Алена Ложкина
Долгосрочный проект «Удивительное рядом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
усские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Публикация «Долгосрочный проект „Удивительное рядом!“» размещена в разделах
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Вид: творческий
Возраст детей : 2 - 6 лет
Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.
Проект составлен в соответствии с требованием программы нашего детского сада «Родничок» и программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О. Л., Маханевой М. Д.
Проект составлен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Музыкальное развитие».
Актуальность нашего проекта в том, что в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения.
Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Постановка проблемы: если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.
В будущем эти дети сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России.
Цель проекта :
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи проекта :
1. Знакомство детей с народной культурой и традициями родного Оренбургского края.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям и обычаям русского народа, бережное трепетное отношение к природе родного края.
3. Воспитывать нравственные чувства детей дошкольного возраста путем приобщения к культуре русского народа.
4. Знакомить детей с устным народным творчеством.
5. «Погрузить» детей в мир народных праздников и обрядов.
6. Добиваться самостоятельного использования детьми всех жанров русского фольклора в своей повседневной жизни в соответствии с ситуацией.
7. Знакомить детей с народной декоративной росписью.
Задачи для родителей:
1. вызвать интерес к русской народному творчеству;
2. приобщать к истокам русской народной культуры;
3. побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства;
4. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
5. Вовлечь родителей в процесс подготовки проекта и реализации его для детей.
Задачи для воспитателя:
1. способствовать творческой активности детей;
2. создать условия для формирования у детей познавательных умений;
3. способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс;
4. развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
В работе использую:
-наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
- словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
-практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Результаты по проекту :
Дети познакомились с народной культурой и культурой Оренбургского края;
Дети знают народные праздники и принимают в них активное участие;
Дети получили знания о народных промыслах.
Дети умеют водить хороводы, обыгрывать сказки;
Танцуют русские народные пляски играют народные игры, поют народные песни, частушки;
Используют в повседневной жизни и игровой деятельности малые формы фольклора: сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки;
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы нашей работы:
Первый этап:
организация предметно-развивающей среды (подбор библиотеки, наглядно-дидактических пособий, материалов для занятий; разработка всевозможных картотек) и соответствующего родительского уголка (разработка серии консультаций, рекомендаций и памяток для родителей).
Второй этап: организация образовательного процесса (изучение и анализ литературы по освещаемому вопросу, знакомство с положительным опытом работы коллег по данной теме, определение стратегии и тактики деятельности, разработка плана работы и конспектов занятий).
Третий этап: организация открытых мероприятий, выставок (подготовка творческих мастерских, открытых занятий и родительских собраний, проведение различных конкурсов, акций и фольклорных развлечений).
Самой главной и неотъемлемой частью образовательного процесса является НОД. Работа ведется как фронтально, так и индивидуально. Используются разные варианты организации (тематические, сюжетные, комплексные и другие).
родной речи. Дети не только слушают, но и быстро запоминают и воспроизводят полюбившиеся формы фольклора.
Нами используются разнообразные формы работы с детьми:
1. Работа с книгой (чтение стихов, потешек, сказок.
В процессе НОД предусматривается определенная работа по знакомству детей с устным народным творчеством.
Наш педагогический опыт показывает, что для младшего дошкольного возраста наиболее доступны малые фольклорные формы (потешки, загадки, считалки, короткие сказки). Малыши хорошо приучаются к интонационному строю темы доброты, любви, заботы о животных.
2. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций (на усвоение опыта культурного поведения и доброжелательного отношения).
3. Инсценировки с игрушками, атрибутами, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.
4. Общение и совместная деятельность с педагогом как средство установления доверия, обогащение социальных представлений и опыта взаимодействия.
5. Наблюдения за действиями и отношениями взрослых в детском саду.
Организация и проведение совместных мероприятий с родителями:
- спортивные праздники и развлечения («С папой весело шагать!», «Веселые старты» и другие);
- творческие мастерские («До свиданья, Осень!», «Ко Дню Матери» и другие)
- выставки совместных работ по изобразительной деятельности и ручному труду («Дары природы», «Осенние фантазии», «Русский сувенир», «Мамина улыбка», «Как мы маме помогаем!», «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки» и другие).
6. Игры: игры-имитации: хороводные(«Пузырь», «Карусель», «Грушка», «Каравай», Бабка Ежка», «Флажок», «Солнышко и дождик», «Ровным кругом», «Колпачок и палочка»,«Мыши в кладовой» и другие, подвижные («Собака и воробьи», «Птички в гнездышке», «Мы топаем ногами», «Лягушата», «Кошка», Ловишки» и другие, театрализованные, пальчиковые («Колпачок», «Гули-гули», «Водичка-водичка», «Улитка» и другие, коммуникативные
«Игры – приветствия «Здравствуй» (пожелания здоровья) и другие, речевые – для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
7. Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, (врач, продавец, парикмахер, воспитатель, но и умением проявить добрые чувства и эмоциональную отзывчивость.)
Большое внимание на занятиях (с учетом возрастных особенностей детей 3- 4 лет) уделяется театрализованной деятельности.
В работе используем:
- модели по сказкам;
- речевой материал для проговаривания, обыгрывания (потешки, считалки, скороговорки, диалоги, песенки);
- психогимнастику, которая помогает войти детям в образ того или иного персонажа;
- различные виды театров
(театр мелкой игрушки, театр на фланелеграфе, театр с использованием различных масок, пальчиковый театр)
Методическое обеспечение в нашей группе:
- текстовой материал для проведения занятий, бесед, консультаций для родителей;
- фото и видеоматериалы для показа;
- технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, диски, кассеты;
- детские музыкальные инструменты;
- различные атрибуты к занятиям;
- театральные костюмы;
- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.
Сильные и слабые стороны
Сильной стороной проекта является :
- новизна: проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования
и активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
- актуальность: в центре проекта - дошкольник, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
- создание комфортной образовательной среды: степень сотрудничества дошкольник- воспитатель, дошкольник- дошкольник, воспитатель-дошкольник-родитель становится фактором развития и самоопределения личности;
- дифференцированный подход: воспитатель, выбирая тему проекта, учитывает интересы и возможности каждого ребенка. В результате чего решаются и многие задачи личностно - ориентированного подхода;
- использование информационных технологий:
обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной и воспитательной деятельности.
Безусловно, есть и минусы. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к истокам русского народного творчества, к её истории. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически во всех видах детской деятельности.
Прогноз и предполагаемые результаты проекта :
Продолжить работу с родителями и воспитанниками детского сада по приобщению к истокам русского народного творчества.
- Приобрести альбомы и образцы декоративно-прикладного искусства, создать в группе тематический уголок "Художественные промыслы Оренбургской области ".
- Привлекать членов семьи
оспитанников к изготовлению настольно - печатных и дидактических игр по теме проекта.
- Организовывать фотовыставки «Мой родной край», мастер - классы с родителями и воспитателями по теме " Кукла - травница", "Домашний оберег" и другие.
- Развивать умение самостоятельно использовать технику изготовления кукол в народных костюмах.
- Установление партнёрских взаимоотношений между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.