Елена Картамышева
Проект «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ»
Подготовила: педагог-психолог
Картамышева Елена Витальевна
г. Чехов 2019 год
Автор проекта : Картамышева Елена Витальевна – педагог-психолог
Учебная тема проекта : «Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями средствами песочной терапии».
Тема проекта : «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОО»
Публикация «Проект „Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка. К. Д. Ушинский
Обоснование:
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.
Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.
В группах компенсирующей направленности редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с различными недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость; эмоциональная неустойчивость;
частая смена настроения; истощаемость нервных процессов; двигательное беспокойство; отсутствие длительных волевых усилий; трудности приспособления к детскому коллективу; чувство страха. Ещё в настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии и неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Поэтому педагогам приходится исправлять не только основной дефект, но и нормализовать физическое и психическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование песочной терапии. Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.
Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Правда, для игр с песком имеются свои противопоказания: если уровень тревожности у ребёнка очень высок; есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы; есть кожные заболевания и порезы на руках. Что необходимо для организации игр с песком: Водонепроницаемый ящик. Чистый, просеянный песок (манка, пшено). Коллекция миниатюрных фигурок.
Этапы работы с песком:
Игра с песком может выступать в трё х качествах: 1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений); 2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение); 3) В качестве профилактического, развивающего средства. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Вид проекта :
информационный, практико-ориентированный
Участники проекта :
Педагоги, дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, родители.
Срок реализации:
Ноябрь 2019– май 2019
Тип проекта :
Среднесрочный
Проблема:
Развитие эмоциональной-волевой сферы у детей с ОВЗ.
Актуальность проблемы:
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и
расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.
Особенно эффективны игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребёнку новую площадку, создаём мотив для получения
знаний.
Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.
Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм
развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Л. С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через использование песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
Цель проекта :
Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование.
Задачи проекта :
Для детей :
1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
2. Выражать свои чувства в мимике и пантомимике.
3. Распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.
4. Снижение уровня тревожности.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Снижение психоэмоционального напряжения.
Для педагогов:
1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей и специалистов по вопросам работы с песком.
2. Создать информационную базу по использованию игр с песком.
3. Создать условия для благополучного и психологически комфортного состояния детей.
4. Развитие и поддержка достижений детей.
Для родителей:
1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными методами развития детей (песочная терапия, их целями и задачами. С различными видами песка применяемыми в работе с детьми.
2. Помочь родителям (законным представителям) применять элементы песочной терапии на практике с детьми ограниченными возможностями здоровья.
3. Гармонизация детско-родительских отношений.
Условия реализации проекта :
1. Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.
2. Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.
3. Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.
4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.
5. Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.
Первый этап - организационно-подготовительный
1. Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Подбор оборудования:
- Песочница из дерева ( размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.
- Тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» (50х50см)
- Песочные модули для индивидуальной работы. (50х40) окрашенные в синий цвет.
-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.
- “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. Набор игрушек:
- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.
- здания: дома, школы, замки.
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
- постройки: мосты, ограды, ворота.
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
- сказочные герои: злые и добрые.
- карточки с эмоциями.
- деревянный конструктор.
5. Цветной песок.
6. Кинетический песок
7. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).
7. Бросовый и природный материал.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста. А также тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.
Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.
Не рекомендуется в случаях, когда:
• Уровень тревожности ребёнка очень высок;
• Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
• Есть кожные заболевания и порезы на руках.
3. Подбор программно-методического обеспечения.
• За основу были приняты: программа Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» ; Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»
• Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников.»
• 4. Обучение педагогов.
• Проект будет донесен до педагогического коллектива в рамках педагогического совета. Будет показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике познакомятся с элементами песочной терапии, приемами работы с песком и смогут включать их в педагогический процесс при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
5. Работа с родителями.
• На собрании познакомить родителей с проектом, рассказать о песочной терапии и важности развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.
Второй этап – рефлексивно-диагностический.
1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.
• Провести самооценку опыта педагогов в вопросах песочной терапии и развитии эмоциональной сферы у детей ограниченными возможностями здоровья.
2. Определение уровня сформированности эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Индивидуально с последующим анализом полученных результатов, для планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования желаемого результата.
Третий этап – практическая реализация проекта.
Вид работы Где реализуется
-Развивающие (познавательные) игры на песке
Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.
-Коррекционные игры
Цель - коррекция
эмоционально-волевых нарушений
(гиперактивности, агрессивности,
тревожности)
- Психопрофилактические игры
Цель - снятие психоэмоционального
и мышечного напряжения.
• Использование элементов песочной терапии на занятиях.
• Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности
• Свободная деятельность детей
Система реализации проекта
Месяц
Развивающие (познавательные) игры на песке. Разыгрывание сюжетов в песочнице.
Коррекционные игры.
Игры в песочнице на развитие тактильной чувствительности Психопрофилактические игры
Игры в песочнице на снятие психоэмоционального напряжения
Ноябрь Знакомство песочницей, «Песочным человечком» и «правилами песочной страны» Знакомство с играми в песочнице. «Здравствуй песок» «Песочный дождик»
«Песочная рыбка»-радость «Здравствуй песок», «Следы на песке» «Песочный дождик», Игра «Песочный ветер» (дыхательное)
«Песочный мир»-радость «Здравствуй песок», «Дорожки на песке» Игра «Ручеек течет»
«Заколдованный город»-грусть «Здравствуй песок», «Песочные прятки» Упражнение «Победитель злости»
Декабрь
«Мир наоборот»-удивление Игра «Знакомство с мокрым песком». Игра «Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль.)
»
«Птичка»-хвастовство Игра «Попроси игрушку» Игра «Необыкновенные следы»
«Пчелка»-страх «Добрые волшебники» Игра «Песочный дождик»,
«Лошадка»-капризы «Цирк на песке» Игра «Руки»
Январь
«Братья»-смелость и трусость «Говори!» Игра «Дорожки из песка»
«Дедушка и внучек»-взаимопомощь «Археология» «Строительство замков из очень мокрого песка»
«Белочки»-умение договариваться «Найди отличие» «Здравствуй шишка»
«Апельсинчик» -дружба «Песочные прятки» «Чуткие пальчики»
Февраль
«Детский сад»-робость «Кричалки,шепталки,молчалки» «Спонтанное рисование»
«Встреча с другом»-радость «Найди отличие» «Нарисуй радость»
«Театр настроений»-радость «Похвалилки» «Танец рук»
«Две подружки»-радость и грусть «Рисование пиктограммы грусти и радости» «Пересыпание песка из разных емкостей»
Март
«Как котенок потерялся»-страх «Песочные дорожки» «Секретные задания»
«Разбитая ваза»-преодоление страха «За что меня любит мама» «Песочный круг»
«Маленькие художники»-преодоление страха Рисование «Смешные страхи» Упражнение «Ладошка»
«Живая шляпа»- удивление Выложи на песке эмоцию. «Кто к нам приходил?»
Апрель
«Мышка хвастунья»- самодовольство «Точка, точка, запятая» “Ласковые лапки” (Шевцова И. В.)
«Непослушный внучек»-злость “Передай игрушку” (Кряжева Н. Л.) «Забавные рожицы». (кинетический песок)
«Косточка»-стыд, вина “Разговор с руками”(кинетический песок) "Цветные острова"(цветной песок)
«Соленый чай»-отвращение, брезгливость «Песочная радуга»(насып из цветного песка) «Порисуй пальчиками», «Пианино»
Май
«Поможем песочным гномам»-взаимопомощь Игра "Строители"(кинетический песок) «Песочный дождик»
«Покажи эмоцию»-закрепление умения различать чувства «Рыбалка»-поймай и покажи эмоцию «Песочный ветер»
«Дорисуй и придумай» закрепление умения различать чувства «Лица на песке»(сухой песок) Герои мультфильмов (раскрашивание трафаретов цветным песком)
«Песочное настроение» закрепление умения различать чувства «Отпечатки наших рук» «Песочный дождик»
Работа с родителями Работа с педагогами Обеспечение творческой направленности
1. Наглядная информация в родительском уголке
2. Тематические родительские собрания
3. Мастер-классы
4. Индивидуальные консультации
5. Самообразование
6. Накопление и обобщение педагогического опыта
7. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ 1. Тематический педсовет
2. Мастер-классы
3. Самообразование
4. Презентации 1. Накопление и обобщение педагогического опыта
2. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ.
План внедрения программы
Продукты проекта для детей :
1. Фотогалерея.
2. Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».
3. Применение игр в самостоятельной деятельности детей.
Продукты проекта для педагогов :
1. Конспекты по теме проекта.
2. Библиография по теме проекта.
3. Мастер-классы («Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников с ОВЗ»,
«Игры в педагогической песочнице с детьми»).
4. Презентация проекта «Эмоции в песочнице»
5. Презентация «Игры с песком для детей с ОВЗ»
6. Трафареты для раскрашивания цветным песком.
7. Планирование по выбранной тематике.
Продукты проекта для родителей :
1. Родительские собрания «Эмоциональная сфера детей с ограниченными возможностями здоровья».
2. Мастер-классы «Изготовление цветного песка», «Игры с «кинетическим песком».
3. Презентация проекта на собрании.
4. Консультации «Песочная терапия - что это», «Играем с песком: дома и на улице»
5. Семинар – практикум «Необычный песок»
Презентация материалов проекта
1. Мастер-классы.
2. Презентация проекта.
3. Картотека игр «Эмоции в песочнице».
IV этап – Заключительный.
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей :
• Разработанная программа позволит реализовать поставленную цель: развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволит эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать знаниями и умениями, которые ранее были недоступны детям.
Для педагогов:
-повышение педагогической компетентности в вопросах работы с песком и эмоционально волевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
- внедрение в игровую практику игр с песком.
Для родителей:
-повышение компетенции родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей.
-гармонизация детско-родительских отношений.
Методическое обеспечение:
Литература :
1. Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.»;
2 Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников»;
3. Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»
4. Интернет-ресурсы:Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — URL https://moluch.ru/archive/166/45355/
Приложение:
1. Мастер-классы.
2. Консультации для родителей и педагогов.
3. Картотека игр «Эмоции в песочнице».
4. Презентации