Татьяна Фомина
Проект по коррекции агрессивности младших школьников с умственной отсталостью с использованием игротерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности младшего школьника с умственной отсталостью заключаются в том, что он еще не осознает свои переживания и не способен понять вызывающие их причины. Затруднения в школе вызывают ответные эмоциональные реакции – гнев, страх, обида, которые проявляются в агрессивном поведении учащихся. У многих младших школьников с умственной отсталостью агрессия трансформируется в устойчивое качество личности – агрессивность. И как следствие, снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.
Публикация «Проект по коррекции агрессивности младших школьников с умственной отсталостью с использованием игротерапии» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Результаты диагностики показали, что у 42% детей наблюдается высокий уровень агрессивности, это проявляется в жестокости, в драках без понимания опасных последствий наносимых повреждений. Так же у них отмечаются взрывы ярости, нарушение правил поведения в школе. У 58% детей - средний уровень агрессивности, который проявляется в капризности, раздражительности, грубости, взаимных обвинениях.
Детям с умственной отсталостью в это время необходима поддержка и помощь взрослых, поэтому важно, чтобы педагоги вместе с психологом относились с пониманием к их проблемам и переживаниям.
Агрессивность и различные нежелательные проявления личности в процессе воспитания поддаются коррекции, предполагающей ряд мероприятий, одним из которых может являться Проект коррекционных занятий «Мой внутренний мир».
Целью проекта является создание условий по коррекции агрессивности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Задачи проекта :
устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;
научить его контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;
нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;
закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка;
научить работать в коллективе.
Задачи направлены на коррекцию агрессивности младшего школьника с умственной отсталостью с учётом возрастных, психолого-педагогических особенностей и выявленных причин агрессивности.
Проект «Мой внутренний мир» включается разделом в программу факультатива, в количестве 8 часов - 1 занятие в неделю. Длительность занятия 35-40 минут. Они продуманы с учетом того, чтобы атмосфера на них распространялась по типу «заражения эмоциями» и являлась основным механизмом регуляции и формирования эмоционального состояния и контроля. С детьми с умственной отсталостью крайне агрессивными лучше работать индивидуально и лишь после того, как большая часть проблем решена, можно включать их в групповую работу.
Проект рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью. На коррекционно-развивающих занятиях у учащихся формируется корректное поведение; оказывается помощь в понимании собственного эмоционального состояния. Учащиеся учатся через мимику, жесты, выразительные движения, интонации выражать свои чувства и распознавать чувства других людей. Обучение навыкам релаксации и саморегуляции создает условия для формирования у детей способностей управления своим эмоциональным состоянием. Эмоциональная устойчивость учащихся повышается в обсуждении и проживании ситуаций, вызывающих разнообразные чувства.
В ходе проведения занятий необходимо создать условий для достижения единства эмоционального познавательного развития, обретения детьми речевых навыков выражения своих эмоциональных состояний (радость, грусть, обида, сердитость, недовольство).
Условия проведения занятий.
Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, где есть игрушки. Все участники группы обеспечиваются раздаточным дидактическим материалом. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство.
Коррекционная работа строится по типу организации совместных игр: подвижных, релаксационных, игр с разными материалами. При проведении подвижной игры все участники должны попробовать себя в роли ведущего. Такой прием учит детей освобождению от негативных эмоций, общению друг с другом, чувству ответственности за свои действия и умению действовать в команде.
Структура занятий:
1. Организационная часть (5 минут, направлена на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Эта часть выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
2. Основная часть (27 минут) совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Ролевые игры, проигрывание ситуаций, этюды, подвижные игры, релаксационные упражнения). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2 – 4.
3. Заключительная часть (8 минут). Беседы, релаксационные упражнения. Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
Ожидаемый результат от реализации проекта :
Укрепить доброжелательное отношение младших школьников с умственной отсталостью друг к другу и сплотить коллектив.
Снизить уровень агрессивности учащихся, повысить уверенность в себе.
Улучшить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми за счет использования ими приобретенных навыков конструктивного взаимодействия.
Улучшить самоконтроль и саморегуляцию учащихся.
Таким образом, коррекция агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, на формирование в сознании детей установки на сотрудничество и позитивное взаимодействие с окружающими.
Содержание занятий
Занятие №1 «Ночное занятие»
Цель: коррекция эмоции злости, обучение осознанию своих эмоций и распознаванию эмоциональных реакций других людей; развитие коммуникативных навыков.
Материалы. Шторы для затемнения, диапроектор, свеча, фонарики (на каждого ребенка); изображения звезд, планет, светлячков и т. д., которые создают впечатление звездного неба, ночного леса и т. п.
1. Организационная часть. Игра «Баба-яга» - коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.
2. Основная часть. «Ночное» занятие - освобождение от «ночных» страхов. Одновременно дети получают возможность объединиться «у огонька», почувствовать себя одной командой.
3. Заключительная часть. Упражнение «Незаконченные предложения» - учить осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей; диагностировать эмоциональное самочувствие детей; выявить причины отрицательных эмоций.
Занятие №2 «Морское путешествие»
Цель: снятие отрицательных эмоций, высвобождение творческой энергии, развитие коммуникативных навыков.
Материал: мячик, гуашь; ватман или обои, блюдца.
1. Организационная часть. Игра «Обзывалки» - снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.
2. Основная часть. Игры с красками - высвобождение творческой энергии.
3. Заключительная часть. Игра «Прогулка под водой» - снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Занятие №3 «Замок из теста»
Цель: снятие напряжения, высвобождение творческой энергии, развитие коммуникативных навыков.
Материалы. Мука (4 кг, ванночки для воды, соли и муки; резиновые коврики; «сокровища» (камни, ракушки, монетки и тд.).
1. Организационная часть. Игра «Шалтай-Болтай» - снятие напряжения.
2. Основная часть. Игры с мукой (с песком) - высвобождение творческой энергии.
3. Заключительная часть. Игра с песком - снятие напряжения, релаксация.
Занятие №4 «Пикник на природе»
Цель: снятие напряжения, развитие фантазии, способности владеть своим телом, сочетать расслабление и напряжение, управление своими эмоциями.
Материалы: бубен, сухой бассейн, различные модули, тоннель, горки, палатки, магнитофон и кассета «Звуки природы».
1. Организационная часть. Игра «Минута шалости» - психологическая разгрузка.
2. Основная часть. Игра «Пикник» способствует развитию фантазии, способности владеть своим телом, умению сочетать расслабление и напряжение, управлять своими эмоциями.
3. Заключительная часть. Игра с муравьем - снятие напряжения.
Занятие №5 «Строители»
Цель: отреагирование отрицательных эмоций, обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Материал: полотенце.
1. Организационная часть. Игра «Жужа» - обучение агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
2. Основная часть. Игра «Строим дом» - сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.
3. Заключительная часть. Игра «Сдвинь камень» - обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Занятие №6 «Чудесные превращения»
Цель: учить осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей; приобретение опыта безопасного обращения с окружающими.
Материалы. Несколько стульев, тонкая бумага (два-три рулона на каждого ребенка, картинки с нарисованными зайчиками (радостными и грустными)
1. Организационная часть. Игра «Уходи злость, уходи» - отреагирование злости, гнева, напряженности.
2. Основная часть. Игра с бумагой - приобретение опыта безопасного обращения со своим телом, самоконтроля, произвольности действий.
3. Заключительная часть. Игра «Угадай эмоцию» - учить осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей; диагностировать эмоциональное самочувствие детей; выявить причины отрицательных эмоций.
Занятие №7 «Друг без друга никуда»
Цель: снятие общей агрессии, негативизма, напряженности, развитие сплоченности группы.
Материал: подушка в темной наволочке.
1. Организационная часть. Игра «Упрямая подушка» - снятие общей агрессии, негативизма, упрямства.
2. Основная часть. Игра «Дракон кусает свой хвост» - снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Игра «Клеевой дождик» способствует развитию сплоченности группы.
3. Заключительная часть. Упражнение «Формула общего покоя» - расслабление, развитие умений «переключаться» с одной эмоции на другую, «переходит» из возбужденного состояния к спокойному.
Занятие №8 «Черепашка»
Цель: обучение управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности, овладение навыками совместного бесконфликтного общения.
Материалы: шарики из бумаги, большой конструктор.
1. Организационная часть. Игра «Сражение» - развивать умение «переключаться» с одной эмоции на другую, «переходить» из возбужденного состояния к спокойному.
2. Основная часть. Игра «Конструктор» - овладение навыками совместного бесконфликтного общения.
3. Заключительная часть. Игра «Черепаха» - обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Игры:
Баба-яга
Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Педагог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя, когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают.) Что вы. делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки.)
«Ночное» занятие
Игра проводится в темноте, при свечах, с использованием электрических фонариков. В ходе занятия происходит «освобождение» от «ночных» страхов (темнота, привидения и т. п.). Одновременно дети получают возможность объединиться «у огонька», почувствовать себя одной командой. Каждому ребенку дают фонарик, что вызывает ощущение комфорта и безопасности.
Диапроектором на стене обозначают экран, на котором устраивают «театр теней». Занятие проходит в форме путешествия на другую планету.
Незаконченные предложения
Взрослый предлагает детям закончить следующие предложения:
Когда ребенок плачет, мама чувствует.
Когда дети играют, они чувствуют.
Когда человек говорит неправду, он чувствует.
Когда ребенок болеет, мама чувствует.
Когда человек остается один, он чувствует.
Обзывалки
Договорится, что можно обзываться только не обидными овощами, фруктами, ягодами, грибами. «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными не обидными словами. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,. , морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты,. солнышко!» Следует проводить ее в быстром темпе.
Игры с красками
Для игры необходимы пальчиковые краски. Лучше детям надеть старую одежду или балахоны. На доске большой лист бумаги. Дети рисуют руками на этом листе и раскрашивают одежду друг друга.
Прогулка под водой
Дети превращаются в рыб. Представляют, какая погода, какой водоём и плавают по кабинету, встречая своих знакомых «рыб».
Шалтай-Болтай
Давайте представим себя куклами марионетками.
Шалтай-Балтай сидел на стене.
Шалтай-Балтай свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала поворачиваем туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз.
Игры с мукой (с песком)
Дети распределяются по парам. На каждую пару тазик с мукой и «сокровища». Один ребенок отворачивается, второй прячет «сокровища в муке», ребенок ищет. Меняются местами и так несколько раз. Потом в тазик добавить соль, дети вдвоем перемешивают, и постепенно добавляем воду, пока не получится тесто. Для лепки из соленого теста можно предложить тему на выбор.
Игра с песком
Представляем себя на пляже. Кругом песок, на нем очень приятно лежать. Он медленно сыплется сквозь пальцы рук и т. д.
Минута шалости
Ведущий по сигналу удар в бубен и. предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется прыгает, бегает и т. п. повторный сигнал ведущего через 1-3 мин. Объявляет конец шалости.
Пикник
Дети отправляются в воображаемый поход на природу. Идут цепочкой, преодолевая препятствия: поднимаясь в горы, спускаясь в овраги, переправляясь через реки (сухой бассейн, пролезая под упавшими деревьями (тоннель). В пути их может застать гроза (кассета «Звуки природы»). Кульминацией похода является пикник под пение птиц.
Игра с муравьем
Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).
Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание, движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.
Упражнение повторить 2-3 раза.
Игра «Жужа» -
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
Строим дом
Детям предлагается построить дом из того, что есть под рукой, то есть находится в кабинете для занятий (стулья, столы, вешалки, бумага и пр.). Также можно использовать и самих себя : изображать отдельные части дома.
Сдвинь камень
Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая., мягкая., отдыхает.». Затем, то же самое проделывается с левой ногой.
Уходи злость, уходи
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушка. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушке с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
Игра с бумагой
На каждого ребенка рулон туалетной бумаги. Дети начинают разматывать рулон, обвивая различные предметы. Кабинет оказывается опутан паутиной. Ребята перебираются на другую сторону кабинета, стараясь не порвать паутинку.
Затем ребята начинают рвать паутину и бросать кусочки в центр комнаты. Когда куча в центре комнаты становится большой, предложить поиграть с кусочками, энергично подбрасывая их вверх, разбрасывая по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки бумаги горстями вверх.
Угадай эмоцию
Дети пытаются определить настроение зайчиков, объяснить, как они это определили (по выражению мордочки, позе и т. д.) и раскрашивают веселых зайчиков. Проводится беседа о том, что может сделать человека грустным, веселым, счастливым и пр.
Упрямая подушка
Педагог вводит детей в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские злючки. Это они заставляют ругаться и злиться. Давайте прогоним злючек». Дети бьют кулаками в подушку изо всех сил, а педагог приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения детей становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Педагог предлагает послушать «злючек в подушке: «Все ли злючки вылезли и что они делают?» Дети прикладывают ухо к подушке и слушает. «Злючки испугались и молчат в подушке», – отвечает педагог.
Дракон кусает свой хвост
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок - «голова дракона», последний - «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Необходимо следить, чтобы дети не отпускали друг друга, а также чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все желающие.
Клеевой дождик
Дети встают парами друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столами.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Прятаться от «диких животных». На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.
Формула общего покоя
Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Отдыхать
(дети ложатся на ковёр, свободно раскинув руки и ноги)
Если у нас игра такая-
Очень лёгкая простая
Замедляется движенье
Исчезает напряженье
И становится понятно
Расслабление приятно
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем
Напряжение улетело…
И расслаблено всё тело
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас
Руки теплые у нас
Дышится легко…ровно…глубоко…
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать
Потянуться, улыбнуться.
Всем открыть глаза и встать.
Сражение
Дети делятся на две команды, встают у черты напротив друг друга, делают из бумаги шарики (5-7 штук). Затем по сигналу начинают перебрасываться комками. В конце дети собирают комочки и бросают их в коробку.
Конструктор
Дети делятся на две команды. Каждой команде за определенное время нужно построить из блоков конструктора, например башню или ворота.
Черепаха
Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая. Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).
Рекомендуемая литература
1. Александров А. А. Психодиагностика и психокоррекция [Текст] / А. А. Александров. - СПб. : «Питер». - 2008. - 384с.
2. Истратова О. Н., Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. - Ростов н/ Д: «Феникс». - 2007. - 349с.
3. Романов А. А., Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей : альбом диагностических и коррекционных методик. [Текст] Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей / А. А. Романов. - М. : «Плэйт». - 2004. – 48с.
4. Семенака С. И. Социальная психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С. И. Семенака. - М. : «Аркти». – 2004. – 67с.
5. Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст] / Н. П. Слободяник. - М. : «Аркти». - 2004.
6. Слюсарева Е. С., Козловская Г. Ю., Методы психологической коррекции [Текст] : Учебно-методическое пособие / Е. С. Слюсарева, Г. Ю. Козловская. – Ставрополь, 2008 – 240с.
7. Смирнова Т. П., Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] Серия «Психологический практикум» / Т. П. Смирнова. - Ростов н/Д. : «Феникс». - 2004. - 160с.
8. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе [Текст]. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. / Л. М. Шипицина. - СПб. : «Речь». - 2005. - 477с.