елена нестерова
Экологический проект в средней группе «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Бархатовский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей»
детско-взрослый проект «Удивительный мир насекомых»
средняя группа
с. Бархатово 2018г.
Название проекта : «Удивительный мир насекомых»
Вид проекта : групповой, творческий, познавательный;
Продолжительность проекта : краткосрочный, 15.10.2018-19.10.2018г.
Публикация «Экологический проект в средней группе „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Участники проекта : воспитанники средней группы, члены семей воспитанников, воспитатели.
Актуальность :
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В. А. Сухомлинский).
У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность.
Именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
I этап. Постановка проблемы.
Теплыми осенними деньками, выйдя на прогулку, дети обнаружили на солнечной стороне здания большое скопление жучков- Божьих коровок. Одни с удовольствием пускали их с рук на руки, пели заклички, другие смотрели на букашек с неким страхом, ожидая от них опасность. Мы решили использовать эту ситуацию, для того, чтобы поиграть с детьми в дидактическую игру «На лесной полянке», и вдруг выяснилось, что дети не знают насекомых, их повадки, строение, особенности! Мир насекомых богат и разнообразен, но многие дети совсем не замечают его! Например, Божья коровка –весьма распространенное насекомое. Многие ребята сажают себе на руку это насекомое, но затрудняются ответить на вопрос: «Почему ее зовут коровкой?». Многие дети знают, что пчелы делают мед, но немногие расскажут о нектаре, который пчелы собирают хоботком. Все видели, как прыгают кузнечики, но никто не знает, где у них дом! Чтобы узнать ответы на эти и многие другие вопросы мы решили реализовать в группе совместный детско-взрослый экологический проект.
IIэтап. Проектирование проекта методом «3 вопроса»
В ходе беседы выяснили, что дети знают о насекомых :
-кузнечик прыгает, ест мух
-муравей может укусить,
-пауки охотятся за бабочками
-мухи летают по кругу и жужжат
-жуки могут лазить и сгрызть яблоко
-муравей живет в муравейнике
-у божьей коровки красивые красные крылышки
-комары больно кусаются
-пчелы делают мед людям и себе
Выяснили, что нам хотелось бы узнать о насекомых :
-где у кузнечика дом?
-может ли божья коровка есть червяков?
-кто такой шмель и зачем он нужен?
-бывают насекомые водные или нет?
-опасен ли жук-носорог?
-как летает божья коровка?
-что кушает стрекоза?
-как пчелы делают мед?
-что такое скорпион?
Определились, где и как искать ответы на поставленные вопросы:
-спросить у родителей, у бабушки, у дедушки и сестры
-посмотреть мультфильм
-посмотреть в книжке
-посмотреть у мамы в планшете.
Цель: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о разнообразном мире насекомых, как к части живых объектов природы.
Задачи:
1. Формировать у детей познавательный интерес к миру насекомых, активность, творческие способности, коммуникативные навыки, речь.
2. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, умение рассуждать, наблюдать.
3. Воспитывать бережное отношение к природе; уточнить, чем мы можем помочь насекомым;
4. Знакомить детей с произведениями и малыми фольклорными жанрами о насекомых, обогатить словарь детей новыми словами.
5. Содействовать активации совместной деятельности со сверстниками, родителями;
Ожидаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Научатся различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, и т. д., и называть характерные признаки разных насекомых.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
4. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
3 этап. Поиск информации.
День недели Изучаемый объект Фомы работы
понедельник Разработка проекта, Утренний блок
-круг приветствий «Мы идем гулять на луг»
-слушание аудиозаписи песни «В траве сидел кузнечик», исполнение
НОД
-появление в группе набора крупных, красочных насекомых, набора иллюстраций с разными насекомыми
-выявление заинтересованности детей методом «3 вопроса»
Прогулка
-П/И «стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики»
День
-заучивание стихотворения «Божья коровка»
Вечер
-раскрашивание раскрасок
вторник Кузнечики, муравьи, гусеницы, комары Утренний блок
-пальчиковая гимнастика «Кузнечик»
-рассматривание рисунков, нарисованных дома, рассказы из личного опыта детей
НОД
-рисование красками «Гусеница»
-физминутка «Кузнечики»
Прогулка
-наблюдение за муравьями
-подвижная игра «Комарик»
День
-рассказ воспитателя об особенностях строения и образе жизни кузнечика, комара, гусеницы, комара
-игра малой подвижности «Муравей»
-самостоятельная деятельность в центре творчества
-чтение «Гамачок для муравьишки»
Вечер
-слушание аудиозаписи «стрекот кузнечика», «писк комара»
-просмотр м/ф «как муравьишка дом искал»
среда Жуки, пауки Утренний блок
-речевое упражнение «Медведь и пчелы»
-речевая игра «насекомые над лугом»
-Д/И «отгадай, кто»
НОД
-чтение Э. Шим «Жук на ниточке»
-физминутка «Божья коровка»
Прогулка
-игра-поиск «Где может быть паучок?»
-П\И «Гусеницы наперегонки», «Муха»
День
-рассматривание книг, энциклопедий, открыток и иллюстраций
-рассказ воспитателя о жуках- скарабей, майский, носорог, скорпион
Вечер
-П\И малой подвижности «Паучок ходил по ветке»
-чтение «Как паучок на всех обиделся»
четверг Осы, пчелы, шмели Утренний блок
-минутка безопасности «Как правильно обращаться с насекомыми»
-пальчиковая гимнастика «Пчелка трудится весь день»
-рассказы детей об осах, пчелах и шмелях (что узнали дома)
НОД
-Д/И «Сравни ульи по высоте»(сравнение по высоте), «Куда летит пчела?» (ориентировка в пространстве)
Физминутка «Улей»
Прогулка
-П/И «Прилетела к нам пчела»
-заучивание
День
-речевая игра «пчелки и ласточка»
-опыт «свойства пчелиного меда»
Слушание аудиозаписи «Полет шмеля» (Римский-Корсаков)
Чтение
Вечер
-игры с напольным конструктором «Улей»
-игра малой подвижности «водят пчелы хоровод»
пятница Бабочки, стрекозы Утренний блок
-пальчиковая гимнастика «Бабочка»
-отгадывание загадок о насекомых
НОД
-коллективная работа-изготовление панно «Прекрасные букашки»
-физминутка «Утром бабочка проснулась»
Прогулка
-П/И «Дырявый сачок»
-этюды «Бабочки, стрекозы»
День
-чтение Л. Борисова «Сказка про бабочку, жука и черного ворона»
Вечер
-игра малой подвижности «Цветы и пчелы»
-самостоятельная деятельность в центре творчества (природные материалы, бумага, краски, пластилин)
1. Результаты реализации проекта.
Продуктом экологического проекта «Удивительный мир насекомых» являются
1. Подборка дидактических, подвижных, пальчиковых, речевых игр, стихов, сказок, рассказов, загадок.
2. Оформление результатов совместного творчества детей и родителей в виде коллективной работы «Насекомые – наши знакомые».
3. Альбом «Насекомые-наши знакомые».
Перечень используемой литературы:
1. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
2. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008.
3. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
4. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004.
5. Саморукова Т. Г. «Как знакомить дете
с природой» М: «Просвещение», 1983
6. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
7. Интернет- ресурсы:
https://nasekomiy-mir.ru/
https://bio.1september.ru/
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА