Получи документы

Проект «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»

Елена Картамышева
Проект «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ»

Подготовила: педагог-психолог

Картамышева Елена Витальевна

г. Чехов 2019 год

Автор проекта : Картамышева Елена Витальевна – педагог-психолог

Учебная тема проекта : «Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями средствами песочной терапии».

Тема проекта : «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОО»

Публикация «Проект „Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка. К. Д. Ушинский

Обоснование:

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.

В группах компенсирующей направленности редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с различными недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость; эмоциональная неустойчивость;

частая смена настроения; истощаемость нервных процессов; двигательное беспокойство; отсутствие длительных волевых усилий; трудности приспособления к детскому коллективу; чувство страха. Ещё в настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии и неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Поэтому педагогам приходится исправлять не только основной дефект, но и нормализовать физическое и психическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование песочной терапии. Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Правда, для игр с песком имеются свои противопоказания: если уровень тревожности у ребёнка очень высок; есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы; есть кожные заболевания и порезы на руках. Что необходимо для организации игр с песком: Водонепроницаемый ящик. Чистый, просеянный песок (манка, пшено). Коллекция миниатюрных фигурок.

Этапы работы с песком:

Игра с песком может выступать в трё х качествах: 1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений); 2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение); 3) В качестве профилактического, развивающего средства. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Вид проекта :

информационный, практико-ориентированный

Участники проекта :

Педагоги, дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, родители.

Срок реализации:

Ноябрь 2019– май 2019

Тип проекта :

Среднесрочный

Проблема:

Развитие эмоциональной-волевой сферы у детей с ОВЗ.

Актуальность проблемы:

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и

расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.

Особенно эффективны игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребёнку новую площадку, создаём мотив для получения

знаний.

Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.

Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм

развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.

Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Л. С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через использование песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

Цель проекта :

Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование.

Задачи проекта :

Для детей :

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2. Выражать свои чувства в мимике и пантомимике.

3. Распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.

4. Снижение уровня тревожности.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Снижение психоэмоционального напряжения.

Для педагогов:

1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей и специалистов по вопросам работы с песком.

2. Создать информационную базу по использованию игр с песком.

3. Создать условия для благополучного и психологически комфортного состояния детей.

4. Развитие и поддержка достижений детей.

Для родителей:

1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными методами развития детей (песочная терапия, их целями и задачами. С различными видами песка применяемыми в работе с детьми.

2. Помочь родителям (законным представителям) применять элементы песочной терапии на практике с детьми ограниченными возможностями здоровья.

3. Гармонизация детско-родительских отношений.

Условия реализации проекта :

1. Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.

2. Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.

3. Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.

4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.

5. Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.

Первый этап - организационно-подготовительный

1. Постановка проблемы, определение цели и задач.

2. Подбор оборудования:

- Песочница из дерева ( размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.

- Тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» (50х50см)

- Песочные модули для индивидуальной работы. (50х40) окрашенные в синий цвет.

-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.

- “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. Набор игрушек:

- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.

- здания: дома, школы, замки.

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота.

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые.

- карточки с эмоциями.

- деревянный конструктор.

5. Цветной песок.

6. Кинетический песок

7. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).

7. Бросовый и природный материал.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста. А также тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

• Уровень тревожности ребёнка очень высок;

• Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

• Есть кожные заболевания и порезы на руках.

3. Подбор программно-методического обеспечения.

За основу были приняты: программа Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» ; Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

• Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников.»

• 4. Обучение педагогов.

Проект будет донесен до педагогического коллектива в рамках педагогического совета. Будет показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике познакомятся с элементами песочной терапии, приемами работы с песком и смогут включать их в педагогический процесс при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

5. Работа с родителями.

• На собрании познакомить родителей с проектом, рассказать о песочной терапии и важности развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.

Второй этап – рефлексивно-диагностический.

1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.

• Провести самооценку опыта педагогов в вопросах песочной терапии и развитии эмоциональной сферы у детей ограниченными возможностями здоровья.

2. Определение уровня сформированности эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

• Индивидуально с последующим анализом полученных результатов, для планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования желаемого результата.

Третий этап – практическая реализация проекта.

Вид работы Где реализуется

-Развивающие (познавательные) игры на песке

Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.

-Коррекционные игры

Цель - коррекция

эмоционально-волевых нарушений

(гиперактивности, агрессивности,

тревожности)

- Психопрофилактические игры

Цель - снятие психоэмоционального

и мышечного напряжения.

• Использование элементов песочной терапии на занятиях.

• Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности

• Свободная деятельность детей

Система реализации проекта

Месяц

Развивающие (познавательные) игры на песке. Разыгрывание сюжетов в песочнице.

Коррекционные игры.

Игры в песочнице на развитие тактильной чувствительности Психопрофилактические игры

Игры в песочнице на снятие психоэмоционального напряжения

Ноябрь Знакомство песочницей, «Песочным человечком» и «правилами песочной страны» Знакомство с играми в песочнице. «Здравствуй песок» «Песочный дождик»

«Песочная рыбка»-радость «Здравствуй песок», «Следы на песке» «Песочный дождик», Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

«Песочный мир»-радость «Здравствуй песок», «Дорожки на песке» Игра «Ручеек течет»

«Заколдованный город»-грусть «Здравствуй песок», «Песочные прятки» Упражнение «Победитель злости»

Декабрь

«Мир наоборот»-удивление Игра «Знакомство с мокрым песком». Игра «Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль.)

»

«Птичка»-хвастовство Игра «Попроси игрушку» Игра «Необыкновенные следы»

«Пчелка»-страх «Добрые волшебники» Игра «Песочный дождик»,

«Лошадка»-капризы «Цирк на песке» Игра «Руки»

Январь

«Братья»-смелость и трусость «Говори!» Игра «Дорожки из песка»

«Дедушка и внучек»-взаимопомощь «Археология» «Строительство замков из очень мокрого песка»

«Белочки»-умение договариваться «Найди отличие» «Здравствуй шишка»

«Апельсинчик» -дружба «Песочные прятки» «Чуткие пальчики»

Февраль

«Детский сад»-робость «Кричалки,шепталки,молчалки» «Спонтанное рисование»

«Встреча с другом»-радость «Найди отличие» «Нарисуй радость»

«Театр настроений»-радость «Похвалилки» «Танец рук»

«Две подружки»-радость и грусть «Рисование пиктограммы грусти и радости» «Пересыпание песка из разных емкостей»

Март

«Как котенок потерялся»-страх «Песочные дорожки» «Секретные задания»

«Разбитая ваза»-преодоление страха «За что меня любит мама» «Песочный круг»

«Маленькие художники»-преодоление страха Рисование «Смешные страхи» Упражнение «Ладошка»

«Живая шляпа»- удивление Выложи на песке эмоцию. «Кто к нам приходил?»

Апрель

«Мышка хвастунья»- самодовольство «Точка, точка, запятая» “Ласковые лапки” (Шевцова И. В.)

«Непослушный внучек»-злость “Передай игрушку” (Кряжева Н. Л.) «Забавные рожицы». (кинетический песок)

«Косточка»-стыд, вина “Разговор с руками”(кинетический песок) "Цветные острова"(цветной песок)

«Соленый чай»-отвращение, брезгливость «Песочная радуга»(насып из цветного песка) «Порисуй пальчиками», «Пианино»

Май

«Поможем песочным гномам»-взаимопомощь Игра "Строители"(кинетический песок) «Песочный дождик»

«Покажи эмоцию»-закрепление умения различать чувства «Рыбалка»-поймай и покажи эмоцию «Песочный ветер»

«Дорисуй и придумай» закрепление умения различать чувства «Лица на песке»(сухой песок) Герои мультфильмов (раскрашивание трафаретов цветным песком)

«Песочное настроение» закрепление умения различать чувства «Отпечатки наших рук» «Песочный дождик»

Работа с родителями Работа с педагогами Обеспечение творческой направленности

1. Наглядная информация в родительском уголке

2. Тематические родительские собрания

3. Мастер-классы

4. Индивидуальные консультации

5. Самообразование

6. Накопление и обобщение педагогического опыта

7. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ 1. Тематический педсовет

2. Мастер-классы

3. Самообразование

4. Презентации 1. Накопление и обобщение педагогического опыта

2. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ.

План внедрения программы

Продукты проекта для детей :

1. Фотогалерея.

2. Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».

3. Применение игр в самостоятельной деятельности детей.

Продукты проекта для педагогов :

1. Конспекты по теме проекта.

2. Библиография по теме проекта.

3. Мастер-классы («Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников с ОВЗ»,

«Игры в педагогической песочнице с детьми»).

4. Презентация проекта «Эмоции в песочнице»

5. Презентация «Игры с песком для детей с ОВЗ»

6. Трафареты для раскрашивания цветным песком.

7. Планирование по выбранной тематике.

Продукты проекта для родителей :

1. Родительские собрания «Эмоциональная сфера детей с ограниченными возможностями здоровья».

2. Мастер-классы «Изготовление цветного песка», «Игры с «кинетическим песком».

3. Презентация проекта на собрании.

4. Консультации «Песочная терапия - что это», «Играем с песком: дома и на улице»

5. Семинар – практикум «Необычный песок»

Презентация материалов проекта

1. Мастер-классы.

2. Презентация проекта.

3. Картотека игр «Эмоции в песочнице».

IV этап – Заключительный.

Ожидаемые результаты проекта :

Для детей :

Разработанная программа позволит реализовать поставленную цель: развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволит эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать знаниями и умениями, которые ранее были недоступны детям.

Для педагогов:

-повышение педагогической компетентности в вопросах работы с песком и эмоционально волевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

- внедрение в игровую практику игр с песком.

Для родителей:

-повышение компетенции родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей.

-гармонизация детско-родительских отношений.

Методическое обеспечение:

Литература :

1. Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.»;

2 Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников»;

3. Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

4. Интернет-ресурсы:Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — URL https://moluch.ru/archive/166/45355/

Приложение:

1. Мастер-классы.

2. Консультации для родителей и педагогов.

3. Картотека игр «Эмоции в песочнице».

4. Презентации

Публикации по теме:

Фотоотчет «Песочная терапия»Фотоотчет «Песочная терапия» «Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!» - сказал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Первое место, куда ведет мамочка.

Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?» Консультация: «Песочная терапия для детей». Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая.

НОД «Песочная терапия» Сказки песочной страны Почему именно игры с песком? Потому, что это целый Мир, в котором ребенок чувствует себя комфортно, где ему все близко,.

Песочная терапияПесочная терапия С самого раннего возраста детей привлекает самый обычный песок! Им интересно строить песчаные города, печь куличик, делать подкопы, искать.

Презентация «Песочная терапия» Песочная терапия Ига с песком- то естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Ребёнок часто словами не может выразить.

Консультация «Песочная терапия» Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих.

Презентация «Песочная терапия для детей дошкольного возраста» Актуальность: Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является сохранение.

Песочная терапия для детей раннего возраста Песочная терапия для детей раннего возраста. Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа.

Песочная терапия, как способ развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 23 «Социально – коммуникативное развитие детей младшего.

Песочная терапия в логопедической практике Песочная терапия, её возможности в логопедической практике» Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»
Опубликовано: 25 июня 2019 в 15:31
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Картамышева (УИ 296371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД