олеся кузменкова
Проект по художественно-эстетическому развитию для старшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по художественно-эстетическому развитию для старшей группы
«Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с искусством живописи (натюрмортом, пейзажем, портретом, былинно-сказочным жанром и животными в русской графики)»
Подготовила:
Воспитатель гр. №6 Кузменкова О. В.
Березники 2017
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию для старшей группы,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Тема: Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с искусством живописи (натюрмортом, пейзажем, портретом, былинно-сказочным жанром и животными в русской графики)
Участники: дети, родители.
Сроки проведения: с 05.12.2016г по 13.01.2017г.
Итоговое событие: игра «Что? Где? Когда?»
Предпосылки к определению цели детьми:
Цель детей: знать, что такое натюрморт, пейзаж и портрет, былинно-сказочный жанр; уметь выделять характерные особенности и детали, которые соответствуют данному виду искусства; научиться рисовать эти виды искусств.
Образовательные области и задачи проекта
Образовательные области Задачи
Воспитательные Развивающие Образовательные
Познавательное Воспитывать у детей интерес к рассматриванию картин. Развивать у детей умение отличать живопись от других видов изобразительных искусств. Учить детей рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, которые являются частью изображения.
Учить составлять натюрморт из муляжей фруктов и овощей.
Речевое Развивать монологическую и диалогическую речь, обогащая эмоционально-окрашенной лексикой (румяная, мечтательная, задумчивая и т. д.) Учить детей составлять описательные рассказы о содержании картин (портретов).
Совершенствовать монологическую диалогическую речь, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (румяная, мечтательная, задумчивая).
Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искуссвоведческими терминами.
Художественно-эстетическое Воспитывать у детей эмоциональные отклики на проделанную работу. Развивать:
-интерес к искусствам живописи;
-эстетическое восприятие; умения работать акварелью, гуашью;
-эстетический вкус;
-чувство цвета. Учить рисовать натюрморт, портрет, пейзаж.
Социально-коммуникативное Воспитывать у детей любовь к произведениям искусства, эмоциональные переживания. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений. Учить детей соотносить увиденное на картинах с собственными чувствами и опытом; учить видеть выразительные средства живописного произведения, красоту, гармонию предметов, изображённых художниками.
Предметно-развивающая среда
УГОЛКИ Предметы деятельности
Готовит педагог Готовят дети, семья
Уголок ИЗО • Выставка альбомов с произведениями изобразительного искусства;
• Мини–музей «История живописи»;
• Передвижные выставки по темам: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт»;
• Альбом по теме «Третьяковская галерея», «Дом-музей В. М. Васнецова»;
• Портреты художников: «И. Шишкин», «И. Левитан», «А. Дейнеко», «П. Кончаловский», «К. Петров-Воткин», «А. Савросов».
• Выставка натюрмортов с изображением цветов. Выставка рисунков по темам «Пейзаж», «Портрет», Натюрморт», «Былинно-сказочный жанр», «Животные в русской графике».
Уголок природы • Поместить в уголок природы комнатные растения, открытки с названием и изображение комнатных цветов, букеты цветов.
• Поместить журналы «Мурзилка». Выставка натюрмортов с изображением цветов.
Планирование образовательной деятельности
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов НОД
1 неделя 5-9.12.2016
Тема недели: Натюрморт
Понедельник 5.12.2016
Утро:
Рассмотреть с детьми комнатные растения, их изображения на открытках, репродукциях.
Вечер:
Дидактическая игра «Составь натюрморт».
Цель: учить детей раскладывать готовые предметы на листе бумаги, создавая красивый натюрморт.
Беседа с детьми «Цветовое богатство красок».
Цель: Познакомить детей с холодной и тёплой гаммами цветов.
Познавательное развитие (озн. с окр.)
«Что такое искусство»
Задачи: Дать детям знания о видах изобразительного искусства, их создателях; вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание всматриваться в них. (Ознакомление дошкольников с графикой и живописью стр. 108).
Художественно-эстетическое развитие (Р)
Ознакомление с творчеством Е. В. Пискунова и рисование на тему «Натюрморт с цветами».
Задачи: Познакомить детей с творчеством Е. В. Пискунова, дать почувствовать настроение его картин и выделить выразительные средства. Учить рисовать с натуры, передавая форму вазы, цветов, их относительную величину, характерные особенности букета. (Ознакомление дошкольников с графикой и живописью стр. 130).
Вторник 6.12.2016
Утро:
Беседа с детьми «Музей и его роль в жизни общества»
Цель: раскрыть содержание музейной деятельности; напомнить о правилах поведения в музее.
Упражнение на составление цветовых композиций: зима, лето, осень, весна.
Цель: познакомить детей с цветовой композицией зима, лето, весна, лето, осень на основе преобладаний в природе тех или иных цветов, характерных для данного времени года.
