Ирина Козаева
Долгосрочный проект в подготовительной группе «Мы — дети гор»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕННОСТЯМ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ, ЦЕННОСТИ НЕОБХОДИМО ПЕРЕЖИТЬ.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ:
Важно приобщить детей к основам эстетической культуры. Дети не осознают красоту Родного края в произведениях искусства, не эмоционально относятся к произведениям искусства, у них слабая речевая активность. Речь, лишенная интонационной отзывчивости, отражает познание им искусства лишь на уровне логического мышления.
Публикация «Долгосрочный проект в подготовительной группе „Мы — дети гор“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Как приучить дошкольников к искусству? Как воспитывать эстетически развитого человека из маленького ребенка? Каким образом ввести в мир культуры и искусства? Безусловно, эту проблему можно решить с помощью книг, альбомов, журналов с произведениями искусства, но на мой взгляд, немаловажно будет начать работу с посещения музеев, художественных студий и общения с художниками.
При этом особое место пейзажная живопись занимает в развитии речи. Ведь речь ребенка – это показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной живописи, как виду искусства, необходимо учитывать особенности развития словаря, связной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям. Я имею в виду следующую особенность: дети седьмого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит как бы спад выразительной речи.
2. ПОНИМАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ.
И. А. Лыкова отмечает, что рассматривание пейзажей способствует развитию выразительности образной речи. Дети учатся понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, т. е. повышается культура восприятия.
3. ТИП:
1. Информационно-творческий.
4. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:
1 месяц.
5. ОРГАНИЗАТОРЫ И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Воспитатель по ИЗО, дети, родители, педагоги.
6. КУРАТОР ПРОЕКТА :
Заведующая МБДОУ № 3 Пагиева З. Б.
Старший воспитатель Миронова И. М.
7. ГИПОТЕЗА:
Если считать, что яркие, зрительные образы пейзажных картин делают речь ребенка более содержательной, грамматически правильной, диалогически и монологически, то при правильном построении информационно - творческого процесса будут достигнуты высокие результаты речевого и эстетического развития ребенка.
8. ЦЕЛЬ:
Обогащение речи детей образными выражениями при составлении описательных рассказов. Учить понимать смысл художественного образа и слова через профессиональную терминологию.
10. ЗАДАЧИ:
1. Обогащать речь детей выразительными средствами: метафорами, эпитетами, красочными определениями, используя их в своей речи.
2. Формировать у детей умение использовать в своей речи выразительные средства при описании произведений искусства.
3. Отражать свои впечатления в рисунках и коллажах, уметь описывать их.
4. Воспитывать интерес к пейзажной живописи.
11. УСЛОВИЯ:
- интегрированные занятия;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- работа с родителями;
- использование мультимедийных средств;
-обогащение предметно-развивающей среды.
12. ОЖИДАМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
От детей:
-уметь наслаждаться красотой природы родного края в пейзажной живописи и передавать свои впечатления в речи;
- знать произведения осетинских мастеров живописи, графики;
-рисовать пейзажи, используя различные техники и материалы.
От родителей:
- повышение уровня художественно-эстетической культуры;
-повышение уровня компетентности по вопросам музейной педагогики;
-формирование опыта работы с детьми по развитию навыков вхождения в картину, подготовка их ребенка к пониманию мировых ценностей в искусстве;
-развитие интереса родителей к себе, как к воспитателю по изобразительной деятельности.
От педагогов:
-укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ ;
-повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
13. ОЖИДАЕМЫЙ ПРОДУКТ:
-НОД
-картотека игр (сенсорных, дидактических, художественно-развивающих);
-мастер-классы, семинары, консультации;
-выставка творческих работ детей;
-коллаж «Горный пейзаж».
14. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
-КНИЖНЫЙ УГОЛОК:
Папка «Художники»;
-Папка «Пейзажная живопись».
УГОЛОК РАЗВИВАЮЩИХ ИГР:
-дидактические игры «Палитра художника», «Собери пейзаж», «Перспектива».
ИЗОУГОЛОК:
-работы детей,
-художественный материал (акварель, гуашь, пастель,уголь).
15. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Пейзажная живопись должна не только соответствовать возрастным особенностям детей дошкольного возраста, но и доступна для детского восприятия, а так же особенна по своему содержанию, а именно композиции.
Главное место в картине занимает первый план, помогающий распознать основу произведения, которую хотел передать художник. В свою очередь, большую роль играет цветовое и объективное соотношение. Так как именно пейзаж является самым ярким, по сравнению с другими экранами живописи. Он способен передать те чувства, эмоции и настроение, ощущаемое автором.
