Ольга Чудакова
Долгосрочный проект «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.
Публикация «Долгосрочный проект „Мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель данного проекта - показать возможность и эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.
Задачи патриотического воспитания:
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
• формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края;
• воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Содержание патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:
• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
• знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, с детским садом с городом.
• проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром, организация сезонного труда в природе;
• организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.
Глава 1 Теоретические основы нравственно-патриотического
воспитания детей младшего дошкольного возраста
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д., об уважительном отношении к взрослым.
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Глава 2. Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях детского сада
В 2012-2013 учебном году мною был разработан и реализован проект «Мой край родной» для детей старшей группы, имеющий нравственно-патриотическое содержание.
Обоснование: Метод проекта наиболее приемлем в системе организации нравственно-патриотического воспитания, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, детей.
Цель: систематизация знаний детей о семье, родном городе, крае.
Продукт проекта : уголок краеведения в группе, выставка фотографий, детского и семейного творчества.
Задачи:
• пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
• воспитывать уважение к культуре других народов края;
• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных народов.
Участники проекта
• воспитатели
• дети
• родители
Сроки реализации (долгосрочный)
октябрь - май
1 этап Разработка проекта
1. Разработка тематического планирования проекта.
2. Подбор методического материала к проекту.
3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.
4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
2 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
• дидактические игры «Кто что делает», «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;
• п/и «Бабушкины игры», народные игры : «Полярная сова», «Волк и олени», «Ручейки и озера»;
• с/р «Семья».
Познавательное развитие
• экскурсии по селу: «Моя улица» с привлечением родителей;
• Рассматривание иллюстраций «О чём рассказали старые фотографии»;
Конструирование
• изготовление построек «Мой дом», «Наш детский сад».
Художественно – творческая деятельность
• Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Моя мама», «Мой папа – самый лучший»
• Аппликация «Флаг моей Родины», «Осенний букет».
• Лепка «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»
Развитие речи
• беседы с детьми «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;
• чтение и заучивание потешек;
• чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;
Музыка
• Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
• «Пришла коляда накануне Рождества»
• «Проводы зимы»
• «Мы играем в оркестр народных инструментов»
• Народные игры нашего края.
Формы и методы работы с родителями
1. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»
2. Изготовление семейных альбомов «Моя семья в истории города»
3. Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы
4. Круглый стол для родителей «Маленький гражданин»
5. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта
3 этап. Презентация проекта
1. Представление уголка краеведения (в течение недели)
2. Оформление фотовыставки «Моя семья в истории города».
3. Музыкально – литературное развлечение «Кукушечка».