Вечер:
Рассматривание репродукции П. Кончаловского «Сирень», рисование букета сирени (Ознакомление дошкольников с графикой и живописью стр. 127). Познавательное развитие: просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»
Цель: Познакомить детей с Третьяковской галереей, где хранятся картины, с её создателем – Павлом Михайловичем Третьяковым (Ознакомление дошкольников с графикой и живописью стр. 102).
Среда 07.12.2016
Утро:
Рассматривание детских журналов «Мурзилка» за 1999г, раздел «Галерея искусств «Мурзилки».
Вечер:
Рассматривание с детьми натюрморта К. Петрова-Водкина «Черёмуха в стакане». Сравнить с натюрмортом П. Кончаловского «Сирень». (Ознакомление дошкольников с графикой и живописью стр. 128).
Художественно-эстетическое развитие:
Рассматривание репродукции П. Кончаловского «Сирень», рисование букета сирени.
Задачи: создать у детей радостное настроение от восприятия натюрморта. Учить детей рисовать букет сирени, составлять оттенки сиреневого цвета путём смешивания синей, красной, голубой, белой гуаши, развивать эстетический вкус, чувство цвета. (Ознакомление дошкольников с графикой и живописью стр. 137).
Четверг 08.12.2016
Утро:
Беседа с детьми по теме «Нежный натюрморт»
Цель: продолжать знакомить с натюрмортом, учить видеть выразительные средства живописного произведения, красоту, гармонию предметов, изображённых художником, вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства. (Ознакомление дошкольников с графикой и живописью стр. 128).
Вечер:
Знакомство детей с натюрмортом Ф Толстого: «Букет цветов, бабочка и птичка», «Ягоды красной смородины».
Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом. Все предметы изображённые на натюрморте неживые: ягоды, цветы сорваны и специально подобраны. Учить любоваться произведениями искусства. Учить видеть единство содержания выразительных средств, определять цветовую гамму картины. (Ознакомление дошкольников с графикой и живописью стр. 125).
Пятница 09.12.2016
Утро:
Упражнение на составление цветовых композиций: тепло, холод, снег, огонь, свеча, мороз, жар.
Вечер:
Рисование натюрморта по картине Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Итоговое занятие
Экскурсия на выставку «В гостях у картин» (натюрморт)
Задачи: Закреплять названия знакомых картин (натюрморт, имена художников, выбирать те которые нравятся, обосновывать свой выбор. Уметь рассказывать о картине – «быть экскурсоводом).
Тема недели «Пейзаж» 12-16.12.16г.
Понедельник 12.12.16г.
Утро.
Беседа с детьми «Пейзаж в живописи»
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на произведения в искусстве. Продолжать рассказывать о Государственной Т ретьяковской галерее. Продолжать знакомить с жанром живописи пейзажем, выделять выразительные средства (колорит зимы).
Вечер.
Разучивание стихотворения о пейзаже из книги В. М. Трофимовой.
Прогулка (утро)
Рассматривание разных пород деревьев. Каждое дерево любит свой цвет.
Ознакомление с окружающим миром (познавательное развитие) «Какого цвета снег».
Цель: Развивать у детей художественное восприятие зимнего пейзажа, вызвать у детей радостное чувство от прихода зимы. Учить видеть содержание картины, выразительные средства – цвет (где снег жёлтый, розовый, серый, зелёный, свет, пространство, композиция.
Вторник13.12.16г
Утро
Составление описательных рассказов по картине А. К. Саврасова «Зима».
Цель: Обогащать словарь детей эмоционально окрашенной лексикой.
Прогулка
Наблюдение за изменением в природе с целью наблюдения за зимнем пейзажем.
Вечер: Рассмотреть наглядно методическое пособие «Птицы».
Худ. эст. разв. (Р) «краски зимнего пейзажа»- развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, формировать цветоощущения. (стр. 165)
Среда 14.12.16г.
Утро
Составление описательного рассказа по картине А. К. Саврасова «Зима»
Цель: продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине; обогащать словарь дошкольников эмоционально- окрашенной лексикой (белоснежный, жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый).
Прогулка
Наблюдение за погодой.
Цель: закреплять у детей знания о зиме, её признаках.
Вечер
Слушание музыкальных произведений : О. Радынова «Мы слушаем музыку (кас. №5 «Природа и музыка», П. И. Чайковский «Зимние грёзы», А. Вивальди «Времена года.
Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Ознакомление с зимнем пейзажем».
Цель: продолжать воспитывать у детей чувство прекрасного, любви к природе, к родному краю через изобретательное искусство, музыку, поэзию. Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью (зимние пейзажи). Передавать впечатление о зиме, рисовать деревья, передовая их состояние зимой и характерные отличия.
Четверг 15.12.16г.
Утро
Разучивание стихотворения И. Сурикова
Прогулка
Наблюдение за снегом и небом в разное время дня.
Вечер
Упражнение на составление цветовых композиций «Составь цветовую композицию понятий: печаль, радость, праздничное настроение, обида, дружба, ссора».
Речевое развитие (развитие речи)
«Волшебные краски зимнего пейзажа»
Цель: развивать художественное воспитание зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания. Формировать цветоощущение, умение видеть и передавать в рассказе особенности колорита зимнего пейзажа.
Пятница 16.12.16г.
Утро
Д. и. «Придумай пейзаж»
Цель: упражнять детей в составлении композиции, объед. единым сод-ях. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
Прогулка
Наблюдение за берёзами на территории детского сада.
Цель: продолжать учить вести наблюдения за объектами не живой природы (какая она была в солнечную морозную погоду, весной, осенью, и т. д.).
Тема недели «Портрет» 19 – 23. 12.16г.
Понедельник 19.12.16г.
Утро
Д. и. «Узнай по профилю»
Вечер
Разучивание стихотворений о портрете из книги М. В. Трофимовой.
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим.)
«Ознакомление с портретной живописью»
Цель: познакомить детей с новыми видами живописи «Портрет» и «Автопортрет».
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
«Портрет моего друга»
Цель: Учить рисовать портрет друга, передавать характерные признаки, выбирать цвета и оттенки.
Вторник 20.12.2016г.
Утро
Д. и «Выложи портрет друга»
Составлять портрет из разных частей лица, ориентируясь в их местоположении и пропорциях.
Прогулка
Рассматривание прохожих и детей младших групп.
Вечер
Составление рассказа по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками»
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (портрет, обогащая словарь дошкольника эмоционально-окрашенной лексикой (атласная, перламутровая, меховая, золотая, блистательная, задумчивый, рюшечки, манжеты). Формировать у детей к портрету, желание его рассматривать, эмоционально откликаться на настроение, соотносить с собственными чувствами.
Среда 21.12.2016г.
Утро
Рассматривание энциклопедии «Шедевры русской живописи»
Вечер
Худ. Эст. Разв. (Р) «Рисование лица человека цветными карандашами»
«Художественно-эстетическое развитие (рисование) Портрет Деда Мороза»
Цель: создание учебной мотивации и развитие творческих способностей
Задачи: закреплять знание детей о жанре изобразительной деятельности "портрет"; учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком, развитие навыков и умений работы с гуашевыми красками и смешивания цветов на палитре для получения нужных оттенков, развивать коммуникативные способности детей;• развивать воображение, творческую инициативу.
Материал: готовое изображение Деда Мороза (100см X180 см, кисти (белка №9, 5, гуашь, палитра, стаканчик с водой.
Четверг 22.12.2016г.
Утро
Д. И. «Придумай и собери портрет». Составлять портрет из разных частей лица, ориентируясь в их местоположении и пропорциях.
Д. и. «Найди недостаток в портрете»
Закреплять знания о составных частях лица.
Вечер
Составление описательных рассказов по картине И. Н. Крамского «Неизвесная».
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (портрет, обогащая словарь дошкольника эмоционально-окрашенной лексикой (атласная, перламутровая, меховая, золотая, блистательная, задумчивый, рюшечки, манжеты). Формировать у детей к портрету, желание его рассматривать, эмоционально откликаться на настроение, соотносить с собственными чувствами.
Пятница 23.12.2016г.
Утро
Д. и. «Составь портрет
сказочного героя».- Закреплять знания
детей о составных частях лица и их
пространственном расположении.
Вечер
С/Р. игра. «Мы – художники».
Закреплять знания о жанрах живописи, самостоятельно распределять роли.
Закреплять знания об отличительных признаках мужского и женского
портретов, молодого и пожилого.
Развитие речи.
«Кому посвящена портретная живопись. Типы портретов».
(Н. А. Курочкина «О портретной живописи детям»)
Задачи:
1. Продолжать знакомить с портретной живописью, продолжать развивать интерес к жанру, помочь в определении настроений и характеров
изображенных людей.
2. Познакомить с видами портретов: автопортрет, семейный, исторический и т. д.
3. Познакомить с изображением представителями разных возрастных групп жителей России IXX века, с предметами одежды и быта русского народа того периода, с социальным положением крестьян.
4. Продолжать развивать интерес детей к портрету, как жанру живописи, воспитывать желание откликаться на настроение героев
картин; развивать речевые способности детей через описание картины (цветовая тональность, поза, мимика и т. д.)
Тема недели «Былинно-сказочный жанр» 9-13.01.17г
Понедельник 9.01.2017г.
Утро
Беседа с детьми «Что такое былина»
Цель: дать детям представление о былине, ее происхождении, авторстве, содержании.
Вечер
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в обработке А. Нечаева.
Цель: познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи. Обогащать словарь детей словами обществоведческого характера. Развивать эстетические чувства средствами художественного слова. Воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев. Познавательное развитие (ознакомление с окружающим)
«Ознакомление с творчеством В. М. Васнецова»
Цель: познакомить дошкольников с творчеством В. Васнецова, с былинно-сказочным жанром живописи. Показать сказочность рассказов, образы защитников Отечества, связь пейзажа и образов.
Вторник 10.01.2017г.
Утро
Чтение книги И. В. Карноуховой «Русские Богатыри».
Цель: продолжать формировать у детей представление о былине, ее происхождении, авторстве, содержании.
Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.
Цель: сформировать понятие о том, кто такой богатырь; кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали.
Вечер
Рисование иллюстрации к понравившемуся эпизоду книги. И. В Курнауховой «Русские богатыри»
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим)
Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».
Цель: продолжать знакомить детей с былинным жанром живописи, с именами русских богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Учить выделять выразительные средства (цвет, передача настроения богатырей, изображение одежды, доспехов). Воспитывать гордость за русских защитников.
Художественно-эстетическое развитие (аппликация)
«Богатыри»
Цель: создание коллективной работы по мотивам литературного произведения И. В. Карнауховой «Русские богатыри».
Среда 11.01.2017
Утро: рассматривание альбома «Дом-музей В. М. Васнецова»
Цель: познакомить детей с «Домом-музеем В. М. Васнецова».
Вечер:
С/р игра «Три богатыря»
Речевое развитие (развитие речи)
Составление описательных рассказов по репродукции картины «Богатыри»
Задачи:
1. Продолжать знакомить с былинно-сказочной живописью, продолжать развивать интерес к жанру, помочь в определении настроений и характеров
изображенных богатырей.
2. Продолжать развивать интерес детей к былинно-сказочному искусству, как жанру живописи, воспитывать желание откликаться на настроение богатырей картин; развивать речевые способности детей через описание картины (цветовая тональность, поза, мимика и т. д.)
Четверг 12.01.17г.
Утро:
Рассматривание картин Е. Рачёва «Маша и медведь»,
Цель: познакомить детей с новым видом искусства «Животные в русской графике», её создателями. Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведение искусства, желание всматриваться в них.
Вечер:
Творческая мастерская: рисование цветными карандашами «Сказочные животные» по любой понравившейся картине.
Пятница 13.01.17г.
Итоговое мероприятие: игра «Что? Где? Когда?
Цель: закрепление знаний у детей о живописи, об особенностях её жанров (пейзаж, натюрморт, портрет и былинно-сказочный жанр).
Взаимодействие с родителями в ходе проекта
Рекомендации по взаимодействию с ребёнком в домашних условиях Участие членов семьи в образовательном процессе Педагогическая поддержка родительских инициатив
Поиск информации о картине, художнике. Изготовление репродукций картин и портретов художников. Папки передвижки для родителей «Зачем детям рисовать», «Портрет», «Натюрморт», Живопись», «Былинно-сказочный жанр».
Рассматривание картин с ребёнком. Рисование рисунков по картине Е. Рачёва «Маши и медведь» Консультация: «Ознакомление детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи»
Составление рассказа по картине вместе с ребёнком (передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям).
Конспект итогового мероприятия
Игра «Что? Где? Когда?»
Программное содержание. Продолжать закреплять знания детей о живописи, об особенностях ее жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, сказочно-былинный, учить выделять жанры, узнавать и называть продукцию и художников.
Материал. Открытки, репродукции картин разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет); волчок со стрелкой, два стола для игроков.
Ход игры.
Игра «Что? Где? Когда?». На столе по кругу разложены конверты, в которых лежат открытки вокруг волчка. Ведущий объявляет правила игры:
-Ребята, сегодня мы с вами проведём игру «Что? Где? Когда?». Нам с вами надо разделиться на две команды и выбрать капитанов. На игровом столе разложены конверты с репродукциями картин русских художников. Капитан одной команды подходит к игровому столу и крутит волчок. После остановки волчка берёт конверт, называет его номер и идёт к своей команде, готовится к ответу. Команда должна рассказать всё, что знает об этой картине:
Назвать жанр живописи, объяснить свой ответ;
Рассказать о выразительных средствах композиции;
Назвать художника и картину.
За каждый правильный ответ команда получает карточку, если команда затруднилась с ответом, то ответить может вторая команда и тоже получает за это карточку. Потом волчок крутит капитан второй команды и отвечает по своей картине.
А сейчас проведём жеребьёвку, кто первый из команд начинает игру. Судить нашу игру будет жюри (представление состава жюри).
Ведущий объявляет о начале игры.