Юлия Юшкова
Проект «Село родное — капелька России. Русская народная культура Алтайского края» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Проект на тему: «Село родное – капелька России:
русская народная культура Алтайского края как неотъемлемая часть российской культуры (для детей подготовительной группы)»
Составители:
Музыкальный руководитель: Юшкова Ю. М.
Музыкальный руководитель: Кваша Н. Г.
Инструктор по физической культуре: Гроо М. Э.
Мамонтово, 2020
Участники: Дети подготовительных групп детского сада, родители, педагоги.
Публикация «Проект „Село родное — капелька России, Русская народная культура Алтайского края“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Алтайский край
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Мое село, мой поселок
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, Россия. Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Вид проекта:
по содержанию – интегративный, т. к. охватывает все образовательные области (познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; социально-коммуникативное развитие).
По продолжительности: долгосрочный, т. к. рассчитан на реализацию в течение всего учебного года.
Тип проекта:
Тематическо-творческий.
По составу участников – групповой.
Срок реализации: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Проблема проекта.
На фоне процессов по возрождению и поддержке национальных традиций, происходящих в нашей стране, наблюдается проблема недостаточности знаний детей старшего возраста и их родителей о родной народной культуре. Вместе с тем именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности определённого этноса.
Актуальность проекта: Современная мировая ситуация ставит перед педагогами (в том числе и дошкольного образования) новые задачи. Например, как построить учебно–воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. К сожалению, в настоящее время наши дети лишены возможности приобщения к народной культуре естественным путем. Устная передача традиции практически прервана. В связи с вышеперечисленным, был сделан вывод о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной культуры в рамках проекта «Село родное – капелька России: русская народная культура Алтайского края, как неотъемлемая часть российской культуры (для детей подготовительной группы)»
Основой данного проекта является русский народный календарь. Постепенно, узнавая о народных праздниках, дети знакомятся с основными жанрами русского фольклора, предметами традиционного быта. Посредством использования произведений народного творчества происходит формирование нравственных основ личности, развитие творческих способностей детей.
Полученные представления о родной культуре обязательно должны находить поддержку в семье, поэтому очень важна работа с родителями в данном направлении. Проект предполагает педагогическое просвещение родителей и реализацию совместной воспитательной деятельности семьи и детского сада по приобщению детей к национальной культуре.
Цель проекта: Создание условий для воспитания в детях любви к традиционной русской культуре, чувства собственной национальной принадлежности.
Задачи:
1. Дать детям представление о праздниках народного календаря.
2. Познакомить детей с традиционным русским костюмом.
3. Познакомить детей с предметами русского традиционного быта.
4. Способствовать освоению русских народных игр, песен, танцев, закличек.
5. Знакомить детей с малыми жанрами фольклора (пословицами, поговорками, загадками, приметами, считалками, прибаутками, русскими народными сказками.
6. Формировать бережное отношение к родной природе и культуре своих предков.
7. Способствовать укреплению психологического и физического здоровья детей.
8. Найти способы взаимодействия с семьей в процессе подготовки и проведения праздников народного календаря.
9. Внедрение в педагогическую практику детского сада разнообразных форм и методов работы по приобщению детей к русской культуре.
Возрастные особенности:
Дети подготовительной группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
У детей продолжает развиваться восприятие, но они не всегда могут учитывать несколько разных признаков. Развивается образное мышление.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активноупотреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Основные достижения данного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Все эти факторы являются положительным фоном для комплексного развития детей-дошкольников. Не случайнов народе было сложено огромное количество произведений устного народного творчества, отвечающих потребностям и интересам данного возраста.
Ожидаемый результат
В результате реализации данного проекта дети будут приобщены к истории и культуре своего народа; освоят игровой, песенный, танцевальный материал, веками создаваемый русскими людьми для детей;
Это будет способствовать:
- воспитанию эмоциональной отзывчивости детей;
- формированию у детей представлений о русской народной культуре;
- формированию навыка соблюдения культуры поведения в коллективной музыкальной и игровой деятельности;
- развитию коммуникативных навыков детей;
- поддержанию физического здоровья детей (подвижные игры, танцы, певческое дыхание);
- эмоциональному благополучию детей.
