Папки-передвижки

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Летние дни науки» (5–7 лет)

Анастасия Косова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Летние дни науки» (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомить детей с наукой мы решили в рамках летнего воспитательно-образовательного процесса. Один день в неделю дети будут знакомиться с одной из областей науки —химией, физикой, биологией. Программа организована для детей 5–7 лет.

В ходе программы дети обязательно знакомятся с описанием научной дисциплины: что она изучает, для чего, как эти результаты используются людьми. Затем проводятся наглядные

практические опыты и эксперименты, в некоторых из которых дети и сами могут принять участие.

Занятия проводятся на улице. В ходе программы детям показывается 5 различных экспериментов.

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Летние дни науки“ (5–7 лет)» размещена в разделах

Общая структура построения экспериментальных игр:

— постановка, формулирование проблемы;

— выдвижение предположений, гипотез, способов проверки;

— проверка гипотез;

— подведение итогов, вывод;

— фиксация результатов;

— ответы на вопросы детей.

ДЕНЬ ХИМИИ

Участники. Дети, ведущий, 2-3 взрослых, показывающих эксперименты. Все эксперименты проводятся на улице, каждый на отдельном столе. Техника безопасности: для проводящих эксперимент обязательно наличие белых халатов и перчаток, на безопасном расстоянии для детей очерчивается линия, за которую заходить нельзя. Под рукой должны быть песок и вода для тушения огня. Ведущий встречает перед лабораторией детей и проводит с ними вводную часть.

Что такое химия?

«Не успела Саша сбежать со ступенек школьного крыльца, как над её головой просвистел снежок.

— Ну, Макс, погоди! — пробормотала она, заметив за ёлкой знакомую оранжевую шапочку. — Вот как сейчас дам портфелем! Вышедший из-за дерева Максим весело помахал рукой. Девочка тут же его простила. Они жили по соседству и часто вместе возвращались из школы домой. Но сегодня Саша задержалась.

— Что вы так долго делали? — спросил Максим. — Я тут уже давным-давно гуляю.

— Нам рассказывали про разные профессии. Завтра пишем сочинение «Кем быть?».

— Знаю-знаю! «У меня растут года.» И что ты выбрала?

— Ещё не придумала. Наверное, напишу, что буду химиком. Как моя мама.

Максим слышал это слово и раньше. Но представления не имел, чем же занимаются химики.

— Я читал о химиках в книжке про Незнайку, — вспомнил он. — Там тучи посыпали каким-то порошком, и они исчезали. Саша рассмеялась, но потом сказала серьё зно:

— Химики проводят опыты. Я видела, как это делает мама. Вот ты знаешь, что марганцовка может стать бесцветной? Максим знал, что розовой марганцовкой можно полоскать горло. А ещё бабушка поливала ей грядки с земляникой.

Но о превращениях марганцовки мальчик услышал впервые. Это произошло прошлой весной. В субботу у Саши нет уроков. А маме надо было идти на работу. Вечером они собирались поехать на дачу, по-этому мама разрешила Саше пойти с ней в институт.

— Только ничего не трогай и сиди тихо! — предупредила мама.

Саша начала читать книжку. Вдруг в комнату заглянула мама:

— Я сейчас буду показывать опыты. Хочешь посмотреть?

Саша кивнула.

— Стой в сторонке и никому не мешай, — сказала мама.

Она взяла в руку три странных длинных стаканчика, похожих на трубочки. Саша видела когда-то такие в детской поликлинике.

Мама строгим голосом сказала:

— В три пробирки наливаем раствор.

Дальше последовали какие-то незнакомые слова. Но Саша догадалась, что этот тёмно фиолетовый раствор был раствором марганцовки. В две пробирки мама добавила по нескольку капель чего-то бесцветного из двух разных баночек. Ничего не произошло. Но потом она набрала полную пипетку какой-то водички, накапала из неё во все три пробирки и подогрела их. И тут случилось чудо: в одной пробирке яркая окраска марганцовки исчезла совсем, в другой — из фиолетовой стала зелёной, а в третьей — появилось что-то грязно-коричневое.

Потом мама показывала ещё какие то опыты, но Саша уже не смотрела.

Она никак не могла понять, как получаются такие удивительные превращения. Ведь она знала, что мама вовсе не волшебница. Значит, всё дело в волшебной науке химии».

После чтения отрывка из «Химической азбуки» с детьми проводится обсуждение, в ходе которого мы приходим к выводу, что химия — это наука, которая изучает вещества и их превращения.

