Тамара Ласточкина
Проект в старшей группе «Островок безопасности»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Обеспечение безопасности жизнедеятельности являет-
ся приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников в ДОУ.
Публикация «Проект в старшей группе „Островок безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения. Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травмобезопасном взаимодейст-
вии человека со средой обитания.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Именно поэтому изучение ОБЖ актуально в современном дошкольном образовании.
Как показали результаты анкетирования, родители часто занимают пассивную позицию в ознакомлении детей с правилами безопасности жизнедеятельности. Нередко родители, нарушая правила безопасности, показывают отрицательный пример своим детям.
Поэтому актуально систематизировать работу по воспитанию у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения. А приобретённые знания и навыки помогут дошкольникам скорректировать свое поведение в опасных ситуациях.
Цель проекта :
• Познакомить детей с правилами поведения, обеспечивающими сохран-
ность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта :
формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
развивать умение наблюдать за поведением людей в различных ситуациях, оценивать их поведение;
расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.
сформировать у детей алгоритм действия в чрезвычайных ситуациях;
обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, социум
Срок реализации: сентябрь 2020г. – февраль 2021 г.
Тип проекта : информационно – исследовательский, творческий.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: долгосрочный
Возраст детей: 5-6 лет
• «Ребенок и природа»
• «Ребенок дома»
• «Ребенок на улицах города»
• «Ребенок в общении с людьми»
В своей педагогической деятельности мы используем программы и технологии следующих авторов: К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
Ожидаемый результат:
Воспитанники:
- у детей сформирован интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами природой;
- они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни;
- проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознают важность и необходимость гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру;
- принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.
Родители:
- налажена связь семьи с сотрудниками детского сада и социумом;
- у детей автоматизированы навыки безопасного поведения в любой ситуации;
- родители активно интересуются проблемами детского сада;
- дети, родители не только сами соблюдают правила безопасного поведения, но также привлекают к этому других людей.
Воспитатели:
- осуществляют инновационную деятельность;
- повышают профессиональный уровень.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (аналитический). Этап включает в себя:
- изучение и анализ программно-методической литературы по формированию основ безопасности у дошкольников;
- анкетирование родителей по теме;
- мониторинг детей
- перспективное планирование мероприятий по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
- создание развивающей среды;
- подбор необходимой художественной литературы по теме проекта;
- разработка мероприятий;
- организация встреч с инспекторами ППД, МЧС.
2. Основной (реализация намеченных планов);
3. Заключительный этап включает: подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем, презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
Практическая значимость проекта
- активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогает детям осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать её;
- способствует развитию умения наблюдать, исследовать, оценивать поведение людей в неординарных ситуациях;
- развивать творческие способности детей;
- активизирует детско-родительские отношения.
План реализации проекта
Этап Период Мероприятие Продукт
Подготовительный сентябрь 2020 г. Анкетирование родителей воспитанников группы Анализ анкет
Мониторинг воспитанников Анализ мониторинга
Планирование мероприятий План реализации проекта
Основной октябрь 2020г. – 15.02.2021 Октябрь -
«Ребёнок и приро-
да» - Чтение: Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза», Е. Трутнев «Грибы», Я. Тайц «Про ягоды»
-Цикл бесед: «Правила поведения на природе»; «Правила поведения при грозе»; «Правила поведения при общении с животными»; «Правила поведения на воде»
-Составление и оформление сборника стихов «Съедобные и несъедобные грибы»
-П/игра «У медведя во бору»
- Рассматривание картинок «Ядовитые растения»
-Просмотр мультимедийной презентации «Опасные насекомые», рисование по теме презентации
-Д/игра «По грибы» Подборка книг
Конспекты занятий с фото.
Сборник стихов с рисунками детей.
Конспект игры, ролевая маска (шапочка)
Картотека «Ядови-
тые растения»
Мультимедийная презентация, выс-
тавка рисунков детей.
Д/игра «По грибы»
Ноябрь -
«Ребёнок дома» - Чтение: Л. Толстой «Пожарные собаки»; заучивание стихотворения Л. Куклина «Пожарный»;
- Цикл бесед: «Опасные предметы», «Опасные ситуации дома», «Один дома», «О правилах пожарной безопасности»;
- Инсценировка сказки «Кошкин дом»;
- Рассматривание картинок «Действия при пожаре»
- Просмотр развивающего мультфильма «Пожар в квартире»;
- Изготовление лэпбука «Безопасный дом»
- Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»
Конспекты занятий с фото.
Сценарий постановки, маски для героев и декорации
Картотека «Действия при пожаре»
Лэпбук «Безопасный дом»
Папка-передвижка «Как научить ребенка правиль ному поведению при пожаре»
Декабрь-
«Ребёнок на улицах города» - Чтение: М. Ильина «Машины на нашей улице»; С. Михалков: «Моя улица», «Дядя Степа»;
- Разгадывание загадок по теме «Моя улица»;
-Цикл бесед: «Правила безопасного поведения на улицах», «Твои помощники на дороге», «Дорожные знаки», «О правилах поведения в транспорте»;
- Рассматривание картинок «Правила для юного пешехода»
- П/игра «Цветные автомобили», «Троллейбус»
- Д/игра «Разрезные знаки»
-Интерактивная игра «Дети на улице»
- Встреча с сотрудником ППС
- Советы родителям «Как обучить ребёнка правилам безопасности»
- Рисование «Машины специального назначения» Подборка книг
Сборник «Копилка загадок»
Конспекты занятий с фото.
Картотека «Правила для юного пешехода»
Конспект игры, оборудование для игры
Д/игра «Разрезные знаки»
Интерактивная игра «Дети на улице»
Конспект встречи с фото
Буклет «Как обучить ребёнка правилам безопасности»
Альбом детских рисун-
ков «Машины специаль-
ного назначения»
Январь-
«Ребёнок в обще-
нии с людьми» - Чтение: Ш. Перро «Красная Шапочка», рус. нар. сказка «Волк и семеро козлят»;
- Цикл ситуативных бесед по теме «Контакт с незнакомыми людьми»;
- Рассматривание картинок «Безопасное общение»;
- Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» «Осторожность. Незнакомцы»
- Создание книжки-малышки «Азбука безопасности»
- Памятка для родителей «Как защитить ребёнка» Подборка книг
Картотека бесед «Ситуативные беседы по ОБЖ. Контакт с незнакомыми людьми»
Картотека картинок «Безопасное общение»
Буклет «Как защитить ребенка»
Заключительный 16.02.2021г. – 28.02. 2021 г. - Интервьюирование воспитанников по теме «Моя безопасность» Видеофильм «Дети о безопасности»
Презентация проекта на педсовете ДОУ Мульимедийная презентация «Островок безопасности»