Елена Хитрова
Проект в старшей группе «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : среднесрочный c 10 по 21 февраля;
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Основание для разработки проекта :
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми,устным народным творчеством.
Публикация «Проект в старшей группе „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Предполагаемый результат:
-Расширение представлений детей об окружающем мире.
-Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
-Знание правил народных игр, умение в них играть
- У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
- Дошкольники знают названия различных промыслов.
- Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
- Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
- Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Основные этапы:
1 этап- подготовительный:
• Подбор наглядно-дидактического и наглядно-демонстрационного материалов; (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
2 этап-основной:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта :
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Создание предметно-развивающей среды
Внести и пополнить игровые зоны предметами русского быта, предметами прикладного творчества; в изо уголок трафареты и иллюстрации народных промыслов;
в книжный уголок книги о народных промыслах и произведения народов России.
Образовательная деятельность
Просмотр альбомов : «Голубая гжель»,
«Филимоновская игрушка»,
«Веселая дымка», «Русская матрешка».
НОД: рисование
- «Фартук»
-роспись дымковских игрушек,
-русская матрешка.
Аппликация
-голубая гжель.
Лепка
-Хохлома (Украшение посуды).
Самостоятельное художественное творчество:
Украшение плоскостного изображения матрёшек,посуды, игрушек.
Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
Физическое развитие:
Русские народные подвижные игры и игры- забавы:
«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Гори, гори ясно…», «Золотые ворота», «Краски».
Познание:
ФЭМП «В гостях у матрешек»
Окр. мир
«Веселая была беседа»
Развитие речи
-знакомство с русскими - народными произведениями.
«Русская матрёшка»,
«Старинные русские обычаи»,
«О русских народных промыслах»,
«Устройство русской избы».
Чтение художественной литературы
Э. Успенский «Матрешки»
«Дымковская игрушка»
«Филимоновская игрушка»
«Ой, свистулечка какая…»
Рассказы
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Русский фольклор:
«Ранним-рано поутру…», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка», «По дубочку постучишь».
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Крошечка Хаврошечка», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Иван Царевич и серый волк».
Сюжетно-ролевые игры:
«Ярмарка»,
«Семья»,
«В русской избе».
Дидактические игры:
«Найди дымковскую игрушку»,
«Подбери узор к посуде»,
«Парные картинки»,
«Декоративное домино».
Театрализованные игры:
Набор игрушек кукольного, плоскостного,пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок и потешек. (драматизация русских народных сказок).
Работа с родителями
(Консультации)
«Во что играли наши бабушки»
«Народные традиции и праздники»
«Народные промыслы России»
«Потешки, прибаутки, колыбельная для малышей»
«Сказки, рассказанные на ночь»
3 этап- заключительный:
Выставка творческих детских работ.
НОД «Путешествие на планету творчества»(роспись филимоновской игрушки).
Анализ проведё нной работы:
Дети стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили потешки, заклички; обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили названия некоторой старинной одежды, посуды; слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки ;в свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись.