Ольга Зайцева
Проект по активизации словотворчества детей старшего дошкольного возраста на тему «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема нашей работы «Использование в коррекционной работе сказок
А. С. Пушкина для активизации словотворчества детей старшего дошкольного
возраст
а».[/b]
В проекте принимали участие педагоги нашей группы,а так же
воспитанники и их родители. Поэтому он относится к проектам групповым и
информационно-творческим.
Публикация «Проект по активизации словотворчества детей старшего дошкольного возраста на тему „Сказки Александра Сергеевича Пушкина“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Как и в любой деятельности педагога мы ставили перед собой много
воспитательных, образовательных и коммуникативных задач.
И все таки, приоритетным направлением нашей деятельности была
коррекция и развитие речи детей.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что сказки Пушкина и
сейчас не потеряли своего значения. Интересные, живые, яркие. Это целый
сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою
жизнь, свое духовное развитие.
Основная наша задач - всестороннее развитие ребенка. А работа над
сказкой как нельзя лучше дает возможность решать поставленные задачи,
потому что сказка «как образное отображение мира - близка и интересна
детям».
Сказка – самое эффективное средство общения с детьми. Сказки
написаны на самом понятном для детей языке – на языке детской фантазии и
воображения.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия
проблемы.
В сказках противопоставляются добро и зло, смелость и трусость. Они
говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало
несправедливости. Но самое главное – они говорят ребенку, что если
человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не
изменит своим нравственным принципам, хотя искушение манит его на
каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
Но сказок различных много. Почему же именно сказки Пушкина
заинтересовали нас?
Сказки Пушкина одними из первых входят в круг детского чтения. Это
те произведения, с которых начинается большая любовь к классической
русской поэзии. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они
всегда вызывают восхищение. Еще одним важным фактором сказок Пушкина
является вымысел и романтическое настроение. Его сказки открывают
маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств,
переживаний, приобщают его к культуре общечеловеческих ценностей и
богатству родного языка.
Элементы сказок Пушкина дают возможность сделать вывод: им
присуща народность, они созданы для народа, а поскольку сказки, как
правило, ориентированы на определенный возраст, то можно с
уверенностью сказать, что сказки Пушкина созданы для детей.
Хочется сказать несколько слов, о том, как велась работа над проектом.
В совместной деятельности с детьми мы:
- читали и обсуждали сказки;
- рассматривали иллюстрации в детских книгах различных изданий;
- с большим успехом у нас прошла игра – драматизация «Сказка о
рыбаке и рыбке».
Приоритетным направлением в работе было развитие речи детей. И
для достижения лучших результатов мы использовали различные словесные
и дидактические игры, такие как:
- «Доскажи словечко»,
- «Узнай картинку по отрывку из сказки»,
- «Какой предмет лишний»,
- «Лото»,
- «Расскажи сказку»,
- «Бюро находок», в котором хранятся вещи сказочных героев.
- игра на звукоподражание «Превращение князя Гвидона».
Дети любят фантазировать. Не будь у человека воображения и
фантазии, у нас не развивалось бы наука и культура. Из мечтателей мы
знаем, вырастают художники, ученые и поэты.
Используя различные виды продуктивной деятельности, у наших
фантазеров получилось следующее:
- изготовили макеты, используя природный материал: «У
Лукоморья….», «Ветер по морю….».
- используя технику оригами выполнили коллективную работу: «
Золотая рыбка».
- используя бросовый материал и художественные средства,
выполнили работу под названием: «Мой любимый сказочный персонаж».
- устроили выставку.
Прошел у нас конкурс чтецов. Где дети читали отрывки из
произведений Пушкина. И пробовали себя в роли мастеров художественного
слова.
Многие думают, что поэтами рождаются, но это не так: всему на свете
нужно учиться, в том числе и стихосложению. Используя книгу Шалаевой «
Хочу стать поэтом» мы много упражнялись, подбирали рифмы, после чего
ребята приобрели достаточный опыт. Вот лишь малая часть того, что у нас
получилось:
Очень любим новый год
Сладкие подарки.
Украшаем елку мы
И спешим на праздник.
У меня есть добрый песик
Кличем Русиком его.
На прогулку с ним мы ходим
Дрессируем мы его.
Мы уже упоминали о том, что одна из особенностей сказок Пушкина –
музыкальность. Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения,
написанные на стихи Пушкина. Некоторые из них мы прослушали. Образы,
которые возникали в воображении ребят, находили отображение в танцах –
импровизациях.
В самостоятельной деятельности, дети пытались представить: «Как
небо осенью дышало…»
- каков он «Зимний вечер».
А еще, рассматривали иллюстрации, раскрашивали картинки.
Родители то же потрудились на славу:
- посмотрели с детьми художественные и мультипликационные фильмы (по
сказкам Пушкина).
- изготовили поделки к сказкам;
- сшили костюмы для игр – драматизаций;
- посетили Русский музей и зал в котором Пушкин впервые вынес на суд
публики свою поэму «Руслан и Людмила», детям известная как «У
Лукоморья дуб зеленый…».
Еще мы участвовали в двух конкурсах «Мир русского слова», где Саша был в
финале и получил диплом 1 степени.
Во втором все получили памятные подарки и дипломы.
Итогом всей нашей работы был литературный досуг.
Вывод:
При использовании в работе сказок А. С. Пушкина видна тенденция к
стимулированию развития творчества у детей.
Благодаря сказкам дети усвоили для себя простые общечеловеческие
ценности: что – добрым быть лучше, чем злым; щедрым – чем жадным;
трудолюбивым – чем ленивым.
Речь приобрела новые качественные особенности. Наряду с ростом
словаря идет практическое овладение более сложными формами
предложения, грамматическим строем родного языка.
При подготовке к спектаклям по сказкам Пушкина, которые
проигрывались не один раз, например, для родителей и детей других групп.
Дети стали дружнее, раскрепощеннее, увереннее в себе.
Мы уверены, что сказки Пушкина дали детям путеводную нить, лучик
света, ведущий к надежде, что время трудностей проходит, зло будет
наказано. Наивно? Наверное!
Но, может быть, именно умные волшебные сказки Пушкина помогут
нашим детям сделать этот мир лучше и добрее.
И в заключении:
Бывают книги, написанные для маленьких детей, бывают – для
больших, а бывают, вообще, для взрослых. А вот сказки Пушкина не имеют
возрастных границ.