Когда одни вещества превращаются в другие, отличные по составу и строению, это означает, что произошла химическая реакция. Благодаря химическим реакциям мы получаем все вещества, которые нас окружают: пластмассу, пластилин, клей, лекарства. Химические реакции проводят в

форме опытов, на которые мы сейчас вас и приглашаем в нашу химическую лабораторию.

Ведущий: Ребята, в любой химической лаборатории есть строгие правила, которые никогда и никому нельзя нарушать, иначе может произойти беда:

1) Нельзя ничего трогать и смешивать без разрешения взрослого.

2) Детям нельзя пользоваться спичками и другими нагревающимися приборами.

3) Нельзя ничего брать в рот или облизывать руки.

4) Нельзя проводить опыты без взрослого!

Мы узнали с вами, что такое наука химия, выучили правила безопасного поведения во время экспериментов, поэтому теперь мы можем идти в нашу лабораторию.

Описание экспериментов

1. Надуваем шарик

Необходимые материалы: пустая бутылка — 2 шт., воздушный шарик, сода, уксус, соль.

Ход самого эксперимента: в бутылку 500 мл наливается на 1/3 уксус, в шарик насыпается 1 ч. л. соды. Затем шарик аккуратно надевается на бутылку, и сода вытряхивается в бутылку. Начнётся реакция с выделением углекислого газа, который и надует шарик.

Ход эксперимента с детьми.

— Дети, как можно надуть шарик? Не только ртом, насосом, гелием. С помощью химической реакции тоже можно надуть шарик. Смотрите, у меня есть две бутылки, я наливаю туда уксус. В один шарик я насыплю вещество под названием сода, а в другой — соль. Давайте посмотрим, что произойдёт? Как вы думаете, почему шарик, в котором была сода, надулся, а тот, в котором была соль, нет?

Дети пытаются ответить, поддерживаем и развиваем близкие ответы, когда дети замечают, что в бутылке с содой была бурная реакция, а в бутылке с солью она отсутствовала.

Правильно, когда сода соединяется с уксусом, то происходит бурная реакция и начинает выделяться газ, который и накачивает наш шарик! От нашей лаборатории мы дарим вам шарик и описание эксперимента. Когда вы сегодня придёте домой, обязательно попробуйте повторить его

вместе со своими родителями!

2. Растущая змея

Необходимые материалы: сухое горючее, таблетки глюконата кальция, спички, поддон с песком, пепел для демонстрации.

Внимание! Поджигание сухого горючего производится строго на песке.

Ход самого эксперимента: на песок помещается таблетка сухого горючего, оно поджигается. Затем пинцетом выкладываем 3-4 таблетки глюконата кальция. Смотрим результат.

Ход эксперимента с детьми.

— Ребята, вы знаете, что такое пепел и откуда он получается? Пепел — очень лёгкое вещество. Можно ли из него что-то построить и придать форму? Нет, нельзя. И если что-то горит — бумага, дерево, — то оно превращается вот в такой пепел, почти в пыль. То есть пепел получается в результате горения. Но есть такие вещества, которые горят особым образом и образуют причудливые фигуры. Здесь я вам покажу одно из таких веществ.

Проводится эксперимент.

— Эти таблетки содержат в себе вещество под названием кальций. Где вы могли о нём слышать? И вот таким вот удивительным образом горят таблетки, которые содержат в себе много кальция.

3. Определяем наличие крахмала

Необходимые материалы: йод, пипетка, картофель, хлеб, груша, лимон, готовый крахмал.

Ход самого эксперимента: пипеткой на разные экспериментальные препараты капается по капельке йода. Смотрим результат. При наличии крахмала цвет йода поменяется.

Ход эксперимента для детей.

— Кто-нибудь знает, что такое крахмал? Это вещество, которое очень распространено в нашей жизни, его добавляют и в выпечку, и в лекарства, и даже клей из него делают. А если его добавить в компот и нагреть, то получится…. Кисель! Крахмал содержится в некоторых растениях, и его оттуда добывают. Но чтобы определить, есть ли в этом растении крахмал, проводят очень простую химическую реакцию. Сейчас мы с вами и будем определять наличие крахмала в разных продуктах и растениях.

Проводится эксперимент.

— Ребята, давайте я вам напомню, что химическая реакция происходит тогда, когда что-то в результате наших действий меняется. Сейчас я капала капельку йода на разные растения и продукты. Где у нас произошла химическая реакция? Где произошли изменения? (На крахмале, на картошке и на хлебе.) Как вы думаете, в каких растениях и продуктах есть крахмал? Значит, из чего можно получить крахмал для того, чтобы сварить кисель?

Молодцы, правильно, именно в картофеле и злаках содержится больше всего крахмала, поэтому йод приобрёл синий цвет.

4. Лава-лампа

Необходимые материалы: два вида соков, подсолнечное масло, шипучий аспирин, вода.

Ход самого эксперимента: в колбу сначала наливается сок, затем сверху наливается масло, затем кидается таблетка аспирина. Аспирин, растворяясь в воде, содержащейся в соке, будет выделять углекислый газ. В свою очередь газ выталкивает сок вверх — в масло, но так как сок и масло разной плотности и они не смешиваются, получаются пузырьки сока в масле.

Ход эксперимента для детей.

— Ребята, вот сейчас я налью в колбочки сок. Сюда добавлю совсем немного воды и перемешаю. Скажите, пожалуйста, сейчас мы можем отделить сок от воды? Правильно, не можем, потому что сок и вода перемешались. Когда вещества перемешиваются, говорят, что у них одинаковая плотность. Теперь смотрите, я сверху сока наливаю масло… Что происходит? Правильно, сок и масло не могут смешаться, потому что у них разная плотность. И благодаря этому свойству веществ можно делать красивые и интересные вещи. Сейчас я добавлю в наши пробирки шипучие таблетки и посмотрим, что же у нас получится. Таблетка начала растворяться и выделять газ, а газ в свою очередь выталкивает капельки сока в масло, но мы ведь с вами знаем, что сок и масло

не смешиваются, поэтому у нас получается такой красивый эффект. Вы, наверное, в магазинах видели приборы под названием лава-лампа, где в белой жидкости плавают цветные пузырьки, — вот именно на таком принципе они и работают.

5. Пенный вулкан

Необходимые материалы: перекись водорода 15-30% (или раствор таблеток гидропирита в воде, 20 таблеток на 100 мл, перманганат калия (марганцовка) крепкий раствор, жидкое моющее средство.

Ход самого эксперимента. Приготовить раствор перекиси водорода, если необходимо. В колбу наливается небольшое количество моющего средства, смешивается с перекисью водорода. Затем в смесь добавляется раствор марганцовки. Марганцовка вступает в реакцию с перекисью водорода, происходит резкое выделение газа с образованием тепла. Добавление мыла обеспечивает бурное и красивое пенообразование.

Ход эксперимента для детей.

— Ребята, вам рассказывали в начале, что такое химическая реакция. Но химические реакции бывают разные: спокойные, а иногда красивые и бурные. Очень часто такие реакции используют в кино, в представлениях, в фокусах, чтобы было красиво и зрелищно. Для некоторых реакций достаточно просто смешать вещества, для других — надо нагревать, и много других способов. Сейчас я покажу вам красивую и бурную реакцию.

Проводится эксперимент.

— Ребята, как вы думаете, что произошло? В этой реакции, благодаря такому взаимодействию веществ, происходит образование газа под названием кислород. Кто слышал такое название? Да, это газ, который содержится в воздухе и которым мы дышим. А так много пены было, потому что я туда добавила самое обычное мыло для посуды. Понравился вам эксперимент?

Окончание

Ведущий: Ребята, сегодня вы прикоснулись к чудесам замечательной науки — химии. Увидели несколько опытов. Какой опыт больше всего понравился? А как вы понимали, что произошла химическая реакция?

Спасибо вам за внимание и участие! На следующей неделе мы позовём вас в другую лабораторию и познакомимся с другой наукой — физикой. Всего доброго!

Публикации по теме:

Конспект игровой НОД «Познаю мир» по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста от 2 до 3 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» Конспект игровой НОД по опытно-экспериментальной.

Конспект опытно–экспериментальной деятельности Цель: Совершенствовать представления детей о воде и её свойствах. Образовательные задачи: 1. Закрепить знания о свойствах воды. 2. Учить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Конспект нетрадиционного занятия по опытно – экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Составила воспитатель старшей группы О. А.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная вода» Группа: младшая группа Вид НОД: экспериментирование с водой. Тема: "Волшебная вода". Образовательная область: познавательное развитие. Форма.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная вода» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебная вода». Цель: способствовать развитию у детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо Севера» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие на Северный полюс» Воспитатель: Турчанова О. Е. Цель: способствовать.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с песком» Такой разный песок. Образовательная область: социализация, познание, коммуникация, художественная литература. Цель и задачи 1. Выявить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе. Материал: камешек,3 стакана с водой, зеленая краска, кисть, обруч, голубая.

Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет Пояснительная записка Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Рабочая программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Летние дни науки» (5–7 лет)
Опубликовано: 22 марта 2019 в 03:35
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Летние дни науки» (5–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Косова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД