Папки-передвижки

Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Ольга Викторовна Бурцева
Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Изобразительное искусство играет важную роль в развитии детского изобразительного творчества. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация. Иллюстрировать - значит снабжать текст поясняющими рисунками; пояснять чем - нибудь наглядным, конкретным. [6, c. 200]

Публикация «Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольных организациях детей знакомят с художественной литературой. Иллюстрация же используется в основном как дидактический материал. Тем не менее, педагогу необходимо научить детей вглядываться в художественные иллюстрации : видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает; воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность; замечать художественные детали, характеризующие сказочных героев и их взаимоотношения; проникаться чувствами и настроением, которые выражает рисунок.

Детские книги оформлены талантливыми художниками. У каждого свое видение мира, свое прочтение текста, своя художественная манера. Е. Д. Поленова, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение детей.

В творчестве Е. И. Чарушина – писателя и художники – главным является стремление подружить детей с миром животных, научить любить и беречь его.

Е. Рачев умеет глубоко проникнуть в подтексты сказок, раскрыть в своих рисунках мотивы поведения персонажей. Изображая зверей одетыми в человеческие платья, художник дает понять, что за событиями сказки кроются людские взаимоотношения. Иллюстратор широко использует средства графики, четкими линиями рисует позу животного. Выражение глаз, линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа (лиса и журавль в одноименной сказке, медвежата и лиса в сказке «Два жадным медвежонка») [40, с. 113].

Иллюстрируя сказки, Е. Рачев обычно выбирает наиболее острые, драматические или комические моменты сюжета, использует противопоставления, для того чтобы перед ребенком ярко раскрылась самая суть произведения. На рисунке к сказке «Волк и козлята» художник изображает самый страшный момент. В распахнутые двери врывается волк. Широко раскрыта зубастая пасть беспощадного волка, беззащитные, беспомощные, растерянные козлята мечутся по избе, стараясь спрятаться, кто куда может. Такой рисунок не оставляет детей равнодушными. Они хотят поскорее услышать о том, как спасет своих детушек коза, а волк погибнет.

Сказки К. Чуковского «Путаница» и «Муха-Цокотуха» иллюстрированы в хрестоматии рисунками В. Конашевича. Чем невероятнее события, о которых повествуется в тексте, тем ярче и свободнее проявляется способность художника с полной достоверностью изображать сказочные ситуации. Вот, например, рыбы, поднявшись на хвосты в шляпах и с зонтиками, важно разгуливают по земле, крокодил старательно тушит пирогами и блинами горящее море. Рисунки художника дополняют и подчеркивают забавную путаницу, которая приводит в восторг ребят. В рисунках В. Конашевича, полных движения, очень точно раскрывается динамичность сюжета. [1, с. 342]

В детских книгах много иллюстраций А. Елисеева. В его рисунках к произведениям устного народного творчества тот сплав мудрости, доброты и юмора, которыми пронизаны сами песенки и сказки.

Хорошо зная возрастные возможности детей, А. Елисеев в рисунках для самый маленьких, подробно пересказывает весь текст. Композицией, яркостью красок он привлекает внимание ребенка к главному. Подробности художник переносит на второй план. Рисунки этого подлинно детского художника могут служить первой ступенью в воспитании у детей активного эмоционального восприятия иллюстраций.

Основным материалом в работе являются иллюстрации Ю. А. Васнецова к детским книгам. Этот выбор был сделан не случайно, так как этот художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, потешки, тонко передать её настроение. Простыми по композиции рисунками, используя понятные детям средства выразительности, он умело руководит детским восприятием и пробуждает у ребенка чувства сострадать, сочувствовать, сорадоваться.