Родители, благодаря анкетированию, активному участию в подготовке и проведении праздников, станут сопричастными к воспитанию детей в условиях ДОУ.
Все эти факторы будут способствовать формированию эстетического вкуса, ценностных ориентиров и установок как у детей, так и у их родителей.
Принципы и подходы реализации проекта
• Системность и непрерывность в течение всего времени реализации проекта.
• Личностно-ориентированный гуманистический подход во взаимодействии детей и взрослых.
• Свобода индивидуального личностного развития.
• Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
• Принцип регионализации (использование культурного наследия Сибирского региона).
• Принцип устности.
• Принцип синкретизма в изучении различных элементов фольклорной традиции.
• Принцип коллективности в творчестве.
• Принцип сезонности в освоении фольклорного материала.
• Игровой принцип.
• Принцип достоверности (использование подлинных этнографических и фольклорных образцов, сведений, знаний о народных традициях).
Формы и методы работы:
• Групповые занятия.
• Мастер-классы для родителей и педагогов.
• Консультации для родителей и педагогов.
• Анкетирование.
• Проведение праздников народного календаря.
• Тематические занятия.
• Экскурсии.
• Словесный метод (объяснение, беседа, рассказ).
• Наглядно-слуховой метод (показ, наблюдение, демонстрация).
• Практический (исполнение разученных фольклорных произведений).
• Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логическогомышления).
• Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественныевпечатления).
Предварительная работа: разработка структуры проекта, создание дидактических, методических материалов.
Итоговый продукт: проведение ярмарки народного творчества «За морем теплее, а у нас веселее!»
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (организационный).
Выбор темы проекта.
Постановка цели, задач.
Определение методов.
Изучение методической литературы.
Анкетирование родителей с целью выявления у них уровня знаний и заинтересованности по данной теме.
Создание и подбор предметной развивающей среды.
Подбор видеоматериала по народному творчеству (мультфильмы, развивающие фильмы, презентации).
Подбор иллюстративного аудиоматериала.
Подбор песенного, игрового, танцевального, театрального репертуара.
Подбор материала по праздникам народного календаря.
I. Содержательный (практический).
Сентябрь Совместная деятельность педагогов, детей
1. Разучивание русских народных подвижных игр на физкультурном занятии – М. Э. Гроо.
2. Разучивание русских народных хороводных игр летнего цикла на музыкальных занятиях – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова
3. Беседа «Поэзия народного костюма» – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова
4. Физкультурно-тематическое занятие «В здоровом теле – здоровый дух» - М. Э. Гроо
5. Рассказ с демонстрацией презентации «Путешествие в прошлое родного края»
Взаимодействие с родителями и воспитателями
1. Проведение анкетирования родителей и анализ его результатов - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова, М. Э. Гроо.
2. Проведение анкетирования педагогов и анализ его результатов - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова, М. Э. Гроо.
Октябрь
Совместная деятельность педагогов, детей
1. Тематическое занятие-экскурсия о предметах старинного русского быта – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова
2. Беседа о празднике Покров - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова
3. Разучивание р. н. хороводных игр летнего цикла на музыкальных занятиях – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
4. Просмотр м/ф по мотивам русских народных сказок об осени.
5. Выставка детских рисунков об осени после просмотра м/ф по мотивам русских народных сказок - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
6. Тематическое физкультурное занятие «Кто торопится на юг?». Народные подвижные игры о птицах. – Гроо М. Э
Взаимодействие с родителями и воспитателями1. Консультация для педагогов
«Приобщение детей к народным традициям» - Н. Г. Кваша.
2. Консультация для родителей «Социально-личностное развитие дошкольников средствами народной педагогики» - Ю. М. Юшкова.
Ноябрь
Совместная деятельность педагогов, детей1. Беседа «Приметы осени» - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова
2.«Кузьминки – об осени поминки» (развлечение) Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
3. Разучивание р. н. хороводных игр зимнего цикла на музыкальных занятиях – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
4. Разучивание русских народных бытовых танцев - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
5. Тематическое физкультурное занятие «Экскурсия в лес» - Гроо М. Э.
Взаимодействие с родителями и воспитателями
1. Разучивание с воспитателями русских народных хороводных игр зимнего цикла - Кваша Н. Г., Юшкова Ю. М.
2. Сетевая консультация для педагогов «Русский традиционный костюм старожилов Алтайского края».
2. Организация работы семейного клуба «Не нужен и клад, если в семье лад» - Кваша Н. Г.
Декабрь
Совместная деятельность педагогов, детей
1. Разучивание р. н. хороводных игр зимнего цикла на музыкальных занятиях – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
2. Русские народные зимние забавы – М. Э. Гроо
3. Разучивание русских народных бытовых танцев - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
4. «Стоит изба из кирпича…» беседа о русских народных загадках.
Взаимодействие с родителями и воспитателями
1.«Изготовление семейного древа» Занятие семейного клуба «Не нужен и клад, если в семье лад» - Кваша Н. Г.
2. Литературно-музыкальная гостиная для педагогов «Село моё родное» (о творчестве Алтайского композитора М. А. Четверикова) - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
Январь
Совместная деятельность педагогов, детей1. Беседа «Уродилась коляда накануне Рождества». Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
2.«Пришла коляда – отворяй ворота!» (развлечение) Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
3. Разучивание р. н. хороводных игр зимнего цикла на музыкальных занятиях – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
4. Разучивание подвижных русских- народных игр зимней тематики на физкультурном занятии – Гроо М. Э.
Взаимодействие с родителями и воспитателями1. Разучивание с воспитателями русских народных хороводных игр зимнего цикла - Кваша Н. Г., Юшкова Ю. М.
2. «Волшебный свет Рождества» Занятие семейного клуба «Не нужен и клад, если в семье лад» - Кваша Н. Г.
Февраль
Совместная деятельность педагогов, детей
1. Просмотр м/ф. по мотивам русских народных сказок о зиме. Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
2. Выставка детских рисунков о зиме после просмотра м/ф по мотивам русских народных сказок - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
3. Разучивание р. н. хороводных игр зимнего цикла на музыкальных занятиях – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
4. «Русь богатырская» - Беседа с просмотром мультфильма, слушанием русских народных песен Алтайского края, героической тематики. Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
5. Тематическое музыкальное занятие «Русские напевы». Просмотр одноимённого м/ф. Разучивание р. н. песни Алтайского края. - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
Взаимодействие с родителями и воспитателями1. Разучивание с воспитателями русских народных хороводных игр зимнего цикла - Кваша Н. Г., Юшкова Ю. М.
2. «Кукла – закрутка» - Занятие семейного клуба «Не нужен и клад, если в семье лад» - Кваша Н. Г.
Март
Совместная деятельность педагогов, детей
1.«Масленица» (тематическое занятие) – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
2. «Не любо- не слушай» - беседа о небылицах, потешках, с просмотром одноимённого мультфильма.
3. Тематическое музыкальное занятие «Жили-были матрёшки». Просмотр одноимённого м/ф. - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
4. Беседа «Весенние приметы».
5. Разучивание на музыкальных занятиях весенних игровых хороводов и закличек Алтайского края. Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
6.«Кулики-жаворонушки» (развлечение) – Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
7. Тематическое физкультурное занятие «Петушинные бои» – Гроо М. Э Взаимодействие с родителями и воспитателями
1. Разучивание с воспитателями русских народных хороводных игр весеннего цикла - Кваша Н. Г. Юшкова Ю. М.
2. «Не страшна туча, коли семья в куче» -
Занятие семейного клуба «Не нужен и клад, если в семье лад» - Кваша Н. Г.
Апрель
Совместная деятельность педагогов, детей
1.«Чудо – чудное, диво – дивное» - тематическое занятие о традиционных ремёслах и промыслах Алтайского края. С просмотром мультфильмов «Волшебная птица», «Как мужья жён проучили». Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
2. Просмотр м/ф. по мотивам русских народных сказок о весне. Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
3. Разучивание на музыкальных занятиях весенних орнаментальных хороводов Алтайского края. Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
4. Выставка детских рисунков о весне после просмотра м/ф по мотивам русских народных сказок - Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
5. Тематическое музыкальное занятие «Заиграй-ка, балалайка». Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
6. Проведение ярмарки народного творчества «За морем теплее, а у нас веселее!» Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова
Взаимодействие с родителями и воспитателями
1. Разучивание с воспитателями весенних орнаментальных хороводов Алтайского края. Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
2. «Баю-бай» - Занятие семейного клуба «Не нужен и клад, если в семье лад» - Кваша Н. Г.
Май
Совместная деятельность педагогов, детей
1.«Пасха красная» тематическое занятие. Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
2. Диагностика по выявлению уровня полученных знаний и умений Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
3. Работа над созданием видеоальбома «За морем теплее, а у нас веселее!».
Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
Взаимодействие с родителями и воспитателями
1. Систематизация материала по итогам взаимодействия с родителями и педагогами, для создания видеоальбома
«За морем теплее, а у нас веселее!».
Н. Г. Кваша, Ю. М. Юшкова.
II. Заключительный (презентативный).Защита проекта: Демонстрация видеоальбома «За морем теплее, а у нас веселее!».
Риски и пути преодоления
Риски:
- Сложность с привлечением родителей к участию в проекте.
- Низкая заинтересованность воспитателей в связи с недостаточными знаниями о музыкальном фольклоре.
- Невозможность проведения массового итогового мероприятия в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
Пути преодоления.
- Проведение консультаций, мастер-классов, семинаров для родителей и педагогов с целью повысить их интерес и уровень знаний о музыкальном фольклоре.
- Проведение итогового мероприятия отдельно по группам с видеофиксацией и последующим монтированием видеоролика.
Перспективы развития проекта
- Приобщение в дальнейшем к русской народной культуре Сибири детей и воспитателей средних и старших групп.
- Использование полученных наработок в дальнейшей деятельности по данной теме.
- Рассмотрение варианта подачи заявки на получение гранта для дальнейшей работы в данном направлении.
Ресурсное обеспечение проекта
Оборудование:
Ноутбук, телевизор, интерактивная доска, музыкальный центр, русские народные инструменты.
Атрибуты для проведения праздников народного календаря, традиционные русские народные костюмы Сибирского региона, предметы быта из музея «Русская изба».
Информационные ресурсы:
https://vk.com/nsk_ptichka
https://vk.com/nocrfe
Учебно-методические ресурсы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Л., Госиздат,1930. -117с.
2. Образовательная программа на 2020-2025 учебный год МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово. – Мамонтово, 2020. – 103 с.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 336 с.
4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. С-Пт. ,1997. – 158 с.
5. Солнцеворот: содержание образовательных областей программы в подготовительной к школе группе (этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста на традициях и ценностях культуры русских переселенцев Алтайского края) / под ред. О. И. Давыдовой. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – 202 с.
Литература
1. Да я зайду на гору. Традиционные игры и хороводы Чарышского района, Алтайского края (методическое пособие). Барнаул, 2010. – 52 с.
2. Заинька во садочке. Популярное пособие для родителей и педагогов. Нов-ск, 2002. – 64 с.
3. Петров В. М., Гришина Г. М., Короткова Л. Д. Весенние, летние, осенние, зимние праздники, игры и забавы для детей. М., 1998. – 426 с.
4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М. 1972. – 78 с.