Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Коррекционно-развивающая направленность урока для детей с умственной отсталостью»

Елена Александрова
Консультация для педагогов «Коррекционно-развивающая направленность урока для детей с умственной отсталостью»
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-развивающая направленность урока для детей с умственной отсталостью.

Аномальное развитие умственно отсталых детей требует, что бы все используемые методы и средства обучения способствовали коррекции их недостатков, поэтому основой в организации образовательного процесса с такими детьми, в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, является коррекционно-развивающая составляющая.

Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционно-развивающая направленность урока для детей с умственной отсталостью“» размещена в разделах

Следовательно, каждый урок должен быть направлен на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих.

В содержание урока обязательно включаются специальные коррекционно-развивающие упражнения на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Хочу ещё раз обратить внимание на требования к постановке коррекционных целей и задач. Цель должна быть предельно конкретной. Не просто «развитие внимания, памяти, речи», а, например:

-коррекция зрительно-моторной координации и произвольного внимания в ходе выполнения упражнения на соотнесение буквы и картинки;

- коррекция оперативной памяти на основе упражнения в запоминании слов.

- развитие концентрации и объёма внимания через выполнение упражнения «Нанизывание бусинок»

- развитие зрительной памяти и внимания при выполнении упражнения «Нарисуй по памяти»

- Развитие восприятия формы через выполнение заданий на нахождение предметов одной формы.

Алгоритм постановки коррекционно-развивающих задач можно представить следующим образом:

Корригировать … путём выполнения…;

Развивать … через выполнение…;

Корригировать и развивать … при работе с …;

Развивать … на основе упражнений …

Для коррекции различных видов внимания, памяти, восприятия, развития мыслительной деятельности, личностных качеств, использую на уроках коррекционно-развивающие упражнений, которые могут применяться на различных этапах урока как для решения специально поставленных коррекционных задач, так и для совершенствование тех или иных учебных навыков.

Например:

Составь слова из слогов

Слоги расположенных в геометрических фигурах. Простое на первый взгляд задание решает несколько коррекционных задач: закрепление навыков слогового анализа и синтеза, развитие зрительного восприятия, произвольного внимания,

Кроме того - одновременно работаем над формой, цветом. Слова можно включить в качестве языкового материала для закрепления темы урока – определить часть речи, род, просклонять и т. п.

Для закрепления образа определённой буквы, развития наблюдательности, коррекции зрительного анализа и синтеза, расширения поля зрения, развития умения выполнять многоступенчатую инструкцию, планировать деятельность, выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания, развития функции самоконтроля используется упражнение:

«Корректурная правка».

Для этого упражнения можно использовать книгу или журнал с достаточно крупным шрифтом, специально подготовленные пособия.

Ученик работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы, слова.

Упражнение предполагает различные уровни сложности. Вычеркнуть заданную букву, слог, слово;

Пересчитать количество вычеркнутых фрагментов, записать.

Заданы 2 буквы: одну вычеркнуть, другую подчеркнуть.

Подчеркнуть разным цветом гласные и согласные.

Используется для детей разных классов в зависимости от поставленной цели.

Например:

• В словах вычеркни буквы, обозначающие гласные, красным карандашом, а согласные – синим. В конце строки запиши, сколько гласных и согласных ты вычеркнул.

Май, апрель, март, весенние

Пригревать, проталина, солнцепёк

Оттаять, оттепель, сосулька, капель

Набухают, распускаться, почки, зеленеет

Практически во всех старших классах можно использовать упражнения на восстановление слов, предложений.

Задачи: развитие зрительного анализа и синтеза, концентрации внимания, расширение объёма восприятия; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, уточнение и расширение словарного запаса, развитие осознанности чтения

Определить границы слов, прочитав их слева направо (или справа налево, записать.

РУЧЕЙТЕПЛОТАЕТЖУРЧИТЗВОНКИЙКОРАБЛИК

АТОХУДАРАЖЙОНЗАДАЛХОРПЬНЕТЕЦНЛОС

Восстановить и записать предложения (слова записаны слитно; слова «спрятались» среди набора букв)

Прочитать стихотворение (текст, восстанавливая слова из букв.

РАМТ

Улеглись в полях ТЕМИЛЕ

В белоснежные СПОТЛЕИ.

Отдохнуть пришла пора!

У крыльца звенят ПАКИЛЕ,

РОВЬОБИ повеселели,

Гонят МИЗУ со двора.

П. Образцов

«Шифровки»

Расшифруй слова, фразы, используя ключ. Запиши слова.

Задачи: развитие пространственно-временных ориентировок, уточнение словарного запаса, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, наблюдательности, самоконтроля, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

В данном случае ключ – алфавит, где каждой букве соответствует цифра.

Алфавит

А - 1 К - 12 Х - 23

Б - 2 Л - 13 Ц - 24

В - 3 М - 14 Ч - 25

Г - 4 Н - 15 Ш - 26

Д - 5 О - 16 Щ - 27

Е - 6 П - 17 Ъ - 28

Ё - 7 Р - 18 Ы - 29

Ж - 8 С - 19 Ь - 30

З - 9 Т - 20 Э - 31

И - 10 У - 21 Ю - 32

Й - 11 Ф - 22 Я - 33

Пословицы и поговорки о дружбе:

5, 18, 21,4 17,16,9,15,1,7,20,19,33 3 15,6,19,25,1,19,20,10,10.

Загадка

17,16,13,6 2,6,13,16, 19,6,14,33 25,6,18,15,16, 12,20,16 19,6,6,20, 20,16,20 6,4,16 18,1,9,21, 14,6,6,20

(Расшифрованные слово, фразу, небольшой текст включаю в урок – записываем в тетрадь, находим слова разных частей речи, на разные правила по теме урока)

«Перепутанные тексты»

Задачи: развитие произвольного внимания, наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, понятийной стороны процесса чтения.

Для работы учителя начальной школы и учителя в классе для детей со сложной структурой дефекта, из опыта работы прошлого года, предлагаю следующие задания с использованием самодельных наглядных пособий. (Коррекция речевых недостатков, развитие мелкой моторики)

«Прищепки и шнурочки для звуков и слов»

«Весёлые бусинки»

-найти слова на определённый звук, с определённой буквой,

-определить количество слогов,

- закрепить понятие один-много (единственное и множественное число)

(метка - пуговица, бусинка, прищепка. В классах постарше – запись, группировка слов.)

- соединить шнурком картинку и букву с которой начинается название.

«Мультицелевой сундучок» Виды упражнений с материалами:

-сортировка;

- выкладывание последовательностей (по образцу, по словесной инструкции);

- работа над ритмом (Например: солнышко – громкий хлопок, грибок – тихий);

- счёт предметов;

- использование в качестве жетонов, фишек;

и т. п.

Таким образом, работа с детьми с умственной отсталостью требует особых методов и форм в подборе содержания учебного материала. Использование на каждом уроке коррекционно-развивающих упражнений способствует развитию и коррекции имеющихся недостатков, повышению интереса к учебной деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

День Матери в разновозрастной группе с умственной отсталостью для детей с нарушением интеллектаДень Матери в разновозрастной группе с умственной отсталостью для детей с нарушением интеллекта Мама — это наш ангел-хранитель, наш дом, наша вселенная. Поэтому день матери — это особенный праздник, который напоминает о родном, и нежно.

Использование ИКТ на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью нарушением интеллектаИспользование ИКТ на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью нарушением интеллекта Ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо создать условия для мотивации к учебе, накопления достаточных знаний об.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития дошкольников с умственной отсталостью» Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния,.

КТП по математике к программе для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени для надомного обучения 3. Календарно – тематическое планирование. № Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Дата Материально-техническое оснащение УУД, проекты,.

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью «Мозаика» I. Целевой раздел I.1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Мозаика» реализует духовно-нравственное направление в соответствии.

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени для надомного обучения 1. Планируемые предметные результаты Учащиеся должны знать: • счёт в пределах 20 по единице и равными числовыми группами; • таблицу состава.

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени для надомного обучения 1. Планируемые предметные результаты Минимальный уровень: • представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени для надобного обучения 1. Планируемые предметные результаты • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие.

Рабочая программа по технологии для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени 1. Планируемые предметные результаты • Самостоятельная ориентировка в задании. • Самостоятельное сравнение образца изделия с натуральным.

Сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу Таню на прогулку» в группе для детей с умеренной умственной отсталостью Сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу Таню на прогулку» в группе для детей с умеренной умственной отсталостью. Задачи: -Формировать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Коррекционно-развивающая направленность урока для детей с умственной отсталостью»
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 19:43
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Коррекционно-развивающая направленность урока для детей с умственной отсталостью»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД