Елена Худи
Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения духовности и общечеловеческих нравственных принципов
Пособие предназначено для всех категорий педагогов, социальных работников, педагогов – организаторов, аниматоров, вожатых и т. д., работающих с учащимися начальной школы.
Содержание:
Введение….3
I. Игровая программа «Доброе слово – что ясный день»….4
1. Приветствие…. 4
2. Игра «Похлопаем». 4
3. Игра "Стоп - красный свет". 5
Публикация «Методические разработки для младших школьников „Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Игра «Доскажи словечко». 5
5. Упражнение «Ласковое солнышко». 6
6. Разыгрывание ситуаций…7
7. Игра "Ха-ха-ха". 8
II. Игровая программа «Воспитание уважения к другим»….9
1. Упражнение «Ветер дует на…». 9
2. Упражнение «Совместный рисунок». 9
3. Упражнение «Остров дружбы». 10
4. Упражнение «Я дарю тебе тепло». 10
5. Упражнение «Ладошки». 10
III. Игровая программа «Да здравствует вежливость и доброта»…. 11
1. Беседа «Для чего говорить «Спасибо»». 11
2. Чтение детям сказки «КТО ВЫРАСТИЛ ЯБЛОЧКО». 11
3. Рисунок «Благодарное сердце»…. 13
4. Игра «Палочка-выручалочка»…. 13
5. Творческое задание «Поможем другу»…. 14
6. Игра «Добрый дождик»…14
7. Творческое задание «Доброе дело»…15
8. Рисунок «Дерево доброты»…. 15
Заключение
Введение
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Для формирования духовно-нравственных качеств детей, используются игры, которые учат умению общаться, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Цель:
- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.
Задачи:
- формирование цельной духовно нравственной личности;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- вырабатывание чувства патриотизма и любви к своему народу, к родине и т. д.
- расширить знания школьников о доброте и о роли в жизни каждого человека;
- развивать речь, память, мышление;
- воспитывать доброжелательность; стремление совершать добрые дела, поступки;
- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность детей;
- развить стремление совершать добрые поступки;
- расширить кругозор детей;
- формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.
I. Игровая программа «Доброе слово – что ясный день»
Ход мероприятия.
1. Приветствие
Вед: Сегодня мы с вами поздороваемся не так как всегда.
Когда я скажу: "Здравствуйте, мальчики", мальчики похлопают в ладоши.
А когда скажу: "Здравствуйте, девочки", девочки улыбнутся и помашут рукой.
Только сделаем это дружно. И так. (Выполняют)
Но это еще не всё!
Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу с утра.
Кто с радостью пришел - хлопните.
Здравствуйте, кто любит учиться. Кто любит учиться - топните.
Здравствуйте, все кто любит танцевать - пусть попляшут ручки.
Ну, вот мы поздоровались, настроение наше поднялось.
И от ваших улыбок уютнее и светлее стало в зале.
2. Игра «Похлопаем»
Цель: подражание положительным эмоциональным и вербальным способам взаимодействия.
Инструкция: ведущий называет разные ситуации, дети, услышав добрый поступок, хлопают в ладоши, услышав недобрый поступок - просто молчат.
а) Коля после выполнения домашних заданий помогает маме по дому.
б) Старший брат Вася постоянно обижает, своего младшего брата.
в) Мальчик убрал в мусорный бак брошенную кем-то на пол бумажку
г) Дети строили во дворе горку, а Миша наблюдал из окна, когда все ушли домой, мальчик вышел и сломал горку.
Спасибо!
Приятно видеть когда кто-то пытается совершить что-то хорошее.
3. Игра "Стоп -красный свет"
Цель: развитие внимания, умения отличать доброе от злого.
Инструкция: Ведущий напоминает детям о том, что когда горит красный свет светофора - идти нельзя. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Ведущий показывает эпизоды, и как только дети увидят плохой поступок - поднимают красный кружок, добрый поступок - зеленый кружок. СЛАЙД с плохими и добрыми поступками.
4. Игра «Доскажи словечко»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти
Инструкция: Можно ли вежливого человека назвать добрым? Давайте мы немного поиграем. Ведущий читает стихотворение, задача детей - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться. (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:. (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь:. (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго. (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим:. (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь:. (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод педагога: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
Физкультминутка:
Инструкция: ведущий просит исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда он назовет "волшебное слово".
