Дина Батура
Логопедическая игротека «Различай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические аспекты деятельности учителя-логопеда
по дифференциации звуков у дошкольников с ОНР
Образовательные области:
развитие речи, коммуникация, познание, социализация
Используемые современные педагогические технологии:
игротека, коммуникация, сотрудничество
Цель: Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков у дошкольников с помощью речевых игр.
Основные принципы работы:
1. Педагоги и дети – активные партнеры в совместной игровой ситуации.
2. Взаимное доверие, помощь и поддержка педагогов и детей в совместной деятельности.
Публикация «Логопедическая игротека „Различай-ка“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
3. Стимулирующее воздействие на компоненты речевой системы и речевого мышления ребенка с нарушением речи.
4. Создание благоприятных условий для полноценного речевого развития и социального становления детей.
Возрастная группа: воспитанники старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи группы компенсирующей направленности.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Методы: показ, образец с объяснением, пояснение, словесная инструкция.
Предварительная работа. Постановка правильного произношения и автоматизация звуков.
В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:
1. Дифференциация изолированных звуков.
2. Дифференциация звуков в словах.
3. Дифференциация звуков во фразовой речи.
Дифференциация изолированных звуков
Проводя дифференциацию изолированных звуков, необходимо опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.
Для данного этапа работы логопед подбирает картинки-символы на дифференцируемые звуки. Цель этого этапа работы — научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам — акустическим и артикуляционным.
Логопед медленно называет звуки, а дети показывают соответствующие картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки. Затем у детей спрашивают, что делают губы, язык при произнесении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков.
Логопед вместе с детьми подводит итог: в чем различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.
Дифференциация звуков в словах
Цель этого этапа работы — учить детей выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их. Используют несколько видов работы.
1. Логопед учит различать слова, отличающиеся друг от друга одним из дифференцируемых звуков (паронимы). На их примере показывает детям, что с заменой одного звука меняется смысл слова. Ребенок объясняет значение каждого слова и указывает, в каком слове какой звук находится. Например, предлагаются слова мишка — миска. Ребенок говорит, что мишка живет в лесу, а из миски едят. В слове мишка звук ш, в слове миска звук с. Логопед может спросить : «А что надо сделать, чтобы слово мишка превратить в слово миска?» («Надо вместо ш произнести с»).
2. Логопед подбирает по количеству детей картинки (предметы, игрушки, в названиях которых имеется один из дифференцируемых звуков, и раздает их. Каждый ребенок показывает свою картинку, называет ее, выделяя дифференцируемый звук, и кладет в конверт, прикрепленный на доске под соответствующей картинкой-символом.
3. Детям предлагают слова (названия игрушек, предметов, картинок, в которых имеются оба дифференцируемых звука, например: шоссе, сушки, солнышко и др. Дети должны правильно называть картинки, игрушки, не смешивая звуки.
Дифференциация звуков во фразовой речи
Логопед использует на занятии потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками. Дети сами могут придумывать предложения: по картинке, на которой изображено действие с предметом; по предметным картинкам, знакомым по предыдущим играм; с заданным словом. Логопед дает задание придумать такое предложение, чтобы в нем было как можно больше слов с дифференцируемыми звукам л и р (Лодка плывет по быстрой реке. Рыбаки наловили много рыбы. Рыбы плавают в аквариуме, с и ш (У Саши на ладошке стеклышко. Пастушок играет на свирели. На ромашках спят шмели. Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко) и другими.
Игротека «Различай-ка»
Игра. Звенит — жужжит
Цель. Дифференциация звуков з-ж.
Описание игры. Выбирается водящий. Он отходит в сторону. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому pебенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит: в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
Игра. Прогулка в лес
Цель. Дифференциация звуков ш-ж.
Описание игры. В одном углу комнаты стоят дети, в другом — в два ряда стулья, это лес. Логопед говорит : «Дети, сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Там погуляем и отдохнем в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Логопед продолжает : «В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок, и закачал верхушки деревьев». Дети: ш-ш-ш. «Пролетел ветерок, и опять в лесу стало тихо. Слышно, как на поляне жужжат жуки: ж-ж-ж. Как жужжат жуки?» Дети: ж-ж-ж. Отдохнули ребята в лесу, набрали цветов и пошли домой. После прогулки логопед спрашивает : «Кто помнит, как шумели деревья?» - Дети: ш-ш-ш…— «А как жужжали жуки?» Дети» : ж-ж.
Игра. Жадный кот
Цель. Дифференциация звуков ш-ж.
Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю — и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5-10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.
Игра. Кто внимательней?
Цель. Дифференциация звуков с-з.
Описание игры. Логопед показывает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток» ( Дети отвечают: с-с-с.) А как звенит звонок? (Дети з-з-з.) А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».
Игра. Не ошибись
Цель. Дифференциация звуков с-з.
Описание игры. Детям дают по две картинки, на одной нарисован свисток, на другой — звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком — в правую. Логопед показывает им и называет картинки, в названии которых есть звук с или з, немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук с, дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с; а если есть звук з, то — со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
Игра. Испорченный телефон
Цель. Дифференциация звуков с-з.
Описание игры. Дети садятся в один ряд друг другу передают звуки, то з, то с. Тот, кто услышал звук з, передает соседу с и т. д. Если ребенок ошибается, то 5 раз произносит звуки.
Игра. Что пропало?
Цель. Дифференциация звуков с, с', з, з', ц в словах.
Описание игры. Логопед кладет предметы на стол. Ребенок запоминает их, потом ему предлагают от отвернуться или закрыть глаза. В это время логопед убирает один из показанных предметов. Ребенок должен отгадать и назвать, что пропало.
Игра. Пузырь
Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь, Затем, повторяя за логопедом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу логопеда «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ссс (или шшш, подражая выходящему воздуху.
Игра. Свистит — шипит
Цель. Дифференциация звуков с-ш.
Описание игры. Логопед кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите звук, который соответствует предмету, изображенному на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с. Гусь: ш-ш-ш. и т. д.
Игра. Прогулка на велосипедах
Цель. Дифференциация звуков с-ш.
Описание игры. Логопед говорит «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с. (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с.) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? ( Дети: ш-ш-ш.) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину ( Дети: с-с-с.). Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины?» ( Дети: ш-ш-ш.)
Игра. Пчелы и комары
Цель. Дифференциация звуков з-ж.
Описание игры. Логопед предлагает детям поиграть: «Сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: з-з-з. Как комары звенят?» Дети: з-з-з. «Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много-много красивых цветов. Пчелы летают, мед собирают и жужжат: ж-ж-ж. Как пчелы жужжат? Дети: ж-ж-ж. «А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами и жить здесь (логопед показывает на стулья, стоящие в правом углу групповой комнаты); другие будут пчелами и жить здесь (показывает на левый угол групповой комнаты). Слушайте внимательно. Когда я скажу: «Комары полетели», то комары должны летать по комнате и звенеть: з-з-з. Когда я скажу: «Пчелы за медом полетели», то комары бегут на свое место, а пчелы вылетают и жужжат: ж-ж-ж.»
Игра. Кино
Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Описание игры. Дети сидят за столиками. Логопед обращается к ним : «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно смотрите и говорите, что видите». Логопед передвигает через окошечко полоску бумаги с наклеенными на нее картинками. Дети называют изображенные предметы. (По аналогии игра может проводиться с разными звуками.)
Игра. Самолет
Цель. Дифференциация звуков л-р.
Описание игры. Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р.» Дети произносят: р-р-р. и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л. Как гудит самолет?» Дети: л-л-л.
Игра. Найди свою картинку
Цель. Дифференциация звуков л-р в словах.
Описание игры. Логопед раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук л, а другая — на звук р. По сигналу логопеда из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой — на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. Выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.
Игра. Узнай но голосу
Цель. Дифференциация звуков г-к в звукоподражаниях.
Описание игры. Дети садятся на стульчики, который составлены в кружок. Один ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто в домике живет?» Дети отвечают голосом какого-нибудь животного или птицы: га-га-га, ква-ква и т. д. Ребенок должен назвать, кто живет в домике.