Тяглова Марина Александровна
Краткосрочный проект «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кузнецовский детский сад
Выполнила
Тяглова Марина Александровна
воспитатель 1 квалификационной
категории
2018 г.
Актуальность проекта :
Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жизни насекомых от изменений в природе, а также их приспособленность. В ходе реализации проекта дети учатся любить природу, наблюдать, понимать, что насекомые часть природы, без которой не может существовать наша планета.
Публикация «Краткосрочный проект „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
Паспорт проекта.
Название: «Удивительный мир насекомых»
Руководитель проекта : Тяглова Марина Александровна
Тип проекта : познавательно – исследовательский, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (одна неделя)
Участники: воспитанники, педагог, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: Формирование у детей чувства сопереживания к живой природе.
Задачи:
1. Создать положительно – эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о насекомых.
2. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, их особенностями передвижения и частями тела.
3. Расширить знания о насекомых : об окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы.
4. Закрепить умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
5. Воспитывать чувство близости ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
Основные направления:
Познавательное: дидактические игры, беседы, НОД.
Исследовательское: проектно – исследовательская деятельность, экскурсии в природу, наблюдения.
Формирование навыков и умений: изготовление макета «Насекомые», совместные с родителями акции по охране насекомых.
Формы работы:
1. Обучающие и развивающие игры.
2. Чтение художественной литературы.
3. Рассматривание иллюстраций, плакатов, наглядных пособий.
4. Художественно – творческая деятельность.
5. Изготовление макета «Насекомые».
6. Просмотр компьютерной презентации «Насекомые».
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап:
1. Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.
2. Определение задач, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
4. Подбор наглядно — дидактического материала для реализации проекта.
2. Основной этап:
1. Проведение комплекса непосредственно-образовательной деятельности, экскурсий, дидактических и подвижных игр, наблюдений.
2. Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».
3. Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.
4. Совместная деятельность с детьми; самостоятельная деятельность; взаимодействие с родителями.
3. Заключительный этап:
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно – исследовательской деятельности детей.
2. Оформление фотовыставки, рисунков, посвященных сохранению насекомых родного края.
2. Основной этап.
Выполнение проекта через реализуемые образовательные области.
НОД:
1. Комплексное занятие по формированию целостной картины мира.
Тема: «Шестиногие малыши».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Программное содержание: учить устанавливать отличия бабочки от жука: у бабочки яркие, большие, красивые крылья, есть усики, хоботок, бабочка ползает, летает, у жука твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат, составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листке, изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
2. Комплексное занятие по формированию целостной картины мира и рисованию.
Тема: «Насекомые. Бабочка».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, музыкально – художественная.
Программное содержание: познакомить с названиями насекомых, их особенностями; упражнять в употреблении существительных множественного числа; учить передавать в рисунке характерные черты строения насекомых, создавать сюжетную композицию.
3. Комплексное занятие по развитию речи и лепке.
Тема: «Описание насекомых. «Божья коровка».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Программное содержание: учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения, лепить из соленого теста; развивать мышление, внимание. Воспитывать самостоятельность.
4. Комплексное занятие по развитию речи и рисованию.
Тема: «Насекомые»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающему миру.
Программное содержание:
Образовательные задачи: уточнить знания детей о весне, познакомить с названиями насекомых, их особенностями и частями тела; закрепить название основных цветов; учить сочетать движения и речь, формировать интерес к художественному слову.
Развивающие задачи: активизировать словарь детей по темам «Весна», «Насекомые», стимулировать мыслительную и речевую активность детей, развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг другом.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Совместная деятельность:
Рассмотрение картин, иллюстраций и плакатов на тему «Насекомые»;
Беседы: «Что мы знаем о насекомых?», «Из жизни муравьев»;
Дидактические игры: «Узнай насекомое», «Четвертый лишний», «Отгадай загадку», «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны»»; «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?» ;
Подвижные игры: «Медведь и пчелы»; «Жуки», «День и ночь», «На полянку пришли, насекомых нашли»;
Ручной труд. Изготовление стрекозы из бисера.
Составление описательного рассказа о насекомых;
Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;
Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»;
Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».
Чтение рассказов о бабочках;
Аппликация «Бабочка»;
Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»;
Игра-перевоплощение «Кузнечики и стрекозы»;
Прослушивание музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;
Изготовление альбома «Насекомые — часть природы»;
Игра-перевоплощение «На поляне».
Чтение рассказа В. Бианки «Приключения Муравьишки»,
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя».
Наблюдения: наблюдение за стрекозой, наблюдение за муравьями, наблюдение за божьей коровкой, наблюдение за кузнечиками, наблюдение за бабочками, наблюдение за пчелой.
Самостоятельная деятельность:
Рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, альбома: «Насекомые нашей местности».
Раскраски: «Бабочки», «Божья коровка», «Пчёлки».
Взаимодействие с родителями:
Конкурс поделок совместно с родителями «Мир насекомых»;
Итоговое мероприятие:
Открытое комплексное занятие по развитию речи и рисованию.
Тема: «Насекомые».
Заключительный этап.
Ожидаемые результаты:
у детей сформировались экологические представления о насекомых, чувство близости к природе и сопереживания всему живому;
повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности;
развились наблюдательность и любознательность, активизировалась познавательная активность;
сформировалась способность творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой, бережное отношение к окружающей среде.
Родители в ходе выполнения домашних заданий проявят свою заинтересованность к этой теме, продемонстрируют детям свою осведомленность в этом вопросе, смогут проявить творческий подход и, наконец, у них возник устойчивый интерес к личностному развитию детей.
Оценка результата.
Оценка познавательной деятельности детей отслеживалась через беседы с детьми, через наблюдения за ними во время проектной деятельности и проведения занятий, через анализ детской деятельности; через беседы и консультации с родителями, через их участие в совместных и семейных мероприятиях.
Заключение.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети познакомились с разнообразием удивительного мира насекомых. Имеют элементарное представление об их особенностях передвижения и частях тела, об окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы. Научились различать их по внешнему виду.
Повысился уровень социальной компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе. Повысилась коммуникативность родителей.
Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовали воспитанию у детей чувства близости ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.