В своем проекте я использую методику Н. М. Зубаревой по рассматриванию и описанию:
1. Обязательное сочетание с наблюдениями в природе: осенний и зимний лес, оттенки неба, цвет зелени зависит от сезона-майская, августовская, оттенки облаков и туч, цвет солнца в различное время суток. Запас личных наблюдений над явлениями природы, помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
2. Чтение художественной литературы, описывающих природу (Г. Кайтуков, К. Хетагуров, В. Бианки, Е. Чарушин,).
3. Сопровождение музыкой. Музыка повышает эмоциональное восприятие картины. Это могут быть не только высокохудожественные произведения, но и простые мелодии, а так же музыкальные произведения осетинских композиторов. Даже звуки природы. Это форма занятия вызовет у детей радость, удовлетворение.
4. Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему. Это позволяет и помогает детям увидеть различные композиционные предметы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла.
5. «Вхождение в картину». Осматриваются вокруг, прислушиваются описать ощущения, выполнить пластические этюды.
Приемы:
-вопросы;
-искусствоведческий рассказ;
-образец личного отношения;
-речевые творческие задания (подбор синонимов, антонимов, метафор);
-обобщения;
16. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЭКТА:
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :
-Подбор методической литературы, разработка конспектов, занятий, экскурсий, консультаций для педагогов и родителей.
- Подбор детской художественной литературы (рассказы и стихи о природе).
-Подбор дидактических, настольно-печатных игр.
-Подбор репродукций пейзажей живописи на осеннюю и зимнюю тему.
- Подбор аудиозаписей.
- Приготовление материалов для художественного творчества (гуашь, акварель, пастель, уголь, пластилин).
ВТОРОЙ ЭТАП.
РЕАЛИЗАЦИЯ:
1. МЕТОДИКА ТРЕХ ВОПРОСОВ:
Накануне проекта, мы детьми обсуждаем, что они хотят узнать по этой теме. Ведется диалог в виде познавательной беседы:
-Что мы знаем?
-Что хотим узнать?
-Что надо сделать, чтобы узнать?
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ:
1. Вхождение в тему «МУЗЕЙ».
Беседа по теме музейной педагогики.
2. Беседа по теме «В мастерской художника».
Гостем беседы является художник Хетагури Джумбер. Знакомство детей с его первой картиной «Пастушок».
Экскурсия в ДДТ. Знакомство с художественной студией и работами детей школьного возраста по теме «Пейзажи родных просторов».
4. Экскурсия в Музей родного города.
Углублять и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах.
Знакомство с залами и экспонатами музея. Рассматривание интересных для них предметов и картин. Знакомство с этикетом поведения в музеях, с музейными профессиями и терминами.
5. Рассматривание пейзажей.
- И. Левитан «Золотая осень»;
- И. Остроухов «Золотая осень»;
-Д. Хетагури «Горный пейзаж»;
С. Савлаев «Горная Осетия»;
- Н. Рерих «Горы»;
- К. Хетагуров «Горы»;
-И. Грабарь «Февральская лазурь»
-И. Шишкин «На Севере диком».
Цель: вызвать у детей восхищение красотой природы через пейзажную живопись. Учить видеть разные образы одного и того же сезона, но через взгляд разных художников.
- Мнемотехника.
Умение пользоваться схемами, читать и понимать их при работе в рассматривании и описании репродукций.
-Составление синквейнов.
Цель этой технологии в обогащении словаря, умении четко формулировать свои мысли, развивать креативность мышления.
- НОД «Горы» Аппликация из крепированной, мятой бумаги.
- Использование аудио – видеозаписей на протяжении всего проекта.
- Чтение детских, художественных произведений на протяжении всего проекта.
- Наблюдения на прогулках. Рассматривание деревьев, цвета листвы, неба, вершин гор в зависимости от погоды и времени суток. Рассматривание вершин в бинокль.
-Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми:
«Палитра художника»;
«Составь свой пейзаж»;
«Настроение, колорит картины»;
«Собери пейзаж»
Выставка детских работ. Тема: «Наш край родной».
Работа с родителями:
Консультации, памятки на темы: «Музей», «Пейзажная живопись», «Синквейн».
ТРЕТИЙ ЭТАП.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Итоговый коллаж «МЫ - ДЕТИ ГОР».
Участие в республиканском конкурсе Хетагури Алексея. (В рамках работы с одаренными детьми).
17. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Использование моей педагогической разработки позволяет развивать у детей правильное восприятие произведений искусства. При ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, к ценностям, которые создает родной народ и имеет родной край. В процессе работы над этим проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие мелкой моторики пальцев: лепка, аппликация, рисование. Развивалась и обогащалась связная речь за счет новых слов, фразеологических оборотов и эпитетов.
