НАДЕЖДА ЗАИЧЕНКО
Проект «Мы рисуем музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторский проект
«Мы рисуем музыку»
Счастье не постоянное состояние.
Даже не периодическое явление.
Счастье — это скорее всего мгновенный удар в сердце,
наносимый ликующей радостью, до краев заполняющий человека,
которая исчезает столь же быстро, как и пришла.
Но пока человек наслаждается ею, он верит, что жизнь
— это самое прекрасное, что есть на свете.
Маргит Сандему "Вьюга"
Публикация «Проект „Мы рисуем музыку“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Рисование. Проекты
- Темочки
Человек - венец природы, ее самое лучшее творение. В человеке много уникального, ставящего его на высшую ступень эволюционного развития. Что же все-таки самое прекрасное в нас? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. В этом и есть вся прелесть. На Земле живет более семи миллиардов людей, созданных «по образу и подобию», но каждый - личность, уникум. Всякий человек несет в себе свой маленький мир, особенный, неповторяющийся. Разгадать загадку человека, подобрать к нему ключ, отыскать то самое прекрасное – вот что заставляет трепетать сердца и движет нами. Человек – существо социальное, в этом наша сила. Каждый день несет в себе новое, ведь мы обмениваемся эмоциями, чувствами, информацией, влияем друг на друга. Человек может прожить в счастливом браке долгое время, быть верным другом всю жизнь, хорошим сыном до последнего вздоха. Все потому что человеческая суть настолько многогранна и неповторима, варианты взаимоотношений столь разнообразны, что мы никогда не устанем друг от друга. Особенности одного человека способны открыть прекрасное в другом, заставить творить, стать лучше. Этот поток энергии не остановится, пока живы люди. Разнообразие человеческих талантов, характеров, мыслей превращает жизнь в прекрасное полотно полное ярких сюжетов и пестрых красок.
Это, по-моему, и есть самое прекрасное в людях - быть разными и непохожими и одновременно частью одного целого.
Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры.
К сожалению, ничтожно мал процент тех людей, в чьих семьях принято ходить в театры, музеи, галереи, посещать концерты народной и классической музыки. Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения.
Сегодня перед всеми звеньями системы эстетического воспитания самой жизнью поставлена проблема: как и какими средствами, на основе каких специфических методов можно не только научить человека разбираться в искусстве, в основах художественной культуры, но и превратить его в тонкого ценителя красоты, способного правильно, глубоко эмоционально реагировать на нее, на любые ее проявления: в искусстве, в быту, в области эстетических отношений и т. д., руководствоваться чувством прекрасного в повседневной деятельности и осознанно творить мир красоты.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них: Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая, и другие.
Традиционно задачи эстетического воспитания дошкольников решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, а также знакомство с поэзией.
Но есть особый подход в воспитании детей. Это соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав, что даёт более глубокое, запоминающееся впечатление от произведений искусства. Метод интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства был предложен Н. А Ветлугиной. По мнению Н. А. Ветлугиной,адекватное восприятие действительности различными органами чувств способствует пониманию музыкального образа. Учитывая специфику образовательного процесса в ДОУ,можно предложить несколько вариантов построения занятий, рассмотренных ниже.
Есть много общего, что роднит 3 вида искусства: музыка, живопись, поэзия. Они могут отражать действительность одномерно: музыка динамична, живопись статична. Зато они дополняют друг друга.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов
Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения – даже чисто инструментального, - можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.
Музыкальные фразы упорядочены, они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, подобно звучащему стиху.
По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом – кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл и даже балет.
Поэзия прекрасно расскажет о впечатлениях, полученных от созерцания картин и слушания музыки. Таким образом, достигается диалектическое единство.
3. ЦЕЛЬ: Приобщение детей среднего и старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей.
ЗАДАЧИ:
1. Учить слушать и понимать музыку.
2. Учить определять характер музыки, ее настроение.
3. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
4. Знакомить с творчеством композиторов (П. И. Чайковский, С. Прокофьев, А Вивальди, Г. Свиридов).
5. Учить воплощать музыку в рисунках, передавая настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
6. Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
7. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие
8. Поощрять инициативу, самостоятельность
Проект рассчитан на возраст детей от 4 до 7 лет. Соответственно разработаны методические рекомендации по организации занятий в средней, старшей и подготовительной группах.
Ожидаемый результат реализации проекта :
Ребёнок эмоционально развивается. Он способен воспринимать, переживать и понимать музыку, рассуждать о произведении, выражать музыкальный образ в рисунке. Ребёнок ознакомлен с традиционными и нетрадиционными техниками рисования.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро).
1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ и содержание музыкального произведения.
3. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
4. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
5. Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
6. Образная речь, активный словарь должен пополняться новыми словами.
7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
- интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству,
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
-обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Предполагаем, что проект «Рисуем музыку» продолжит свою деятельность через:
расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки и т. п.) – совместные творческие проекты.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) Взаимодействие с родителями
Подготовительный (мотивационный)
Игровая деятельность: сюжетно – ролевые игры («В музее», дидактические игры («Найди отличие», «Найди пару», «Что лишнее?»).
Музыкальная деятельность (приобщение детей к искусству, развитие поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса)
Исследовательская деятельность (развитие воображения и творческой активности).
Изобразительная деятельность (совершенствование умений в рисовании, аппликации).
Ознакомление с миром природы (воспитание любви к природе, желание беречь ее).
Подвижные игры, упражнения, рассказы по репродукции картины, иллюстраций, мультфильмов и видеофильмов, обсуждение о прослушанной музыки, Данная среда была обогащена красками, фломастерами, бумагой разного формата и цвета, природным материалом для аппликаций. Проходило разучивание танцевальных движений, соответствующие характеру музыки, знакомство с сезонными песнями. Рассматривание репродукций картин (И. Шишкина, И. Левитана, А Саврасова, С. Писахова, С. Борисова, иллюстраций. просмотр видеозаписей с зарисовками пейзажей и слушание музыкальных произведений (П. И. Чайковского, А. Вивальди, С. Прокофьева). Знакомство с проектом, планом проведения мероприятий.
Участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся композиторы, художники)
Участие в создании «мини- галереи»
(картин о природе, портретов композиторов, художников).
Основной (проблемно-деятельностный)
Исследовательская деятельность
(смешивание красок, получение нового оттенка).
Продуктивная деятельность: аппликация из геометрических фигур («Веселая и грустная музыка»)
Рисование красками, карандашами по заданной теме,
рисование детей по желанию.
Музыкальная деятельность
(реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение в потребности в самовыражении).
Театрализованная деятельность
(имитация движений животных, птиц, инсценировка «Танца осенних листьев», «Серебристые снежинки», «Вальс»).
Слушание музыкальных произведений на тему времена года, разучивание песен, знакомство с творчеством поэтов, заучивание стихов, чтение загадок, пословиц, поговорок.
Музыкально-дидактические, подвижные и развивающие игры. Проведение бесед, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями и явлениями природы. Рассказы по картине. Моделирующие игры и игры-драматизации. Самостоятельное исполнение танцевальных композиций и импровизаций, в соответствии с характером музыки, исполнение разученных песен, чтение заученных стихов, рисование по желанию. Игры-импровизации, дидактические игры, самостоятельная работа в уголке театра. Повторение стихов и текстов песен, подготовка атрибутов к развлечению, костюмов.
Заключительный (творческий)
Развлечение
«Сказки цветного королевства»» Выставка рисунков детского творчества на тему «Я слушаю и рисую» Помощь в организации и проведении выставки рисунков детей, активное участие в развлечении.
Интегрированные занятия
«Мы рисуем музыку»
Цели занятия: воспитывать любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Обогатить слуховой и зрительный опыт ребёнка через слушание произведений П. И. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и других композиторов и демонстрацию репродукций художниковА. Саврасова, И. Левитана, А. Грицая и других. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой. Воспитывать умение ребёнка выражать словами, полными предложениями свои впечатления от прослушивания музыки и увиденных репродукций. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, показывая контраст настроений в музыкальных изобразительных и поэтических произведениях. Вспомнить о профессиях людей, связанных с искусством.
Задачи: Побуждать ребёнка активно использовать для выражений своих впечатлений цветовую гамму при выполнении рисунков : знакомить с оттенками цветов, получавшихся при смешивании красок. Использовать нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, рисование воск. мелками и акварелью и т. д.)
Учить замечать интересные детали при прослушивании музыкальных произведений и рассматривании картин: какие музыкальные инструменты использует композитор, какие ещё средства выразительности помогают ярче передать, например образ «Весны» в балете? Какие краски тёплых или холодных оттенков использует художник? А где больше солнечного света: на той или этой картине? Можно ли представить пение птиц, глядя на эту картину? И т. д.
Предварительная работа: наблюдения за зимними, весенними явлениями в природе. Просмотр фрагментов из балетов П. И. Чайковского «Щелкунчик» (танец феи Драже) и С. Прокофьева «Золушка» (танец фей Зимы, Весны). Беседа об увиденном. Импровизация – танец детей с лентами (голубые -ручейки, жёлтые – солнышки)
Первое занятие. Проводится в изостудии либо в музыкальном зале, где оформлена выставка репродукций картин русских художников о зиме. Поставлены мольберты, по 2 листа ватмана, приготовлены губки, и разведенные водой голубая, зелёная гуашь. Дети заходят в зал, рассматривают выставку.
Муз. рук. Ребята, какое время года здесь изображено? (ответы)
А теперь садитесь. На наших репродукциях зимние пейзажи. Как называется профессия человека, который рисует эти пейзажи? (ответы)
А теперь послушайте музыку и ответьте, к какому из пейзажей больше всего подходит настроение, созданное этой музыкой.
Звучит «танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Дети делятся впечатлениями.
Скажите, ребята, что в этой музыку вы услышали? Может быть, чьи-то шаги, очень таинственные, строгие? Может быть, это сама Снежная королева обходит свои владения? В первой части музыки она гордо и даже сердито, холодно и колюче смотрит на нас. А во второй части полетели россыпью колючие льдинки. Их стеклянный звук можно изобразить на треугольнике, на хрустальных фужерах и металлофоне.
Муз. рук. Снова включает музыку, дети с музыкальными инструментами музицируют: 1 и 3 часть – треугольники и фужеры, 2 часть – металлофон («глиссандо»).
А теперь послушайте, как передают зимнее настроение поэты в стихах. М. р. читает отрывки стихотворений о зиме и предлагает также детям прочитать заранее выученные стихи. Например, стих Ф. Тютчева:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит…
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
М. р. Ребята, как вы думаете, какой из картин соответствует это стихотворение? Какие средства использует поэт, а какие художник, чтобы передать сказочную красоту леса зимой? (слова «чародейкою», «околдован», веточки деревьев, словно кружево, в белом инее, например на картине И. Вельца «Иней»)
И всё же хоть это и сказка, но зимняя, холодная красота, которая напоминает нам царство Снежной королевы.
Входит художник Цветик.
Худ. Здравствуйте, ребята. Моя профессия – художник. Зовут меня Цветик. (Все здороваются) Услышал я волшебные звуки музыки, решил прийти к вам на занятие. О, здесь я вижу прекрасные картины кисти знаменитых художников. Изобразительное искусство -самое яркое и интересное. Одним словом, главное из всех искусств. Правда, ребята?
М. р. Подожди, цветик! Мы сребятам думаем, что музыка, изобразительное искусство, (или живопись, а также поэзия – это друзья. И не просто друзья. Они дополняют друг друга. Вот посмотри, как, например, дружат твои краски:
М. р. Берёт краски и белую гуашь, заранее разведённую водой в двух банках, и смешивает их в одной из банок.
Видишь, синяя и белая гуашь не спорят между собой. Они договорились, что перемешиваются и получается голубой, очень красивый оттенок. (Так же можно показать смешивание жёлтой и зелёной красок для получения цвета молодой зелени. Эти два новых оттенка на первом занятии будут использованы для тонирования листов для будущих рисунков детей.)
Цветик, видишь, как дружат краски! А давайте посмотрим на эти репродукции (картина «март» И. Левитана, Е. Волкова. «В весеннем лесу» и другие репродукции на весеннюю тему)
Цветик: Здесь – красавица весна. Тут она ранняя. А здесь – уже пробилась зелёная травка, солнце освещает лес, деревья, а птицы радуются и, наверно, вьют гнёзда и поют звонкие песни.
М. р. Вот видишь, цветик ты и сам не заметил, как придумал то, что не видно на этой картинке. И это – прекрасно, что мы можем услышать в музыке весеннее пение птиц, а поэт расскажет нам, что вот в том лесу за соснами и берёзками на первых проталинках появились подснежники, хотя их не видно на картине. Послушайте, как просыпается и согревается природа в музыке. М. р. Напоминает детям знакомую музыку Прокофьева, Чайковского.
Цветик: ребята, мне не терпится взять краски и вместе с вами изобразить своё настроение на бумаге. Слушая эту музыку, хочется закрасить лист нежно-зелёной, почти жёлтой краской. Как будто солнце освещает молодую травку.
М. р. Этим мы сейчас и займёмся, «Цветик». Ребята, подойдите к мольбертам. Мы сегодня только подготовим красивый фон для наших будущих рисунков. Слушая весеннюю музыку Прокофьева, Чайковского, выбираем тёплый, нежно-зелёный, или холодный, голубой тон? (ответы)
Да, нежно-зелёный.
М. р. Показывает детям, как обмакнуть губку в зелёный цвет и закрасить весь лист. Таким же образом закрасить другой лист в голубой тон, предварительно прослушав фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского – танец феи Драже, либо танец феи зимы из балета Прокофьева «Золушка».
В конце занятия м. р. ещё раз вспоминает с детьми, какие профессии связаны с искусством, музыка каких композиторов прозвучала, чьи картины и стихи «дополняли» эту музыку.
Второе занятие. Приготовлены мольберты с тонированными листами, кисти, гуашь. В начале занятия музыкальный руководитель напоминает детям, с какими произведениями различных видов искусств они познакомились на прошлых занятиях, сделав акцент на одном из контрастных настроений. Если в данное время на улице – зима, то проводится работа с холодным оттенком и соответствующим музыкальным отрывкам. Звучит танец феи Драже П. И. Чайковского
М. р. Ребята, вспомните, какое настроение передаёт эта музыка. (Ответы) А я напомню вам стихотворения, в которых мы почувствуем такое же настроение. (Повторить стихотворение отрывка о зиме).
Перед вами лист, закрашенный голубым цветом. Это – фон вашего будущего рисунка. А какие цвета вы выбираете сегодня, чтобы изобразить холодное, зимнее царство? (Ответы). Правильно! Синие, фиолетовые, белые. А теперь я хочу предложить вам необычный способ рисования. Посмотрите на готовый образец: здесь изображё н дворец Снежной королевы: белоснежный, высокий, с острыми сосульками, башенками. А внизу – его отражение в ледяном зеркале озера. Чтобы отражение получилось точным, художник сначала нарисовал дворец в верхней части листа, а затем, согнув пополам рисунок, хорошенько прижал изображение с обратной стороны. Вот и отпечаталось изображение дворца, как будто он отражается в замёрзшем озере. По краям озера можно дорисовать снежные кустики. Давайте будем слушать музыку и рисовать. Педагог рисует вместе с детьми по предложенному образцу, замечая сходство колорита рисунка и настроения в музыке, акцентируя внимание детей на некоторые выразительные средства. Например, переливы колокольчиков, передающие блеск ледяного царства. Искорки можно изобразить на рисунке специальным гелем с блёстками или просто, использовать мелко нарезанную «серебряную» фольгу или дождь (ёлочный). Для детей подготовительной группы возможен вариант рисования под эту музыку по собственному воображению, а не по образцу. Но для этого педагог сначала выясняет, что именно представляется каждому ребёнку. Целесообразны наводящие вопросы, например: Какое настроение в музыке? Было ли когда-нибудь у тебя такое же настроение? Если не у тебя, то у кого-нибудь бывает подобное настроение? А может, это характер какого-нибудь персонажа?
Возможно, абстрактные эмоциональные состояния (строгость, страх, загадочность) характерные для данного музыкального отрывка,воплотятся в конкретных, знакомых ситуациях и людях, которые дети могли бы изобразить. Например, «Таинственный фокусник», «факир» или «Мы с другом поссорились», «Портрет снежной королевы, которой оказалась сердитая тётя в магазине», или «Сокровища пиратов, которые охраняет огромная соседская собака.
3 занятие, где используется жёлто-зелёный фон, может проводиться весной. Для средних, старших групп опять может быть предложено рисование по образцу. Самый доступный и удачный образ пробуждающейся природы отражён в музыке русских композиторов, а также в музыкальном отрывке «утро» из оперы. Пер Тюнт Грига.
Замечательно изобразил П. И. Чайковский образ подснежника в четвертой части «Апрель» фортепианного цикла «Времена года». Русские поэты, в свою очередь, не менее замечательно воспели красоту и нежность этого цветка (Майков). Занятие строится по аналогии со вторым занятием. Рисуя подснежники и слушая музыку, педагог с детьми примечают, что в средней части слышится, как кружит ветер, музыка тревожная, но затем постепенно снова проглядывает солнышко и цветок тянет к нему свои листочки.
Для детей постарше также предлагаются пофантазировать под эту же музыку. И после наводящих вопросов дети с удовольствием рисуют, например, портрет мамы: то нежной, то строгой, то заботливой. Кто-то нарисует беззащитного, пугливого котёнка, а кто-то чудесный сон про дивный сад. Интересно будет провести оба варианта занятий (для средних, старших и подготовительных групп) для одних и тех же детей, то есть, слушать одну музыку и рисовать сначала по образцу, а через год – по воображению. Рисунки, не похожие один на другой – вот желаемый результат данного проекта, как показатель развития эмоциональной отзывчивости ребёнка в восприятии содержания произведений различных видов искусства.