Ольга Самохвалова
Долгосрочный проект «Чтобы дети росли здоровыми»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Чтобы дети росли здоровыми» (долгосрочный)
Подготовила воспитатель Самохвалова О. В.
Тип: поисковый
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Публикация «Долгосрочный проект „Чтобы дети росли здоровыми“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
В учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии:
- физкультурно-оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А. Н. Стрельниковой, гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна;
- технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье: пальчиковая гимнастика.
Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.
Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.
Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:
- утренняя гимнастика
- индивидуальная работа
- физминутки
- подвижные и спортивные игры
- оздоровительный бег
- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»
- спортивные досуги и праздники
- музыкальные и физкультурные занятия.
Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям мы используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами валеологии. Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение для повышения активности детей. В нашем ДОУ действует спортивный кружок «Здоровячок» для детей старшей и подготовительной группы.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц, «Дни здоровья» (ежеквартально).
Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.
На что направлен наш проект по созданию здоровьесберегающей среды в нашем ДОУ?
Во-первых, этот проект не является общепринятым набором лечебно-профилактических или физкультурных мероприятий. Он представляет собой систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
Во-вторых, этот проект позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей. Это дает возможность построить схему пересечения. Вспомним, например, что закаливание является и общеукрепляющим организм средством, и в то же время является отличной профилактикой простудных заболеваний.
Цель проекта:
Целью проекта является создание надежной системы управления оздоровительной деятельностью. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
3. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирования компетентности здоровьесбережения дошкольников
4. Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
Ожидаемые результаты:
• Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.
• Повышение валеологической грамотности родителей.
• Улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым, повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.
Основные принципы проекта:
1. Это принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
5. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Этап I (2016 год)
Информационно-аналитический
Оценка эффективности реализованных оздоровительных мероприятий проводится
на основе показателей:
— общей заболеваемости
— острой заболеваемости
— заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;
— процента часто болеющих детей;
— индекса здоровья;
— процента детей, имеющих морфофункциональные отклонения;
— процента детей с хроническими заболеваниями;
— удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;
— распределения детей по группам здоровья.
В целом распределение детей по группам здоровья за последние три года имеет стабильные показатели, наблюдаются незначительные изменения в порядке 5-8 процентов.
Возрастает количество детей с хронической патологией, где основное место занимают заболевания костно-мышечной системы. Так в нашем детском саду 35,4% детей уже имеют нарушения стопы. 5,2% - нарушение осанки. 19% детей имеют кариес. Высокий процент частоболеющих детей- 11.5%. В настоящее время в детском саду 72% детей имеют вторую группу здоровья, 28% третью.
Выводы:
оценка и анализ здоровья детей, компетентности здровьесбережения педагогов, валеологической грамотности родителей выявили ряд негативных факторов:
- высокий процент (11,5%) часто болеющих детей;
- недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики (22,9%) и прироста психофизических качеств за год (12,4%)
- практически половина семей воспитанников не ориентированы на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей;
- знания детей о гигиене, режиме, привычках правильного питания и безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ (31,3%).
Этап II (2017 год)
Проектно-технологический
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на всех уровнях: информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить следующие:
организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);
психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-психологическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своём здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);
социально-адаптирующие и личностно – развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);
лечебно-оздоровительное (лечебная физкультура и лечебная педагогика).
Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи:
• Развивать двигательные качества и обеспечить нормальный уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка
• Поддерживать и стимулировать стремление дошкольников к творческому самовыражению в движении.
• Развивать интерес к различным видам спорта, приобщая к первоначальной спортивной активности.
• Развивать физические качества (волю, целеустремлнность, выносливость, смелость).
• Воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности и формировать двигательные умения и навыки
Физическое воспитание строится в следующих направлениях:
- разумное определение суммарных объемов нагрузок на ребенка;
- локальность действия упражнений для укрепления мышц, поддерживающих правильную осанку, свод стопы, обеспечивающих работу кисти;
- развитие двигательных качеств (ведущих в разные годы жизни);
- развитие потребности в движениях, обогащение двигательного опыта за счет освоения полезных основных движений с учетом взаимосвязи их формирования с развитием двигательных качеств;
- закаливание за счет использования различных средств физического воспитания, в том числе и физических упражнений разного вида (основной гимнастики, плавания, подвижных игр, спортивных упражнений) для повышения общей резистентности организма к простудным и прочим заболеваниям;
- профилактика и коррекция отклонений в развитии отдельных систем организма;
- развитие психических процессов, познавательной творческой активности в двигательной деятельности;
- развитие социально значимых личностных качеств - настойчивости, любознательности, самостоятельности, организованности;
- развитие ребенка как субъекта двигательной деятельности, в которой он приобретает компетенции, позволяющие осознать свое «Я», свои способности, проявить любознательность, инициативность.
-
Модель двигательного режима.
Физкультурно - оздоровительные занятия
1. Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в группе.
2. Динамическая пауза. Ежедневно во время перерывом между организованной образовательной деятельностью (с преобладанием статистических поз).
3. Физкультминутка. Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания организованной образовательной деятельности.
4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки. Длительность 20-30 минут.
5. Индивидуальная работа по развитию движений. Во время утренней прогулки, ежедневно.
6. Гимнастика после дневного сна в сочетании с обширным умыванием. Ежедневно, по мере пробуждения детей.
7. Элементы музыкальной гимнастики постепенного пробуждения после дневного сна. Ежедневно, по мере пробуждения детей.
8. Ритмическая гимнастика. 2 раза в неделю и по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания организованной образовательной деятельности.
9. Корригирующая гимнастика. Ежедневно во всех видах деятельности.
Физкультурно-массовые занятия
1. Недели здоровья. Один раз в квартал.
2. Физкультурный досуг. Один раз в месяц.
3. Физкультурно-спортивные праздники. Два раза в год.
4. Игры-соревнования между возрастными группами. Один-два раза в год.
Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и школы
1. Участие родителей, младших школьников в физкультурно-оздоровительных,
массовых мероприятиях детского сада. Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий.
Особое внимание в работе коллектива по здоровьюсбережению детей занимает корригирующая гимнастика:
Профилактика плоскостопия и искривление позвоночника;
Пальчиковая гимнастика;
Дыхательная гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Точечный массаж и самомассаж;
Психогимнастика и релаксация;
Динамические паузы и физкультминутки.
Система общеоздоровительных мероприятий в детском саду включает:
• обучение уходу детей за своим телом;
• закаливание;
• витаминизация блюд,
• оптимизация двигательной активности,
• комплексы оздоровительных упражнений,
• дыхательные упражнения,
• система физкультурно-оздоровительных мероприятий,
• самомассаж грудной клетки, стоп и голени, точечный,
• лечебная гимнастика для стоп,
• закаливание с использованием корригирующих дорожек,
• обширное умывание,
Воспитание культуры здоровья
Задачи
• Развитие здоровьесберегающих навыков и умений.
• Воспитывать бережное отношение к своему организму, формировать культурно- гигиенические навыки.
• Формировать привычку к здоровому образу жизни, формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Профилактика заболеваемости:
1. Дыхательная гимнастика в игровой форме
Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения.
Сотрудничество с социальными институтами детства
1. Сотрудничество с учреждениями образования, культуры, здоровья:
- Школы №1 и №2 с. Выльгорт
- Дом Культуры района
- Детская библиотека.
- Районная поликлиника.
- Районный музей.
- Центр дополнительного образования с. Выльгорт
2. Разнообразные формы сотрудничества.
- Информационный обмен.
- Совместные планы, проекты, мероприятия.
- Шефская деятельность.
3. Информирование населения о деятельности МДОУ:
- Сайт учреждения
- Концерты
- Педагогические странички.
- Закрытые группы для родителей в соцсети ВКонтакте
Преемственность со школой
- проведение общих мероприятий
- консультации
- дни «открытых дверей»
- семинары
Этап III (2017 – 2018 год). Ресурсное обеспечение.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
• Кадровое обеспечение. Подбор квалифицированных специалистов.
• Методическое обеспечение: программы, конспекты занятий, медико - педагогическая документация, отчетная документация.
• Развитие материально-технической базы ДОУ, создание современной оздоровительной среды в ДОУ.
• Санитарно-гигиенические условия. Организация работы согласно требований СанПина.
Перспективы развития кадров
• Повышение квалификации педагогических кадров и персонала в вопросах здоровьесбережения.
• Участие педагогов в экспериментальной работе по проблеме «Формирование компетентности здоровьесбережения участников образовательного процесса ДОУ.
Этап IV (2018 год и далее). Контроль и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью.
КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ.
Эффективность программы оздоровления.
Оценка эффективности реализованных оздоровительных мероприятий проводится
на основе показателей:
— общей заболеваемости (уровень и структура);
— острой заболеваемости (уровень и структура);
— заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;
— процента часто болеющих детей;
— индекса здоровья;
— процента детей с хроническими заболеваниями;
— удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;
— распределения детей по группам физического воспитания;
— распределения детей по группам здоровья.