Ольга Радич
Проект опытно-экспериментальной работы воспитателя мини-центра. Возраст детей 5–6 лет. Тема проекта: «Что? Где? Почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками
Тема проекта : «Что? Где? Почему?».
Составила: Воспитатель Радич О. В
2018 год.
Тип проекта : научно - исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный (1год) .
Участники проекта : дети 5 - 6 лет, воспитатели.
Цель экспериментального обучения,
Создать условия, при которых дети:
Публикация «Проект опытно-экспериментальной работы воспитателя мини-центра, Возраст детей 5–6 лет, Тема проекта: „Что? Где? Почему?“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Актуальность проекта :
На сегодняшний период в дошкольном образовании остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Мектеп жасына дейінгі жоары топ балалармен тжірибелік-эксперименттік жобасы
Жобаны таырыбы: «Не? айда? Неге?»
Тема проекта : «Что? Где? Почему?»
Цель проекта :
Развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
4. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
5. Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Правила проведения экспериментов:
1. Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3. Установить план исследования.
4. Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществле-ния экспериментов.
5. Распределить детей на подгруппы.
6. Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспери-ментирования.
7. Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный.
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экс-периментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспери-ментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
Определить эффективность проведенной работы Провести анализ полученных результатов.
Место проведения:
ДМЦ «Солнышко» группа «Знайки».
Сроки проекта : Проект – долгосрочный рассчитан на один год для детей старшей группы.
Ожидаемые результаты: Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе:
Месяц Цель: к/ч
Сентябрь:
Диагностика
Прогулка «Солнечные зайчики»
Прогулка «Свет и тень»
Прогулка «Солнечная лаборатория»
«Осадки»
Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
Показать, предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце?
Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Октябрь:
«Глина и песок – это интересно»
Прогулка «Волшебное сито»
Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)
«Как хлеб на стол при-шел».
Дать представление о свойствах песка и глины;
познакомить детей со способом отделения камешков от песка. Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
Экспериментально подтвердить свойства песка.
Развивать исследовательские умения. Учить детей умению видеть результаты в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать для чего он нужен.
Ноябрь
«Воздух вокруг нас».
«Надуй шарик»
Прогулка «Действие ветра»
Прогулка «Наблюдение за осадками» Закрепление представлений о воздухе и его свойства. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека –стакан, вода,бумага, воздушный шарик.
Познакомить детей как можно получить углекислый газ. - пищевая сода
узнают, что воздух есть везде, научить определять силу ветра, движение воздуха, температуру.
Характер осадков в ноябре– дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Декабрь
«Знакомство с водой»
«Плавающий апельсин».
«Фонтан из бутылки»
Прогулка «Защитные свойства снега»
Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды, пробуждать исследовательский интерес, любознательность.
Познакомить детей с понятием плотность, выяснить, что если плотность предмета меньше, чем у воды, то пред-мет плавает, если меньше – то тонет. - глубокая емкость с водой, лучше прозрачная. Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Познакомить детей с понятием давление. - пластиковая бутылка.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).
Январь
Прогулка «Снег»
Прогулка «Состояние почвы»
«Свойства веществ»
«Ознакомление со свойствами камней»
Продолжать знакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий). В теплом помещении и на теплой руке тает.
Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка. Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период (под снегом) и открытом месте.
Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания.
Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней; развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности
Февраль
«Свойство стекла»
«Строение веществ»
Прогулка «Образования инея»
Прогулка «Солнце»
Познакомить детей со свойствами стекла. Расширять представления о стекле, о его свойствах и качествах. Учить исследовать новый материал или предмет.
Развитие представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок, сахар-рафинад, лупа, по два стакана с теплой водой
Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.
Показать, что солнце светит во все времена года не одинаково, а по-разному.
Март
«Знакомство с магнитом и его свойствами»
«Волшебная рукавица»
«Полюса магнита»
«Металл и пластмасса»
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
Помочь определить свойства пластмасс, металла (глад-кая, шероховатая, изделий из пластмассы и металла;
сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.
Апрель
Прогулка «Солнце»
«Сухая и влажная почва».
«Хитрые семена».
«Зелёные побеги».
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.
Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?
С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол)
Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.
Закрепить знания о свойстве семян прорастать в благоприятных условиях.
Наблюдать, как изменились семена цветов- стали ростками. Делать зарисовки.
Май
«Фильтрование воды»
«Вкусная- вредная Пепси»
«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».
«Что отражается в зеркале?» Показать детям на практике способы очищения воды от разных примесей; закреплять знание правил техники безопасности при работе с жидкостями и сыпучими материалами;
Изучение влияния воды и газированного напитка пепси-колы на организм человека и растения. Выбор продуктов питания для сохранения и укрепления здоровья.
Закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).
Познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать
Используемая литература:
1. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения от 12.03. 2016 года за №499 город Астана.
2. ГОСО – 2016 года.
3. Календарно-тематическое планирование ОУД в старшей группе по разделу «Познание».
4. Занимательные беседы с дошколё нком МП- Кокшетау: «Келешек -2030», 2011-188с.
5. Дыбина О. В Рахманова Н. П. Щетинина В. В- Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. ТЦ «Сфера», 2005
6. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. Центр педагогического образования, 2013.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста - Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
8. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
9. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.