Олеся Шишкина
Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА.
В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»
Содержание
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Программа проекта
3.1 Цель, задачи
3.2 Гипотеза
3.3 Предполагаемый результат
Этапы реализации проекта
Планирование проекта
Результат проекта
Список используемой литературы.
Паспорт проекта
Тип проекта: творческий;
Вид проекта: групповой;
Публикация «Проект „Русская изба“ в рамках реализации „Народная культура и традиции, Дела давно минувших дней“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Русская изба
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» февраль 2018
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь 2017 г. – май 2018 г. ;
1 раз в неделю
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
Условия реализации: детский сад, семья.
2. Актуальность проекта
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Программа проекта
3.1. Цель, задачи
Цель: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Задачи:
Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Привлечь родителей в воспитательно — образовательный процесс.
3.2. Гипотеза
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
3.3. Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Этапы реализации проекта:
1этап. Подготовительный:
Изучение литературы по музейной педагогике.
Диагностика знаний детей о русской культуре.
Беседы с детьми о русском народном творчестве.
Сбор материала для музея.
2 этап. Реализация проекта:
Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
Организация предметно – развивающей среды.
3 этап. Заключительный.
Диагностика полученных знаний детей о музее «Русская изба».
Анализ полученных данных.
Презентация мини-музея «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями. Фотоотчёт.
Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки у самовара»
Танец «Хороводная», презентация народная обережная кукла с описанием, изготовление кукол, пение колыбельной, изготовление фенечек из ниток, чаепитие….
Планирование работы.
Познавательно – речевое развитие.
Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения.
Беседы:
-«Русский народный костюм»
-«Гости в горнице»
-«Русская изба»
-Экскурсия в мини – музей «Русская изба»
Познавательное развитие
Расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах, о процессе изготовления народных игрушек, приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине
-о русской печи;
-о традициях русского чаепития;
-о русской матрешке;
-о дымковских игрушках;
-о деревянных ложках.
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Заучивание пословиц, поговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
-Д/и «В русской горнице»
-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
Дидактическая игра
«Подбери головной убор к сарафану»
Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т. д.)
Чтение художественной литературы
Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
— «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»
Чтение стихотворений:
«-А. Богомазов Как будто бы вернулся в детство я»
-Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
Социально – личностное развитие.
Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.
Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей»
Игры — драматизации:
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Участие в итоговом мероприятии: развлечение «Посиделки».
Труд
Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.
Ручной труд, лепка:
-Изготовление ёлочных игрушек из глины, роспись гжель.
-Изготовление хлебобулочных изделий.
— Изготовление посуды из глины, «Жостовский поднос» в технике «пластилинография». Фотоотчет.
Безопасность
Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Беседы:
-«Огонь-друг, огонь-враг».
Художественно – эстетическое развитие
Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из глины, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Аппликация:
-«Русская изба»
Рисование:
-Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.
«Музыка»:
Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, игре на ложках.
-пение и слушание колыбельных.
-Разучивание танцев: ХОРОВОДНАЯ «Ой- лю -ли»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный центр:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»
Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из глины и соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Взаимодействие с семьей
- Роль родителей в возрождении русских традиций.
- Русская матрёшка.
- Значение народных игр для развития детей раннего возраста.
- Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
- Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Обустройство уголка «Русская изба».
- Сбор предметов для музея «Русская изба».
- Шитье костюмов.
Результат проекта
1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
3. Фотоотчёт по проекту и всем видам деятельности.