Елена Бермякова
Проект на тему «Художественная литература и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: художественная литература и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Тип проекта: долгосрочный; групповой; творческий, педагогический.
Публикация «Проект на тему „Художественная литература и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Актуальность: Все мы знаем о важнейшей роли книги в формировании человека. Именно поэтому нужно как можно раньше познакомить ребенка с книжным наследием. Ведь книги помогают обогатить внутренний мир ребенка, наполнить его необычайными открытиями. Необходимо с раннего детства прививать малышам любовь к книгам, способствовать тому, что дети сами тянулись к книжным полкам. Однако, в современной жизни книги почти лишились своего значения, так как телевидение активно заменяет их в жизни детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Остро стоит вопрос приобщения детей к чтению. По мнению специалистов, книги не только развивают ребенка, а еще и знакомят его с окружающим миром, ненавязчиво воспитывают ребенка. Сюжеты любимых сказок развивают воображение ребенка, побуждают его к импровизации и творческой деятельности. Поэтому в наших с вами руках показать детям всю прелесть художественной литературы!
Цели проекта:
- Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к художественной литературе, воспитать грамотного читателя;
- Художественно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, с русской и зарубежной классикой, а также приобщение детей к богатствам художественной литературы;
- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей;
- Гармонизация отношений с взрослыми и сверстниками.
Задачи проекта:
- Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- Следить за тем, как дети воспринимают художественное произведение, какое воздействие оно оказывает на них, учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка;
- Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях, учить определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка, улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.);
- Обогащать речь детей образным языком фольклора и детской художественной литературы;
- Разучивать часть программных произведений (стихотворения, малые фольклорные жанры, учить передавать близко к тексту произведения (пересказывать);
- Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений;
- Знакомить с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей, носителей национального языка, или писателей - жителей конкретного региона;
- Воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;
- Формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности;
- Обучать способам исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам;
- Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг;
- Прививать навыки бережного и аккуратного обращения с книгой.
Реализация проекта в образовательных областях:
- Физическое развитие: Подвижные детские игры на сказочную тематику и сказочные эстафеты, например «Конек-горбунок», «Колобок» и т. д.
- Социально-личностное развитие: Беседы на этические темы, например «О жадности», «О справедливости»; нравственные уроки, например «Хочешь чужого, потеряешь свое», «Сказка ложь, да в ней намек, красным девицам урок»; обсуждение «Что такое хорошо и что такое плохо» на примере художественных произведений т. д.
- Познавательно-речевое развитие: Сочинения – продолжения сказок и рассказов, а также сочинения собственных сказок; разучивание отрывков из сказок; разучивание стихов; разгадывание загадок; объяснения пословиц и т. д.
- Художественно-эстетическое развитие: Знакомство с различными художественными произведениями разных жанров; знакомство с писателями, поэтами, композиторами; изготовление атрибутов к театральной деятельности; рисунки и композиции к различным сказкам; знакомство со старинным музыкальным инструментом, таким как, например, гусли; просмотр мультфильмов по сказкам и т. д.
Предполагаемые результаты:
- У дошкольников сформируется устойчивый интерес к художественной литературе;
- Дети познакомятся с произведениями различных жанров;
- В результате совместной деятельности дети получат возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научатся сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций, и т. д. ;
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков и т. д.
Презентация проекта:
- Групповая библиотека пополнится новыми книгами;
- Будет организована выставка детского творчества «Мои любимые книги», на которую будут приглашены родители воспитанников;
- Также родителям будет показано театрализованное представление по одной из сказок.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Ознакомление с целями и задачами проекта, составление плана реализации проекта
- Разработка учебного плана
- Изучение методической и художественной литературы, подбор литературы и материалов для занятия с детьми старшего дошкольного возраста
- Анализ содержания уголков книг в старшей группе детского сада
- Организация экскурсии в книжный уголок, беседа с детьми «Моя любимая книга»
- Организация родительского собрания, анкета для родителей «Место книги в вашей семье»
- Подведение детей к постановке задач проекта
2 этап – основной (реализация проекта)
Первым, и самым большим разделом является знакомство детей со сказками. Именно со сказки начинается любовь к книге, потребность в чтении. Родители начинают читать детям сказки практически с самого рождения, далее воспитатели знакомят детей со сказкой, начиная с младшего дошкольного возраста. Поэтому у детей старшей группы детского сада уже есть определенный фундамент, на котором и будет строиться наше последующее ознакомление детей со сказками русских и зарубежных писателей. В старшем дошкольном возрасте мы можем познакомить детей с фольклором в целом, помимо чтения сказок, добавить на наши занятия пословицы и поговорки, басни, загадки. Дети уже более осознанно усваивают содержание произведений, могут отвечать на поставленные вопросы, находить выход из трудной ситуации, сопереживать героям сказок. Постепенно задачи для детей будут усложняться, нужно уметь не только слушать, но и запоминать сказки, анализировать поведение героев, готовить пересказы, разучивать отрывки из сказок, отвечать на вопросы, касающиеся содержания тех или иных произведений. Помимо собственно самих сказок, нужно познакомить детей с русскими и зарубежными писателями, научить детей пользоваться образным языком фольклора, понимать образные выражения и т. д.
Прежде чем приступить к чтению различных сказок, с детьми будут проведены беседы на такие темы, как: «Что за прелесть эти сказки», «За что мы любим сказки». Далее детей познакомят с такими зарубежными писателями как Ш. Перро, В. Гауф, Г. Х. Андерсен. Будут прочитаны сказки:
- «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Мальчик с пальчик», «Золушка, или Хрустальная туфелька» Ш. Перро;
- «Карлик Нос», «Маленький мук» В. Гауф;
- «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Оле-Лукойе», «Огниво» Г. Х. Андерсена.
Затем детей познакомят с творчеством русских писателей:
- А. С Пушкина и его сказками «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»;
- А. Н. Толстого и его сказками «Волк и козлята», Гуси и лебеди», Жар-птица».
После прочтения этих сказок детей познакомят с новыми жанрами произведений, расскажут, что такое пословицы и поговорки, прочитают басни, расскажут о творчестве И. А. Крылова, прочтут его басни «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей», «Волк и Ягненок», «Слон и Моська». На примерах басней детей учат быть добрыми, умными, честными, мудрыми. Для всестороннего развития детям будут предложены и различные загадки.
Следующим этапом изучения художественной литературы будет ознакомление детей с прозой, с рассказами о животных и растениях, о природе, которая нас окружает, с окружающим нас миром. Будут прочитаны и разобраны произведения «Муму» И. Тургенева, «Каштанка» А. Чехова, «Кот», «Ребята и утята» М. Пришвина, и другие.
Также детей познакомят с различными стихотворениями. Некоторые из них будут предложены для заучивания.
Чтение различных сказок и рассказов будет сопровождаться обсуждением прочитанных произведений. Посредством бесед с детьми, воспитатели обеспечат понимание дошкольниками изученных произведений. Детям нужно будет отвечать на вопросы по содержанию произведения, пересказывать тексты, учить отрывки из сказок, выражать свое отношение к тому или иному герою.
Следующий блок работы с детьми будет заключаться в проведении различных бесед с детьми на такие темы, как «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой», «Книги в нашей жизни». На книжных полках в старшей группе детского сада детям предложат сделать новую расстановку книг, добавить новые книги, принести из дома любимые произведения, чтобы поделиться ими друг с другом.
По сказкам, которые детям понравятся больше всего, воспитатели проведут дополнительные занятия, где дети смогут повторить содержание произведений, рассмотреть иллюстрации различных художников к этим сказкам, просмотреть по ним мультфильмы. Детям предложат придумать продолжение к той или иной сказке, или разнообразить ее сюжет собственными предпочтениями, ввести в сказку новых героев и т. д.
Например, по сказке А. С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» дети смогут сами нарисовать золотую рыбку, сконструировать разбитое и новое корыто. А по сказке «Колобок» дети слепят колобка, и сделают аппликацию, на которой колобок встретил зайца или лису, и т. д. После этого в книжном уголке детям также предстоит сделать выставку своих работ.
Заключительным этапом является инсценировка сказки. Дети выбирают одну из сказок, которая запомнилась и понравилась им больше всех остальных. В данном случае, это была сказка Ш. Перро «Красная Шапочка». Но, так как изначально в сказке было не так много персонажей, дети вместе с воспитателем придумали новые приключения Красной Шапочки на пути к бабушке. Там у нее появились новые друзья и новые враги. Большое количество персонажей позволило всей группе поучаствовать в постановке спектакля. Родители также приняли свое участие в организации спектакля, подготовив различные декорации и атрибуты. Дети сделали рисунки и аппликации. Вместе с воспитателем и родителями детям были подобраны костюмы. На спектакль были приглашены родители воспитанников, а также дети младших групп детского сада, были приготовлены разные угощения и подарки детям.
3 этап – заключительный (подведение итогов)
По итогам проекта были проведены 2 выставки:
- Выставка детского творчества, другими словами, выставка детских работ по сказкам. Это и детские рисунки к различным сказкам, и сконструированные сказочные предметы, а также слепленные персонажи, и сказочные аппликации;
- Выставка «Моя любимая книга», которая проводилась на книжных полках старшей группы. На одной из полок детьми были представлены их любимые произведения, а также сделаны памятки, почему же именно эти книги понравились детям больше всего.
В заключении дети сыграли спектакль по мотивам сказки Ш. Перро «Красная Шапочка», куда пригласили своих родителей и дошкольников младшей группы. Сказку дети несколько видоизменили, поэтому она стала еще более интересной, более захватывающей, более удивительной!
4 этап – дальнейшее развитие проекта
Литературное наследие несет в себе огромнейший багаж знаний, за всю жизнь нам не прочесть той удивительной литературы, которая существует в нашем мире. Следующими задачами было поставлено еще большее ознакомление детей с литературными произведениями, еще большее развитие интереса детей к чтению книг, воспитание детей через художественное слово и т. д.
Итоги проекта:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Дети любят слушать сказки в исполнении педагога, с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, переделывают прочитанные и придумывают свои сказки. Дети стали дружнее, стали чаще приходить на помощь друг к другу. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению художественной литературы. Поставленные выше задачи были успешно выполнены, цель была достигнута.