Татьяна Мартыненко
Долгосрочный проект «Игралочка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игры, которые представлены в данном проекте, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Проект разработан с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в проект включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (цвета, формы, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Актуальность
Публикация «Долгосрочный проект „Игралочка“» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные сведения об окружающем мире. Успешность физического, эстетического, умственного, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок видит, слышит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах активной, интеллектуальной и практической деятельности, эстетических и нравственных переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о цвете, форме, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, яйца и многие другие. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения цвета, величины, формы предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и знаниям осуществляется в увлекательных формах, доступных ребёнку.
Цель:
формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.
Задачи:
1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине.
3. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.
Принципы построение проекта:
1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
2. Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Интеграция Образовательных Областей:
Социально - коммуникативное развитие;
Физическое развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие.
Используемые методы и приемы работы с детьми:
Приемы:
1. Различные формы обучения детей
2. Игровой прием конструирования и моделирования
3. Игровые приемы: (дидактические игры, динамические паузы, пальчиковые гимнастики).
Методы:
1. Словесный (разучивание пальчиковой гимнастики).
2. Практический (показ способов действия с предметами).
3. Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь.
Адаптационный период. Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития. Установление контакта с каждым ребенком.
В период адаптации проводится организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей. разговоры с детьми, показ игрушек-забав.
Октябрь.
Д/и «Корзинки». Цель: закреплять представления об основных цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Работа с конструктором.
И/у «Собери картинку». Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданному признак (цвет) крупная мозаика.
Д/ у «Прогулка». (педагог читает текст и отбивает соответствующий ритм на барабане, дети ритмично выполняют движения) Цель: развитие координации речи с движением.
Раз-два-три, раз-два-три – по дорожке мы пошли (ходьба)
А теперь мы все поскачем, как резиновые мячики (поскоки)
Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали (прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
Впереди течет ручей, подходите поскорей.
Руки в стороны расставим, переходить его мы станем (ходьба на носках, руки в стороны)
Вдруг полянку увидали, дружно к ней мы побежали (бег на носках).
Д/и «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы заданной формы.
Игра «Догони мяч». Цель: закреплять понятие большой и маленький; учить слышать задание, соотносить слово с предметом и действием.
Ноябрь.
Д/и «Компот». Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет.
Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Работа с разноцветной мозаикой.
Д/и «Башня из кубов». Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.
Д/и «Собери картинку». Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Работа с конструктором.
Декабрь
Д/и «Спрячь цыпленка от лисы». Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, их названиях. Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность и речь.
Конструктор «Чья конструкция выше?».
Д/и «Найди такую же». Цель: учить детей группировать предметы, имеющие форму.
Д/и «Где спрятался предмет?». Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий, большой, маленький».
Хороводная игра «Зайка шел». Образовать круг, взяться за руки и идти по кругу. На словах "сел" - останавливаться и присаживаться на корточки.
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капусту нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Январь
Д/и «Варежки». Цель: закреплять представления об основных цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
И/у «Что звучит?». Цель: учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть.
Д/и «Разложи снежинки». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
П/и «На дворе мороз и ветер». (Дети выполняют действия, соответствующие тексту).
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки,
Мы похлопаем в ладошки.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Нам мороз теперь не страшен,
Все мы весело попляшем.
Д/и «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы
Февраль
Д/и «Подбери колеса к машинам». Цель: учить детей соотносить цвета путем подбора, знакомить с основными цветами. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость.
Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Работа с цветными палочками.
Конструктор «Чья конструкция длиннее?».
И/у «Собери картинку». Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
П/ г «Кораблик».
По реке плывет кораблик, (из ладошек обеих рук показываем «кораблик»)
Он плывет издалека, (делаем бинокль из кулачков рук и приставляем к глазам)
На кораблике четыре очень храбрых моряка. (показать четыре пальца)
У них ушки на макушке, (приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (показываем хвост одной рукой)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты! (пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
Март
Д/и «Баночки». Цель: развитие мелкой моторики рук (раскручивание и закручивание, внимания, глазомера, связной речи, слухового внимания, усидчивости; закрепление представлений о геометрических фигурах, их размерах и цветах.
Д/и «Найди что-нибудь круглое». Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.
Кубики «Построй, как я». Цель: закреплять представления о цветах, о величине предметов, развитие конструктивного.
И/у «Большие и маленькие мячики». Цель: продолжать различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Упражнение с предметом-заменителем «Одуванчики»:
Вышли с леса на полянку («идут» ногами, попутно машут руками, как при ходьбе)
И увидели цветы, (тянут звук «оооо»)
С круглой шапкой белоснежной (показывают руками шапку)
Как у старенькой зимы. (тянут звук «уууу»)
Одуванчиком зовется,
Ты спеши в него подуть. (сдувают с ладошки кружок)
Быстро с шапкой расстается. (трясут кистями рук сверху вниз)
Улыбнуться не забудь. (широкая улыбка, не сжимая зубы)
(М. А. Мордвин)
И/у «Разрезная картинка». Цель: учить складывать картинки из 4 частей.
[
i]Апрель[/i]
Д/и «Занимательные крышечки». Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсорного восприятия.
Д/и «Разложи по росту». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/и «Найди пару». Цель: учить детей находить предметы одной формы.
Работа с конструктором.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе Соединяют пальчики.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять – Загибают пальчики.
Начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили считать. Хлопают в ладоши.
Д/и «Разложи цветы». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Май
Д/и «Матрешки». Цель: учить ребенка действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Д/и «Теремок». Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсорного восприятия. Закрепление цвета и геометрических фигур.
Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Работа с конструктором.
Д/и «Закрой окошко». Цель: учить сравнивать, рассматривать геометрические фигуры.
Хороводная игра «Матрешки».
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся)
Встали, (встаем)
Себя показали.
Попрыгали, (прыгаем)
Потопали (топаем)
В ладошки мы похлопали. (хлопаем).