Выполняя работу, дети испытывали радость от красивого изображения и огорчались если что-то не получалось, но вместе с этим в них развивалось чувство взаимоподдержки и сопереживания друг к другу: «МЫ ВМЕСТЕ И У НАС ПОЛУЧИТСЯ». Все это способствовало не только познанию красивого в природе, но и в самом себе. Утверждению человеческого достоинства, доброты и бережного отношения ко всему живому.
Создавая коллективный коллаж, дети закрепили различные знания. В процессе работы они хорошо понимали свойства предметов и их характерные особенности: бумага рвется, картон режется, пластилин лепится, и т д.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практической деятельности в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума.
Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь в том, что повторение невозможно! Каждый ребенок не повторим, так же, как и неповторимо то, что мы делаем. Как педагоги мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с другими детьми, потому что каждый ребенок видит мир по своему.
ПРИДЕТ НОВАЯ СКАЗКА, НОВОЕ ОТКРЫТИЕ ЯРКОГО МИРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ НОВЫХ ГЛАЗ И СЕРДЕЦ НЕУТОМИМЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.
18. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность»;
Т. А. Копцева «Природа и художник»;
Л. А. Бобылева; А. В. Султанова «Мой край – моя Святыня»;
А. М. Вербенец «Образовательная область. Художественное творчество»;
Е. В. Краснушкин «Изобразительное искусство для дошкольников. Пейзаж. Натюрморт. Портрет.»
Н. В. Дубровская «Цвет творчества»;
Л. Б. Дерягин «Картотека портретов художника»;
И. А. Лыкова «Талантливые дети»;
Е. К. Брыкина и В. В Зайцева «Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах»;
Н. В. Дубровская «В мастерской Художника»;
О. С. Куревина «Путешествие в прекрасное».
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
А. Вивальди «Времена Года»;
П. Чайковский «Времена Года»;
Осетинские народные мелодии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. В период работы над проектом интегрировать различные виды деятельности детей.
2. Важно глубоко изучить тематику проекта.
3. При составления совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую активность и инициативу.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы и возможности одаренных детей.
5. Доступно для их понимания, вводить в проблемную ситуацию, с опорой на личный опыт детей.
6. Тактично рассматривать все предложения детей, ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться ее высказывать;
7. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную деятельность над проектом;
Заключительный этап проекта важно тщательно подготовить и проводить в виде праздника, развлечения или творческой композиции (в нашем проекте – это панорамный коллаж). Пейзажная живопись является одним из самых эмоциональных и поэтических жанров изобразительного искусства. Выбирать этот жанр детям для знакомства рекомендуется, потому что именно он способствует эстетическому, речевому и эмоциональному развитию. Через него мы воспитываем бережное отношение к ее красоте, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Развивать эти чувства невозможно, не придавая значения художественному слову, так как поэзия и проза расширяют восприятие картины. Такое комплексное воздействие «душа-глаз-ухо-пальцы» поможет качественно достичь поставленной цели в изучении пейзажной живописи.
Работая над проектом рекомендуется проводить работу так, чтобы у детей развивался интерес не только к созерцанию шедевров живописи, но и к сотворению их своими руками.
Также воспитывать эстетически -развитую личность через:
КОММУНИКАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ:
Пейзажная живопись особое место занимает в развитии речи. Ведь речь ребенка – это показатель того насколько он понял содержание картины. Поэтому на протяжении всего проекта важно использовать словесные игры, эпитеты, метафоры и синквейны.
ОБУЧАЮЩУЮ ФУНКЦИЮ:
Через рассматривание репродукций учить детей обобщать на основе анализа, развивать внутреннюю речь, сравнивать и объяснять. Обогащать словарь за счет новых научных познаний и слов: перспектива, колорит, композиция. Для достижения этой цели используются дидактические игры «Составь свой пейзаж», «Колорит картины», «Перспектива».
ТВОРЧЕСКО – ПРОДУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ:
Через воздействие на сознание детей пейзажной живописью вырабатываем желание к созданию красивых вещей, картин и коллажей своими руками. Дается детям прочувствовать свое «Я» в созидании красоты окружающего мира.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ:
На протяжении всего проекта использовать музыкальное сопровождение по той простой причине, что живопись, творчество и музыка способны успокаивать, утешать детей, снимать напряжение и преодолевать отрицательные стрессы. Ведь искусство издревле используется медиками в профилактике и лечении психических заболеваний.
И как итог всего проекта выполняется творческий коллаж «Мы – дети Гор».
Я СЛЫШУ - И ЗАБЫВАЮ
Я ВИЖУ – И ВСПОМИНАЮ
Я ДЕЛАЮ – И ПОСТИГАЮ.
Это изречение Конфуция может служить своеобразным P.S. к проекту, так как в нем заключается важный принцип всего информационно-творческого проекта.