Светлана Валерьевна
Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР с использованием техники Эбру»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей
№27 «Кораблик» городского округа «город Якутск»
ул. Губина 3/1 (а, г. Якутск, Республика Саха (Якутия, 677000
тел/факс 4112 21-82-30, e-mail detsad27@yaguo.ru
Проект на тему : «Развитие творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР с использованием техники Эбру“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
с использованием техники Эбру»
Автор проекта :
Ермолович Светлана Валерьевна,
воспитатель МБДОУ Д/С «Кораблик» № 27
г. Якутска
2024 г
ВВЕДЕНИЕ
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» N 273-ФЗ - каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право на получение качественных образовательных услуг, как в отдельной группе, так и в коррекционной группах детского сада.
В настоящее время существуют специальные дошкольные организации, в которых осуществляется воспитание, обучение и развитие детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и с ЗПР. Перед педагогами таких детских учреждений стоит нелегкая задача преодоления задержки в развитии. Очевидно, что традиционные методики и технологии, применяемые в работе с обычными детьми, не принесут того же эффекта. Заметим, что проблема воспитания и обучения детей с ЗПР не нова. В настоящее время можно обнаружить достаточно исследований (М. Ю. Рау, Н. Ю. Берякова и др.). В последние десятилетия эта проблема стала особенно актуальной, что обусловлено значительным увеличением количества детей с задержкой психического развития. Педагогическому и медицинскому сообществу еще предстоит разобраться в причинах и тенденциях такого явления, но ясно одно этим детям уже сейчас требуется продуманная системная помощь.
На сегодняшний день установлено, что дети с ЗПР обладают следующими особенностями, определяющими их успешность в познавательной и других видах деятельности:
- пониженная работоспособность на фоне быстрой истощаемости и неустойчивости внимания;
- недостаточная продуктивность и произвольность памяти;
- сниженное восприятие;
- плохо развитые двигательные навыки и способности;
- отставание в развитии мышления;
- нарушение развития речи, дефекты звукопроизношения, малый словарный запас;
- недостаточно сформированные навыки самоконтроля и саморегуляции;
- ограниченная общая осведомленность и бедность представлений;
- заметные трудности в развитии мелкой моторики рук;
- различные отклонения в поведении.
Все это в комплексе значительно затрудняет и замедляет общее психическое развитие ребенка. Вследствие обозначенных особенностей дети испытывают значительные трудности в освоении программного материала, в овладении навыками поведения и формировании мировоззрения. Особенно это сказывается на таких высших проявлениях психики как мышление и воображение. Однако, все вышеизложенное не означает, что дети с задержкой психического развития не способны развиваться и творчески самореализовываться.
Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, проблема развития творческих способностей у таких детей весьма актуальна. Учитывая, что в работе с детьми с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам творческой деятельности, приоритетным направлением работы стало «Развитие творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР с использованием техники Эбру».
Актуальность данной темы характеризуется тем, что проблема определения творческих способностей детей с задержкой психического развития тесно взаимосвязана с поиском методов, которые направлены на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Развитие творческих способностей дело непростое, особенно в отношении детей с задержкой психического развития. Здесь требуется целенаправленная системная работа. Необходимо обеспечить не просто возможность самостоятельной работы, нужно научить сознательной художественной деятельности, обеспечить свободу сознательного выбора. Проявлением творческой свободы можно считать оригинальность, неповторимость созданных ребенком художественных образов. Это и определяет ценность продуктов творческой деятельности. Творческие способности проявляются в умении трансформировать ранее приобретенные образы и представления в новые формы, образы, объекты, в способности увидеть новое в привычном, необычное в обычном.
На наш взгляд, особенно эффективной в этом отношении можно считать нетрадиционную технику рисования на воде Эбру. Этот вид изобразительной деятельности позволяет значительно расширить знания детей об окружающем мире, поскольку предполагает знакомство с различными материалами их особенностями. В процессе занятий с использованием техники Эбру дети развивают сенсомоторные функции, так как в практической деятельности усваивают представления о форме, размере, цвете, пространственных отношениях и т. д. Тренируется ручная умелость, формируются изобразительные навыки. Кроме того, появляется возможность самостоятельно планировать и реализовывать задуманное, проявить творческое начало. Желание получить результат заметно нормализует эмоционально-волевую сферу. Безусловно, все это только тогда приносит положительный результат, когда каждое действие ребенка сопровождается поддержкой со стороны взрослого. Педагогическое воздействие при этом преимущественно должно быть опосредованным, регуляция и контроль со стороны педагога должны создавать атмосферу творчества, психологической защищенности. Занятия с использованием техники Эбру сопровождаются игровыми упражнениями и приемами, стимулирующими проявление творческих способностей и фантазии : «Что ты видишь?», «Дорисуй картинку», «Чего не хватает?», «Придумай название», «Выложи рисунок» и др.
Таким образом, по мере освоения техники рисования Эбру обогащается внутренний мир ребёнка и развиваются его творческие способности.
Цели, задачи, целевая аудитория
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и обусловлен их возрастными особенностями. Проект направлен на развитие творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР с использованием техники Эбру.
Цель проекта – повышение уровня развития творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития через овладение техникой рисования на воде – Эбру.
Задачи проекта :
1. На основе анализа литературы описать проблему развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР.
3. Разработать календарно-тематический план кружка «Танцующие краски» по развитию творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР.
4. Выявить эффективность проведенной работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР с использованием техники Эбру.
Участники проекта :
- педагоги – организуют и координируют работу по проекту, готовят нормативно-правовую базу, разрабатывают научно-методическое оснащение;
- обучающиеся – вовлекаются в деятельность, способствующую формированию их творческих способностей.
База реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому развитию детей №27 «Кораблик» городского округа «город Якутск».
Тип проекта : практико-ориентированный, рассчитан на 1 год.
Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР с использованием техники Эбру составлен в соответствии с учетом индивидуальных особенностей психического развития старших дошкольников с ЗПР на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей старшего и дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР с использованием техники Эбру» «предполагает сочетание групповых и индивидуальных форм организации на занятиях.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут, в соответствии с (СанПиН 1.2.3685-21).
Ожидаемые результаты:
В результате реализации кружка предполагается достижение определённого уровня овладения детьми техникой рисования на воде. Дети получат представление о техники рисования на воде – Эбру, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами, а также создавать несложные рисунки в технике Эбру по образцу и собственному замыслу. Занятия кружка будут способствовать повышению творческой активности, развитию внимания, памяти, речи детей, нормализации эмоционального фона.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Помимо этого, в творческой деятельности ребенка следует выделить три основных этапа развития творческих способностей, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будут решаться ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Необычность технологии искусства Эбру и получаемых изображений активизирует непроизвольное внимание, что повышает продолжительность целенаправленной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Наблюдения показывают, что участники занятий быстро вовлекаются в процесс. Желание создать красивый рисунок побуждает их действовать по инструкции, соблюдать технологию, выполнять правила поведения, с интересом и вниманием взаимодействовать с педагогом. Это способствует развитию навыков саморегуляции, рефлексии и коммуникации.
Эбру -это больше, чем искусство - танцующий рисунок, тихая мелодия, танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых рисунка просто невозможно.
Эбру- древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование - процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, оприкасающихся с водой.
В Эбру все начинается с круга. Из круга формируются изображения любой сложности. Создание фигуративных изображений требует внимания, терпения, усидчивости, освоения специальных навыков рисования соблюдение инструкции и этапов работы.
Этап 1. Создаем фон
Этап 2. Создаем основной рисунок
Этап 3. Перенос рисунка на бумагу (см. приложение 1).
Специфика технологии Эбру позволяет снижать страх ошибки, так как многое в ходе создания рисунка можно исправить, причем практически на любом этапе. Соприкосновение же с различными материалами и инструметами снижает возможные сенсорные проблемы. Желание творить, продуманная организация рабочего места и творческого процесса, поддержка педагога помогают преодолевать возможные трудности и постепенно делают травмирующие ситуации и стимулы незначимыми.
В Эбру изображение создается методом набрызга специальными кисточками, жидких красок на поверхность густого раствора. Краски для Эбру изготавливаются на водной основе из натуральных пигментов и также имеют жидкую консистенцию. Готовый рисунок переносят на различные материалы: бумагу, картон, дерево, керамику, ткань.
Данную технику считают одним из инновационных арт-терапевтических методов, коррекционный эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии Эбру.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Эбру, дети с ЗПР получают возможность удовлетворить потребность в создании чего-то нового своими силами. Образовательный процесс выстроен по принципу от простого к сложному; материал осваивается в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность.
Таким образом, в работе с детьми, имеющими ЗПР, важная роль принадлежит продуктивным видам творческой деятельности. Поэтому, ориентируясь современные психолого-педагогические требования к образованию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, считаем целесообразным развитие творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР с использованием техники Эбру.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Анищенкова, А. В. Феномен воображения как важнейший компонент творчесой деятельности //«Гуманизация образования. 2010. - №1. – С. 79-82.
2. Барыльник, Ю. Б. Современный взгляд на задержку психического развития : медицинские науки / Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова, Н. В. Филиппова // международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №10. – С. 256 – 262. 17. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития/ В. И. Лубовский, Л. И. Переслени. – М. : Просвещение, 2003. – 164 с.
3. Люблинская А. А. "Детская психология" Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М. : Просвещение, 1971. - 244 с.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры— М. : Просвещение, 1990.—160 с.
5. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. [Текст]//Инновационные педагогические технологии : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.