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
(Дети выполняют упражнение только тогда, когда ведущий добавляет вежливое слово)
5. Упражнение «Ласковое солнышко».
Цель: закрепление навыков употребления в речи слов с противоположным значением.
Оборудование: картонное солнышко с лучиками.
Вед: Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей)
-Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.
-Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
-В нашем зале светит солнце. Посмотрите и ответьте, какое оно? ( ответы детей: какое-то злое, холодное). На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми (педагог читает, а дети называют антонимы, на лучиках появляются добрые слова)
Грубый – ласковый
Злой – добрый, добродушный
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда, честность.
Ненависть – любовь
Лень – труд
Ведущий: Молодцы. Посмотрите. Что у нас с вами получилось? Вот видите, благодаря вам холодное и грустное солнышко стало веселым, добрым, дружелюбным, красивым. Какое красивое и доброе получились солнышко. Пусть оно согревает нас своими лучиками.
Ведущий: Солнышко вам в благодарность приготовило сюрприз и о каждом написало доброе слово.
аккуратный, добрый, милый, отзывчивый, честный, преданный, веселый, заботливый, доброжелательный, приветливый, вежливый, помогает в беде, скромный, общительный, ласковый, счастливый, великодушный, справедливый, артистичный, воспитанный, ответственный, любознательный, хозяйственный, трудолюбивый, самостоятельный, честный, храбрый.
Первый участник подходит к столу, берет один листок, читает и называет того участника, о котором можно так сказать, и передает ему листок, затем кому был передан листок, читает следующий листок.
6. Разыгрывание ситуаций
Цель: развитие умения ориентироваться в жизни, т. е. научить ладить с людьми, быть равноправным членом общества, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.
Инструкция: Детям нужно будет разыграть ситуацию, текст которой зачитывает ведущий, и дети должны показать, как бы они поступили в этой ситуации. Ведущий зачитывает и участникам нужно заранее распределить роли. И придумывать слова, которые они будут говорить друг другу.
(При необходимости ведущий помогает советом).
1 ситуация: (4 человека) Мама, папа и двое детей собираются в гости. "Мама" и «папа» должны объяснить "детям", как нужно и как нельзя вести себя в гостях. (Нужно с радостью поздороваться, вести себя не шумно, спокойно, бегать не стоит, без разрешения нельзя ничего трогать, перед уходом поблагодарить за радушный прием, не забыть попрощаться)
2 ситуация:(4 человека) Вы стоите в очереди в магазине. Перед вами еще три человека, но вы очень спешите и вам нужно очень быстро купить подарок, чтобы не опоздать на день рождения. Как вы поступите в данной ситуации, что нужно сделать или сказать, чтобы очередь вас пропустила?
3 ситуация: (4 человека) Три девочки играют в куклы. Другая девочка тоже хочет с ними поиграть. Что для этого нужно сделать или сказать?
4 ситуация:(1 человек и ведущий) Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у тебя нет часов. Тебе придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
7. Игра "Ха-ха-ха"
Инструкция: Дети стоят по кругу, ведущий просит одного из них сказать "ха", второй должен сказать "ха-ха", третий - "ха-ха-ха" и т. д. по кругу. Это необходимо произносить без улыбки и смеха. Тот, кто засмеялся, выбывает из игры.
II. Игровая программа «Воспитание уважения к другим»
1. Упражнение «Ветер дует на…»
Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на. (например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:
1. Ветер дует на того, кто любит мороженое.
2. Ветер дует на того, у кого дома есть животное.
3. Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.
4. Ветер дует на того, кто любит пельмени.
5. Ветер дует на того, у кого есть сестра.
6. Ветер дует на того, у кого есть брат.
7. Ветер дует на того, кто любит танцевать.
8. Ветер дует на того, у кого много друзей.
9. Ветер дует на того, кто любит петь.
2. Упражнение «Совместный рисунок»
Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.
Инструкция: ведущий предлагает учащимся разбиться на пары и, держась руками за один карандаш выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию обсудить, кому было легко, а кому сложно выполнить работу.
3. Упражнение «Остров дружбы»
Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.
Инструкция: перед упражнением ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде».
4. Упражнение «Я дарю тебе тепло»
Цель: развитие доброжелательности к окружающим, установление тактильного контакта.
Инструкция: участники сидят на своих местах. Ведущий предлагает сложить ладони лицом к лицу и сильно - сильно потереть их друг о друга так, чтобы ладони начали «гореть» от тепла. Разогрев ладони нужно коснуться ими щек своего соседа и «поделиться с ним своим теплом».
6. Упражнение «Ладошки»
Цель: позитивное отношение друг к другу, умение увидеть хорошее в окружающих.
Инструкция: ведущий предлагает обвести каждому ребенку свою руку на листе формата А-4 и написать одно свое положительное качество. Затем лист передается по кругу, и каждый участник тренинга дописывает еще одно положительное качество хозяина «ладошки». Так продолжается до тех пор, пока «ладошка» не вернется на исходное место. Ребята знакомятся с мнением одноклассников о себе с положительной стороны. Если участников много, то их можно разделить на группы и «ладошка» пройдет круг по членам группы.
III. Игровая программа «Да здравствует вежливость и доброта»
Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.
1. Беседа «Для чего говорить спасибо»
Вопросы и задания для беседы
Как вы думаете, для чего человек должен говорить «спасибо»?
Попросите детей перечислить всех, кому они мог ли бы сказать спасибо за новый дом, интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное путешествие и т. д., и объяснить почему.
Чтение детям сказки
2. КТО ВЫРАСТИЛ ЯБЛОЧКО
Е. Фролова
Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке.
Обрадовалась девочка и говорит:
— Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мамочка.
Не меня благодари, Настенька, — ответила мама, — а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
— Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без за боты садовника я ни когда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку.
— Дедушка, — сказала Настенька, - спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
- Не меня благодари, девочка, а солнышко, улыбнулся садовник, без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», - обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
- Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
— И мама, и яблоня, и садовник, — все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.
Вопросы и задания к сказке
1. Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?
2. Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
3. Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.
Творческое задание «Спасибо природе»
Во время прогулки по лесу попросите детей сказать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т. д., а за тем объяснить, за что они ему благодарны.
После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, земли, который поблагодарили. другие — описывают чувства ручейка, который никто и никогда не благодарил.
Попросите детей сравнить свои описания.
3. Рисунок «Благодарное сердце»
Прочитайте детям пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Поделите детей на группы и по просите их нарисовать контуры сердца, а внутри этого сердца нарисовать все, о чем их сердца вспоминают с благодарностью.
Нарисуйте яблоневый сад, который все вместе вы растили мама, яблоня, садовник, солнышко и Настенька.
Задание на дом
Попросите детей посчитать, сколько раз за день они говорят кому-либо спасибо, и сколько раз за день говорят спасибо им. Затем предложите детям в течение нескольких дней как можно чаще говорить людям спасибо.
Обсудите с детьми, что изменилось в их жизни, когда они выполняли это домашнее задание.
4. Игра «Палочка-выручалочка»
Поделите детей на группы. Один человек ведущий (это может быть воспитатель). Ему дается красивая палочка-выручалочка. дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь.
Например: плохое настроение, болит зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку и т. д.
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий обходит другие группы, дотрагивается до них палочкой и просит каждую группу по очереди помочь своим друзьям в беде.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему.
Беседа
Вопросы и задания для беседы
Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что вы ответили бы?
Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде. Расскажите о каком-либо своем добром поступке, который помог вашему другу
5. Творческое задание «Поможем другу»
Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь, добро и делай»
Попросите мальчиков подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочек — обо всем добром, что они могут сделать для мальчиков. Затем поделите детей на пары из мальчиков и девочек и попросите каждую пару в течение дня помогать друг другу. Предложите детям приготовить для тех, кто оказался с ними в паре, какие-либо подарки (рисунок, добрые слова, песенку и т. д.) В конце дня дети встают в круг доброты и дарят друг другу подарки.
6. Игра «Добрый дождик»
Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.
Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т. д.
После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.
Беседа
Вопросы и задания для беседы
• Покажите детям семечко какого-либо фруктового дерева и попросите их нарисовать, как будет выглядеть это дерево через десять лет. После этого дети должны перечислить всех, чья доброта по могла этому дереву вырасти. (доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника)
• Затем попросите детей перечислить всех, чья доброта помогает расти им. (доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т. д.)
Прочитайте детям сказку
7. Творческое задание «Доброе дело»
Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху»
Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одеж да, книга и т. д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т. д.
8. Рисунок «Дерево доброты»
Попросите детей нарисовать дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни дети вспомнят.
Заключение
Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.