Людмила Бикчантаева
Долгосрочный проект «Хочу в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Публикация «Долгосрочный проект „Хочу в школу“» размещена в разделах
Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Актуальность данного проекта в подборе и сочетании разных видов деятельности и форм организации, которые обеспечат все направления развития и создадут целостный образ жизни старшего дошкольника.
Таким образом, насыщение дошкольного образования проектной деятельностью будет способствовать формированию полноценной психологической готовности ребёнка к систематическому обучению в школе.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный
Продолжительность проекта : долгосрочный (учебный год)
Участники проекта : воспитанники группы компенсирующей направленности для детей от 6 – 7 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель проекта : развитие мотивационно – личностной готовности ребенка к школе
Задачи проекта :
- Создавать условия для расширения знаний детей для обучения в школе;
- Осуществлять преемственность со школой;
- Развивать волевые, психологические, коммуникативные качества ребёнка;
- Формировать педагогическую компетентность родителей по организации образовательного процесса будущего школьника.
В содержание проекта включены методы, одинаково эффективные как для ребенка, так и для взрослого. Это элементы и приемы:
- игровая терапия (игровые упражнения и задания, подвижные и сюжетно-ролевые игры);
- арттерапия (работа с рисунком);
- чтение художественной литературы;
- игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- сказкотерапия (групповое сочинение, разыгрывание вновь придуманного сюжета);
- совместные прогулки, походы, досуги;
- практикумы, дискуссии, консультации.
Ожидаемые результаты (ценность) реализации проекта :
- у детей сформируются элементарные представления о школе, учителях, учениках, о школьных принадлежностях;
- дети будут готовы к общению с ровесниками, учителями, смогут подчинять сознательно свои действия правилам школы;
- у дошкольников разовьются основные психологические процессы, необходимые для усвоения учебной программы начальной школы;
- сформируется внутренняя позиция личности, разовьются коммуникативные навыки, произвольность поведения.
Продукт проектной деятельности :
- совместное мероприятие с родителями «Путешествие в страну Знаний»;
- презентация мини проектов «Наш ученик»
Организация работы по проекту строилась с учетом следующих принципов:
- наглядности;
- энциклопедичности;
- интеграции;
- развивающего характера обучения;
- индивидуализации;
- единства с семьей.
Механизмы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
- довести до участников проекта важность данной проблемы, а также мотивировать детей и родителей, выработать четкую стратегию сотрудничества;
- определить объем знаний и представлений детей и родителей о подготовке к школе;
- подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
- произвести подбор материала для продуктивной и изобразительной деятельности;
- составить перспективный план реализации проекта.
2 этап – практический
План мероприятий по реализации проекта «Хочу в школу»
Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
- Праздник «День Знаний».
- Экскурсия в школу (обзорная).
- Рисование на тему: «Я хочу в школу».
- Оформление альбома «Я хочу в школу».
- Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили»
- Чтение художественной литературы про школу : С. Маршак «Первое сентября», Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу», А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи». Памятка для родителей: «Первые шаги по выбору школы».
Октябрь
- Беседа с детьми: «Что я знаю о школе».
- Целевая экскурсия в школьную библиотеку.
- Просмотр м/ф «Чебурашка идет в школу»
- Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», Л. Воронкова «Танины дела». Консультация «Насколько важна физическая готовность ребёнка к обучению в школе».
Ноябрь
- Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Урок родного языка».
- Родительское собрание с участием учителей первых классов.
- Экскурсия в школу на урок математики в первом классе.
- Просмотр м/ф «Девочка в цирке».
- Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Госпожа аккуратность», «Игры в школе». Ширма: «Готовим будущего первоклассника».
Тестирование родителей: «Оцени готовность вашего ребёнка к школе».
Декабрь
- Д/и «Собери портфель»
- Загадывание загадок о школьных принадлежностях».
- Конструирование на тему: «Строим школу».
- Просмотр м/ф «Вовка в Тридесятом царстве».
- Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Жадность», «Волшебное яблоко», Н. Артюхова «Подружки». Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению» «Что нельзя говорить школьнику»,
Январь
- Дидактическая игра «Чего много в школе».
- Просмотр м/ф «Опять двойка»
- Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Подарки в день рождения», «Ленивец», «Ябеда»
- Заучивание стихотворения В. Приходько «Вот букварь». Выставка развивающей литературы: «Скоро в школу».
Февраль
- Загадывание загадок о школьных принадлежностях».
- Конструирование на тему: «Строим школу».
- Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Шапка-невидимка», «Задача для лисенка», «Спорщик»,
- Просмотр м/ф «В стране невыученных уроков» Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)»
Март
- Дидактическая игра: «Закончи предложение» (о школе)
- Рисование на тему: «Мы - будущие первоклассники».
- Экскурсия в школьную библиотеку.
- Сюжетно - ролевая игра «Школа».
- Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» «Обида», «Хвосты», «Драки», К. Ибряев «Наташка - первоклашка». Памятка: «Собираемся в школу».
Апрель
- Интервью с детьми: «Что ты ожидаешь на пороге школы».
- Разгадывание кроссворда «Школа».
- Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Грубые слова», «Дружная страна», «Школьные оценки», Н. Артюхова «Совесть заговорила».
- Заучивание стихотворения В. Берестова «Читалочка». Памятка: «Дерево знаний - готовность к школе».
Май
- Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Списывание», «Подсказка», «Гордость школы»
- Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие в страну Знаний» Ширма: «Советы родителям будущих первоклассников»
Презентация проекта
3 этап – презентация проекта
В завершении работы над проектом была проведена презентация в форме развлечения, где каждая семья представляла продукт совместной творческой деятельности «Наш ученик».
Дети и родители проявили творческий подход и оригинальность при презентации своих работ: читали стихотворения, рассказы собственного сочинения, показывали мини-сценки.
Работа по проекту объединила родителей и детей. Родители убедились, что совместные с детьми мероприятия и дела доставляют им удовлетворение и радость детям.
4 этап - заключительный
- Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с помощью заключительной диагностики;
- Анкетирование родителей.
Литература:
1. Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.
2. Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.
3. Безруких. М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.
4. Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.
5. Ильина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.
6. Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.
7. Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.