Елена Александрова
Консультация для педагогов «Коррекционно-развивающая направленность урока для детей с умственной отсталостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая направленность урока для детей с умственной отсталостью.
Аномальное развитие умственно отсталых детей требует, что бы все используемые методы и средства обучения способствовали коррекции их недостатков, поэтому основой в организации образовательного процесса с такими детьми, в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, является коррекционно-развивающая составляющая.
Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционно-развивающая направленность урока для детей с умственной отсталостью“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Следовательно, каждый урок должен быть направлен на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих.
В содержание урока обязательно включаются специальные коррекционно-развивающие упражнения на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Хочу ещё раз обратить внимание на требования к постановке коррекционных целей и задач. Цель должна быть предельно конкретной. Не просто «развитие внимания, памяти, речи», а, например:
-коррекция зрительно-моторной координации и произвольного внимания в ходе выполнения упражнения на соотнесение буквы и картинки;
- коррекция оперативной памяти на основе упражнения в запоминании слов.
- развитие концентрации и объёма внимания через выполнение упражнения «Нанизывание бусинок»
- развитие зрительной памяти и внимания при выполнении упражнения «Нарисуй по памяти»
- Развитие восприятия формы через выполнение заданий на нахождение предметов одной формы.
Алгоритм постановки коррекционно-развивающих задач можно представить следующим образом:
Корригировать … путём выполнения…;
Развивать … через выполнение…;
Корригировать и развивать … при работе с …;
Развивать … на основе упражнений …
Для коррекции различных видов внимания, памяти, восприятия, развития мыслительной деятельности, личностных качеств, использую на уроках коррекционно-развивающие упражнений, которые могут применяться на различных этапах урока как для решения специально поставленных коррекционных задач, так и для совершенствование тех или иных учебных навыков.
Например:
Составь слова из слогов
Слоги расположенных в геометрических фигурах. Простое на первый взгляд задание решает несколько коррекционных задач: закрепление навыков слогового анализа и синтеза, развитие зрительного восприятия, произвольного внимания,
Кроме того - одновременно работаем над формой, цветом. Слова можно включить в качестве языкового материала для закрепления темы урока – определить часть речи, род, просклонять и т. п.
Для закрепления образа определённой буквы, развития наблюдательности, коррекции зрительного анализа и синтеза, расширения поля зрения, развития умения выполнять многоступенчатую инструкцию, планировать деятельность, выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания, развития функции самоконтроля используется упражнение:
«Корректурная правка».
Для этого упражнения можно использовать книгу или журнал с достаточно крупным шрифтом, специально подготовленные пособия.
Ученик работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы, слова.
Упражнение предполагает различные уровни сложности. Вычеркнуть заданную букву, слог, слово;
Пересчитать количество вычеркнутых фрагментов, записать.
Заданы 2 буквы: одну вычеркнуть, другую подчеркнуть.
Подчеркнуть разным цветом гласные и согласные.
Используется для детей разных классов в зависимости от поставленной цели.
Например:
• В словах вычеркни буквы, обозначающие гласные, красным карандашом, а согласные – синим. В конце строки запиши, сколько гласных и согласных ты вычеркнул.
Май, апрель, март, весенние
Пригревать, проталина, солнцепёк
Оттаять, оттепель, сосулька, капель
Набухают, распускаться, почки, зеленеет
Практически во всех старших классах можно использовать упражнения на восстановление слов, предложений.
Задачи: развитие зрительного анализа и синтеза, концентрации внимания, расширение объёма восприятия; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, уточнение и расширение словарного запаса, развитие осознанности чтения
Определить границы слов, прочитав их слева направо (или справа налево, записать.
РУЧЕЙТЕПЛОТАЕТЖУРЧИТЗВОНКИЙКОРАБЛИК
АТОХУДАРАЖЙОНЗАДАЛХОРПЬНЕТЕЦНЛОС
Восстановить и записать предложения (слова записаны слитно; слова «спрятались» среди набора букв)
Прочитать стихотворение (текст, восстанавливая слова из букв.
РАМТ
Улеглись в полях ТЕМИЛЕ
В белоснежные СПОТЛЕИ.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят ПАКИЛЕ,
РОВЬОБИ повеселели,
Гонят МИЗУ со двора.
П. Образцов
«Шифровки»
Расшифруй слова, фразы, используя ключ. Запиши слова.
Задачи: развитие пространственно-временных ориентировок, уточнение словарного запаса, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, наблюдательности, самоконтроля, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
В данном случае ключ – алфавит, где каждой букве соответствует цифра.
Алфавит
А - 1 К - 12 Х - 23
Б - 2 Л - 13 Ц - 24
В - 3 М - 14 Ч - 25
Г - 4 Н - 15 Ш - 26
Д - 5 О - 16 Щ - 27
Е - 6 П - 17 Ъ - 28
Ё - 7 Р - 18 Ы - 29
Ж - 8 С - 19 Ь - 30
З - 9 Т - 20 Э - 31
И - 10 У - 21 Ю - 32
Й - 11 Ф - 22 Я - 33
Пословицы и поговорки о дружбе:
5, 18, 21,4 17,16,9,15,1,7,20,19,33 3 15,6,19,25,1,19,20,10,10.
Загадка
17,16,13,6 2,6,13,16, 19,6,14,33 25,6,18,15,16, 12,20,16 19,6,6,20, 20,16,20 6,4,16 18,1,9,21, 14,6,6,20
(Расшифрованные слово, фразу, небольшой текст включаю в урок – записываем в тетрадь, находим слова разных частей речи, на разные правила по теме урока)
«Перепутанные тексты»
Задачи: развитие произвольного внимания, наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, понятийной стороны процесса чтения.
Для работы учителя начальной школы и учителя в классе для детей со сложной структурой дефекта, из опыта работы прошлого года, предлагаю следующие задания с использованием самодельных наглядных пособий. (Коррекция речевых недостатков, развитие мелкой моторики)
«Прищепки и шнурочки для звуков и слов»
«Весёлые бусинки»
-найти слова на определённый звук, с определённой буквой,
-определить количество слогов,
- закрепить понятие один-много (единственное и множественное число)
(метка - пуговица, бусинка, прищепка. В классах постарше – запись, группировка слов.)
- соединить шнурком картинку и букву с которой начинается название.
«Мультицелевой сундучок» Виды упражнений с материалами:
-сортировка;
- выкладывание последовательностей (по образцу, по словесной инструкции);
- работа над ритмом (Например: солнышко – громкий хлопок, грибок – тихий);
- счёт предметов;
- использование в качестве жетонов, фишек;
и т. п.
Таким образом, работа с детьми с умственной отсталостью требует особых методов и форм в подборе содержания учебного материала. Использование на каждом уроке коррекционно-развивающих упражнений способствует развитию и коррекции имеющихся недостатков, повышению интереса к учебной деятельности.