МААМ-картинки

Проект на тему: «Удивительный мир волшебницы Воды»

Ирина Шошина
Проект на тему: «Удивительный мир волшебницы Воды»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

на тему :

«Удивительный мир волшебницы Воды»

Содержание:

1. Введение.

2. Актуальность проекта

3. Цели и задачи проекта

4. Ожидаемые результаты

5. Содержание реализации проекта

• Структура детской исследовательской деятельности

• Модель организации исследовательской деятельности

• Этапы реализации проекта

• План поэтапной реализации проекта

6. Механизм реализации проекта

• Перспективный пан работы с воспитанниками

Публикация «Проект на тему: „Удивительный мир волшебницы Воды“» размещена в разделах

7. Ресурсное обеспечение

8. Мониторинг реализации проекта

• Диагностический инструментарий

9. Заключение

10. Литература

11. Приложение

1. Введение

Сегодня, в условиях динамично-развивающейся экономики, вопросы экологии приобретают особое значение. Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека.

Результатом этого процесса - усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения.

В наше время основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: люди стали брать от природы все, ничего не давая ей взамен. Человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир.

Дошкольное детство - это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к природе и людям. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольника.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, повседневной жизни).

Эффектность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми.

Первое вещество с которым знакомится малыш - это вода. Вода - это живительная сила, чудо природы и богатство природы. Она источник жизни. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, снимает напряжение, способствует релаксации, расслаблению. Очень важно научить детей, наше будущее поколение - бережному отношению к воде. Мы не можем прожить без воды. Вода - это озера, реки, океаны, моря. Кажется, что воды на земле очень много, и ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

Мы живем в прекрасном мире. Это – окружающие нас растения, животные, люди, звезды, планеты, воздух, вода. На нашей планете существует целое водное царство. С каждым годом на нашей Земле мелеют реки, заводы выливают в водоемы промышленные отходы, садоводы и дачники сваливают мусор в озера и пруды. Человеку и всему живому нужна вода.

Чистой воды становится меньше. Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо узнать, как устроен мир воды. Поэтому мы решили составить проект «Удивительный мир волшебницы Воды». В нём мы вместе найдем ответы на многие вопросы о воде.

2. Актуальность проекта.

Необходимость расширения знаний и представлений у ребёнка о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.

Данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса исследовательской деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цель и задачи.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта :

Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи проекта :

Знакомство ребёнка со свойствами воды;

Формирование у ребёнка понятия, что воду можно очистить.

Развитие эстетического восприятия воды в природе (искристый снег, удивительные снежинки, сверкающий лёд и т. д.);

Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;

Воспитание бережного отношения к воде;

В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

4. Ожидаемые результаты

• У детей сформируются начальные представления о значении воды в нашей жизни, о разнообразии состояний воды.

• У детей будет сформировано осознанно правильное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы, интерес к явлениям природы, желание практически сохранить, поддержать и создать нужные условия для различных явлений природы.

• В группе будут усовершенствованы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами исследовательской деятельности.

• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).

• Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

5. Содержание реализации проекта

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру.

Структура исследовательской деятельности:

Цель:

развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" и естественных условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание:

информация об объектах и явлениях, предметах

Средства:

язык, речь, поисковые действия

Формы:

• Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

• Самостоятельная деятельность детей.

• НОД.

• Развлечения.

• Наблюдения в природе.

• Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

• Беседы по теме эксперимента.

• Целевая прогулка.

• Экскурсия др.

Условия:

постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат:

опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный (организационный)

II этап – внедренческий

III этап – итоговый (обобщающий)

План поэтапной реализации проекта :

п/п Содержание Сроки Ответственные

I этап – подготовительный (организационный)

1 Изучение теоретических основ экологического воспитания дошкольников в различных психолого-педагогических исследованиях С 01.02.13- 15.02.13г.

Борисенко О. В.

Шошина И. Г.

2 Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степень заинтересованности детей данной темой.

3 Составление планирования детской исследовательской деятельности в рамках проекта

4 Подбор основного оборудования и материала для оснащения уголка экспериментирования

II этап – внедренческий

1 Проведение работы с детьми согласно плану проекта

С 15.02.13- 22.03.13г

Борисенко О. В.

Шошина И. Г

2 Привлечение родителей в исследовательскую деятельность детей

III этап – итоговый (обобщающий)

1 Определить эффективность проведённой работы С 23.03.13-31.03.13г. Борисенко О. В.

Шошина И. Г

2 Участие в региональном конкурсе уголков природы

3 Обобщение опыта работы на методобъединении воспитателей ДОУ

4 Диагностирование знаний и умений у дошкольников

6. Механизм реализации проекта.

Работа с детьми данной возрастной группы (5-7 лет, направлена на создание условий, необходимых для познавательного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. Познавательно-исследовательской деятельности отводится большое внимание в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, которая является базовой программой нашего ДОУ. Основываясь на требования данной программы, познавательно-экспериментальная деятельность является ведущим видом деятельности, где дошкольники самостоятельно могут обобщать, анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Нами был разработан план опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5-7 лет. (см. Приложение№2)

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий решаются следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребё нка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах;

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы;

3) учить детей сопоставлять факты и делать выводы из проведенной исследовательской деятельности ;

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт;

Перспективно - тематическое планирование с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательная область Содержание

Социализация Дид. игры «Найди снежинке пару», «Когда это бывает?», «Найди отличия»,

Познание Наблюдения на прогулках (см. приложение №1)

Занятия: «Вода - источник жизни», «Волшебная капля воды», «Удивительная вода».

Познвательно-исследовательская деятельность См. приложение №2

Коммуникация Эвристические беседы.

«Вода – великий растворитель».

«Сколько весит вода?», «Как ты думаешь, зачем нужна вода?»

Рассматривание картин «Зимние забавы» «Зима в лесу», «Как сохранить воду».

Чтение произведений: М. Перина «Живая вода», Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинки», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал».

Здоровье «Чистую воду пить – долго жить», «Тайна воды», «Ты ответишь без труда - для чего нужна вода».

Безопасность «Уроки Айболита»

Труд Постройки из снега, украшение деревьев разноцветными льдинками.

Художественное творчество Игровое упражнение «Дорисуй снежинку», рисование «Снежный лес». Использование музыки, прослушивание записи шума водопада.

Физическая культура Комплекс утренней гимнастики «В феврале», физминутки «»

7. Ресурсное обеспечение

В группе создан уголок экспериментирования «Почемучки»

Задачи уголка:

развитие первичных естественнонаучных представлений: наблюдательность, любознательность, активность, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции " Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани".

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям старшего возраста.

- персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположен в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Мы ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй.

С водой: Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

Со стеклом: Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачёк –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком: Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

С огнё м: Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Всё на место положил?

8. Мониторинг реализации проекта

Мониторинг выявления знаний и умений детей по экспериментально-исследовательской деятельности проводился в форме наблюдений и опросов воспитанников в начале проекта и по его окончании. Результаты диагностики были следующие:

Цель: выявление знаний детей о свойствах и различных состояниях воды

Февраль март

Кол-во детей % Кол-во детей %

Высокий - 0 5 28

Средний 10 55 11 61

Низкий 8 45 2 11

Критерии:

5-6 - высокий уровень;

3-4 - средний уровень;

1-2 - низкий уровень.

Высокий уровень.

Дети проявляют элементарную любознательность, задают вопросы, высказывают свои суждения о воде, её состояниях, свойствах. Дети умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Проявляют заинтересованность к воде, как источнику жизни.

Средний уровень.

Дети проявляют положительное отношение к такому объекту неживой природы, как вода. Осознают «вода бывает в разных состояниях», «для чего мы используем воду», «почему надо беречь воду», интересуются «для чего нужна вода всем на Земле».

Низкий уровень.

Дети в целом понимают «кому нужна вода», «в каких состояниях бывает вода», но не осознают почему, мотивируют необходимость бережного отношения к ней, но не могут объяснить, утверждая, что «так надо».

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

Что ты знаешь о воде?

Какую форму, запах, цвет имеет вода?

Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

Что ты знаешь о снеге?

Какую форму, запах, цвет имеет снег?

Откуда появляется снег, почему?

Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?

Для чего нужен снег человеку?

Чем отличается вода от снега?

Что быстрее тает лед или снег?

Чем отличается вода ото льда, вода от снега?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

Что такое лед?

Для чего нужен лед?

Какую форму, запах, цвет имеет лед?

Что быстрее тает лед или снег?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды :

Что такое пар?

Что ты знаешь о паре?

Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

Что происходит с водой на морозе? Почему?

Снег может во что- нибудь превращаться? От чего это зависит?

Что происходит со льдом в комнате? Почему?

Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?

Во что превращается вода при кипении?

9. Заключение

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Мы уверены, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Удивительный мир фиалок» Детский исследовательский проект «Удивительный мир фиалок» Подготовила воспитанница детского сада «Золотая рыбка» Сальникова Ксения Руководитель:.

Проект «Удивительный мир Корнея Чуковского» № Параметры Содержание 1 Тема «Удивительный мир Корнея Чуковского» 2 Вид проекта творческо-познавательный, детей 3-4 лет и их родителей.

Краткосрочный проект «Удивительный мир насекомых» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кузнецовский детский сад Выполнила Тяглова Марина Александровна воспитатель.

Проект «Удивительный мир предметов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Рославль Смоленской области Проект Тема:.

Проект «Удивительный мир растений» для детей 4–5 лет ПРОЕКТ: «Удивительный мир растений» Возраст воспитанников 4-5 лет Автор (составитель) Воспитатель Ивашкина В. А. Г. Рошаль 2018 г.

Проект «Этот удивительный мир…» (подготовительная группа)Проект «Этот удивительный мир…» (подготовительная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15» Воспитатель Телушкова А. В. Проект «Этот удивительный.

Проект «Этот удивительный мир» средняя группа Проект тематической недели «Этот удивительный мир» Средняя группа «Солнышко» Дата: 13.08.18г по 17.08.18г Воспитатели: Арнаутова А. В. Цель:.

Творческий проект «Удивительный мир мультипликации» Паспорт проекта Вид проекта – информационно-творческий. Продолжительность проекта – долгосрочный Участники проекта – воспитатель, родители,.

Экологический проект «Удивительный мир песка» Тип: познавательно-исследовательский, краткосрочный. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта: воспитатели,.

Экологический проект в средней группе «Удивительный мир насекомых»Экологический проект в средней группе «Удивительный мир насекомых» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Бархатовский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект на тему: «Удивительный мир волшебницы Воды»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 23:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект на тему: «Удивительный мир волшебницы Воды»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шошина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД