Анна Мишина
Экологический проект «Удивительный мир песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Продолжительность проекта :
краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта :
воспитатели, воспитанники I младшей группы, родители.
Цель: Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Экологический проект „Удивительный мир песка“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка; • Активизировать интерес к работе с песком; • Учить обращаться с песком; • Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению; • Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; • Развивать навыки совместной деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком; • Закреплять культурно-гигиенические навыки; • Создавать радостное бодрое настроение.
Ресурсное обеспечение:
Песочница, детские лейки с водой, лопатки и формочки для песка, разноцветные крышки от пластиковых бутылок, камешки, ракушки и другие природные материалы, пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, воронки, влажные салфетки для рук.
Актуальность.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной ситуации соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, птицы, звери, разнообразие удивительных камней, падающие хлопья снега, капли дождя, разноцветная радуга, и, конечно же, волшебство песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в тоже время учится работать и добиваться цели. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности, творчеству, доброте, сопереживанию. Впечатление от родной природы, полученные в детстве, запоминается на всю жизнь и часто влияет на отношение человека к природе, к Родине. Именно поэтому актуальна и важна тема нашего проекта.
При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
Ожидаемые результаты: Расширятся знания детей о свойствах песка; обогатиться чувственный опыт и пополнится словарный запас ребенка. Сформируются умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. Проявиться интерес у родителей и детей в участии и результатах проекта.
Этапы реализации проектной деятельности.
1-й — подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
2- й — исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный) : самостоятельная деятельность с предметами в уголке природы и сенсорного развития; совместные игры детей и родителей в соответствующих зонах.
Итог проекта :
Создание картотеки «Игры с песком»; Фотовыставка для родителей «Юные исследователи».
Работа с родителями
1. Подбор художественной литературы.
2. Помощь родителей заполнение в песочницу песком.
3. Консультация: «Играем с песком и водой».
4. Рекомендации: «Игры с песком в домашних условиях»
Предварительная работа:
Подбор дидактических игр по экологии.
Подбор и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, тематических развлечений группировка материала, составление плана.
Планирования работы
Понедельник
Деятельность детей
1. Постройка из песка домика для белочки.
Цель: дать представление о сухом и влажном песке : сухой - сыплется, влажный - лепится.
2. Игры - опыты с водой.
Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно покрасить в любой цвет или сделать грязной, что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.
Деятельность педагога.
Подготовка консультации для родителей: «Играем с водой и песком».
Вторник
Деятельность детей
1. Игра «Испечем мы прянички для любимой мамочки».
Цель: Закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений.
2 Дидактическая игра «Тайничок».
Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.
Деятельность педагога
Подготовка оборудования для лепки из песка (формочки, лопатки, ведерки, баночки).
Среда
Деятельность детей.
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры
2. Игра с песком : «Пирожки для куклы Кати».
Цель: закрепить знание свойств песок: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.
Деятельность педагога
Создание картотеки «Игры с песком»
Четверг
Деятельность детей
1. Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница».
Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки
2. Игра-эксперимент «Украсим горку из песка»
- учить детей определять на ощупь свойства песка.
- учить выкладывать на песочной горке узоры из разноцветных крышек.
- учить детей играть дружно, не мешая друг другу.
- побуждать к активной речи.
Воспитатель предлагает детям построить горку из песка. Дети становятся вокруг вместе с воспитателем, начинают строить горку с помощью лопаток:
- Что-то не получается из сухого песка, давайте мы его зальём?
Воспитатель поливает песок леечкой, затем строят горку:
- Какая получилась горка большая! А теперь давайте её украсим!
Воспитатель раздаёт детям разноцветные крышки и предлагает детям украсить горку.
Деятельность педагога
Создание картотеки «Игры с песком»
Пятница
Деятельность детей
1. Игра – эксперимент «Отпечатки наших рук».
Цель: закрепить знания детей о свойствах влажного песка - сохранять форму предмета.
2. Беседа по ОБЖ «Безопасное обращение с песком».
Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
3. Игра –эксперимент «Рисуем палочкой на песке»
Воспитатель предлагает детям порисовать волшебной палочкой. Для этого понадобится немного чистого сухого песка, можно рисовать палочками.
Деятельность педагога
Рекомендации: «Игры с песком в домашних условиях»
Вывод: Благодаря исследовательской и экспериментальной деятельности появилась способность у детей развития к познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
У детей увеличилась естественная тяга к интересным, экспериментальным играм, связанных с песком. Благодаря проведенной деятельности, дети усвоили, что из сухого песка не возможно ничего слепить, а из мокрого песка легко лепятся различные формы: куличи, пирожки, шарики, горки и пр. У ребят значительно обогатился словарь, в их речи появилось много новых слов: мокрый песок, сухой песок, сыпучий, лепится. Родители стали активными участниками нашего проекта