсем не знакомых людей во дворе и на детской площадке, на улице, в магазине, в поликлинике, где-нибудь еще?»
Пирамида любви.
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.
Вывод: Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Спасибо всем за активное участие. Желаю вам неравнодушия, целеустремленного творчества, ведь каждая из нас - человек результата –решительный и успешный!
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Тегульдет Томская область Мастер класс для педагогов по теме Формирование духовно нравственных качеств дошкольников через игру Подготовила воспитатель Сметанина О](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3523546-1739516046.jpg)