Впервые знакомя детей с иллюстрациями, следует обращать внимание на те подробности, которые подскажут им что-то о настроении, переживаниях персонажей. Так на рисунках к сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» Ю. Васнецова композицией и изменением гаммой красок показывает, как от испуга девочка переходит к шалостям. На последнем рисунке она так весело раскачивается на стульчике Мишутки, что страх её уже явно прошел. Это надо помочь заметить детям, предложив им сравнить иллюстрации. При повторном рассматривании, когда основные впечатления уже сложится, надо обращать внимание детей на такие детали в рисунках, которые будут углублять понимание и давать простор творческому восприятию, развивать воображение. Следует предложить им найти на рисунке стул, миску каждого медведя и напомнить текст.

Художник показывает, как слишком свободно ведет себя девочка в чужом доме. Нужно дать детям заметить это, обратив их внимание на то, что из корзинки уже высыпалось много грибов, и ягод – так сильно она раскачивалась на стульчике Мишутки. Но, если при первом же рассматривании предположить детям вглядеться во все детали рисунка, у них появится лишь впечатление множества не связанных друг с другом предметов [6, с. 12].

Неоднократно прочитывая детям детские книги, с каждым разом все подробнее рассматривая с ними рисунки, задавая наводящие вопросы, педагог поможет ребенку уловить своеобразие детской книги (в ней нет ни «плохих», ни «хороших», понять их мораль. Многому научит прием сопоставления рисунков. Так сопоставление рисунков одного или разных художников помогает детям увидеть новое в уже знакомом, глубже понять идею произведения, характеры персонажей. Например, сравнивая первый рисунок норки с последним к сказке С. Маршака, дети замечают, как изменился вид норки: она стала мрачной, темной, матрац перевернут, свеча повалена; снаружи черные тучи закрыли небо, луны не видно. В самом центре рисунка художника В. Лебедев изображает фигурку мамы - мышки, и её напряженная поза привлекает внимание детей. Автор сказки не говорит, что случилось с глупым мышонком, представляя детям самим догадаться об этом, а художник рисунка показывает ответ. В утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного, хорошо рассматривать рисунки к знакомой уже сказке, потешке. Такое рассматривание особенно важно для детей, у которых эмоциональное восприятие менее развито. Желательно привлечь к такой подгруппе и наиболее эмоциональных детей[4, с. 21 ].

Рассматривая вместе с взрослыми рисунки, помещенные в детских книгах, ребенок яснее представит себе описанные в тексте события, внешний и внутренний облик персонажей и будет горячее сочувствовать одним и ненавидеть других. Такое восприятие подводит к собственным моральным выводам, пробуждая лучшие человеческие чувства, делая отзывчивее, добрее, непримиримее к несправедливости.

Таким образом, книжные иллюстрации глубоко раскрывают образ той или иной сказки, давая возможность ребенку зрительно представить происходящие события, затем воспроизвести их в собственной изобразительной деятельности.

Список литературы

1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб. пособие

для студентов сред. пед. учеб. завед. / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2001. – 342 с.

2. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под

ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006. –

144 с.

3. Розова, С. А. Чудесный мир красок / С. А. Розова // Ребенок в детском саду. – М. :

Академия, 2003. – №4. – С. 64 – 68.

4. Доронова, Т. А. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в

детском саду / Т. А. Доронова. – М. : Академия, 2004. – №4. – С. 21 – 29.

5. Лыкова, И. А. Поиграем в сказку. Волшебница: кн. для педагога / И. А. Лыкова,

под ред. С. Н. Савушкина. – М. : Карапуз, 2008. – 17 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 2000. - 940 с.

6. Комарова, Т. С. Диагностика изобразительной деятельности детей 6-7 лет / Т. С.

Комарова // Обруч. – 2007. – №1. – С 24 – 27.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие творческих способностей детей. Игры на развитие ассоциативности мышления Игра "Что на что похоже " 3-4 человека.

Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Консультация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта.

Психологические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Вопрос об одаренности с давних пор волновал людей. Считалось, что талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы, удел избранных.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, описаны в работах Р. И. Жуковской. А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой,.

Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия отечественных педагогов и психологов.

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. При чтении художественной литературы.

Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста Слайд 1. «Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста» 1. Роль книжной иллюстрации в жизни детей. Книга - одно из первых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 21:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Бурцева (УИ 367411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД