Елена Костенко
Проект в старшей группе «Рисуем солью сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект в старшей (подготовительной) группе «Рисуем солью сказки!»
Тип проекта : художественно- эстетический
По содержанию: ребёнок и взрослые
По характеру контактов: внутри группы
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: долгосрочный
Целеполагание:
Публикация «Проект в старшей группе „Рисуем солью сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Соль. Рисование солью
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Мы верим и ценим творчество ребёнка, самое главное не мешать ему открывать мир. Изобразительная деятельность - развивает у ребёнка сенсорные чувства цвета, формы и композиции. Если ребёнка на занятии научат рисовать человека, чашку или слона, он с удовольствием не раз будет изображать его в свободное время. Важно не просто научить детей, умениям и навыкам, но и максимально раскрыть их творческий потенциал. Знакомство детей с рисованием цветной солью позволит расширить творческие способности ребёнка, его фантазию и воображение.
Цель:
Развитие творческого потенциала детей, через нетрадиционные методы рисования солью.
Задачи:
• Внедрение атртерапевтических технологий в работе с детьми дошкольного возраста, через работу с солью.
• Продолжать применение здоровье-сберегающих технологий, при работе с солью.
• Познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества.
• Формировать представление о разных способах изображения предметов и явлений.
• Вызвать интерес к изображению новым способом рисования.
• Учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши.
• Расширить представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски).
• Развивать творческий потенциал.
Актуальность:
В нашем детском саду, актуальны здоровье- сберегающие технологии. Применение солевых ламп, использование солевых дорожек, как способа оздоровления благотворно влияет на здоровье детей.
Применение соли, как средства для творческого развития, натолкнуло нас на по разработку проекта ХТД в рамках кружковой деятельности.
Ребенок по своей натуре – творец - исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется как в поисковой, так и в художественно-творческой деятельности. В нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет в воспитательно-образовательном процессе используется проектная деятельность с детьми при активном участии родителей воспитанников группы.
На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Рисование цветной солью») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
• Познакомиться со свойствами соли как продукта питания, а также научиться использовать соль, как средство для творчества.
• Научиться окрашивать соль разными способами.
• Применять разные методы рисования в одной работе.
• Раскрыть творческий потенциал, через познание нового способа отображения окружающего мира, его красоты и уникальности.
На формирование творческой активности, кроме программных занятий по изобразительной деятельности, благотворно влияют дополнительные занятия в кружке «Мир цвета радуги». Это работа по нетрадиционным методам рисования, различными способами, материалами. Во всём их многообразии нам хотелось найти материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье-сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. И мы нашли! Соль, рисование солью. Сколько сладких мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра!
Рисование солью наряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт-терапевтический эффект.
У данного метода несколько направлений:
• Выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего мира (снег может быть розовым, а небо жёлтым, в передаче формы, образа (оживить неживое и придумать несуществующее) способствует развитию фантазии и воображению
• В одном творческом рисунке соединяются разные техники. Рисование солью может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер – линии при работе с солью своеобразны по ширине, глубине, форме.
• Осуществляется межсенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения – можно рисовать запах, звук, вкус…
• Достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой.
Участники проекта :
Дети старшей (а в дальнейшем и подготовительной группы) «Фантазёры», воспитатель Костенко Елена Анатольевна, родители группы.
Методы и приёмы, используемые в работе над проектом :
• анализ познавательной литературы
• опытно-экспериментальная деятельность,
• творческо - исследовательская деятельность,
• наблюдения,
• продуктивная деятельность,
• игровая деятельность
Этапы проекта :
1. Вводный этап. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» (сентябрь).
Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей творческо-исследовательской деятельности.
2. Знакомство с окрашиванием соли
«Разноцветное солнце». Познакомить детей с методом рисования солью. Научить окрашивать разными способами, добиваться разных оттенков.
3. «Рисование цветной солью по шаблону».
Материальное обеспечение:
краски, гуашь, соль, картон, цветная бумага;
соль, клей ПВА
-баночки для воды, кисточки
-компьютер для просмотра презентаций, интерактивная доска, магнитофон.
Предполагаемый результат:
Консультации для воспитателей и родителей. Цветная соль, как средство развития ХТД детей дошкольного возраста.
Итог:
Презентация открытия выставки детских работ: «Рисующая соль».
Выставка детских работ в группе детского сада.
Занятия по проведению проекта по темам тематического плана.
На каждом занятии необходимо проводить пальчиковые гимнастики, направленные на расслабление, растяжение или сжатие мышц кисти руки. Для работы с солью необходимы : мини разносы с цветным дном, можно использовать оргстекло с бортиками.
Вводное занятие.
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
На Руси издавна существует традиция встречать важных гостей хлебом и солью. Это означает, что эти продукты являются самыми важными для людей. Россияне всегда пахали землю и выращивали хлеб. А что такое соль? Откуда она берется и зачем нужна? Соль – это минеральное вещество, которое легко усваивается организмом человека. Она необходима для жизнедеятельности любых организмов. Ее химический состав представляет собой соединение натрия и хлора (NaCl). Это очень важное вещество. Оно поддерживает водно-солевой баланс в организме, регулирует кислотность в желудке, влияет на работу мышц и нервной системы.
Древние люди очень ценили соль. Ею расплачивались в Древнем Риме за рабов, выдавали жалование. В Центральной Африке она рассматривалась наравне с золотом. Рост цены на этот продукт питания вызывал бунты и революции. В наше время ценность соли значительно снизилась. Ее можно легко купить в любом продуктовом магазине. Но это не значит, что к ней нужно относиться небрежно. Избыток соли, так же как и недостаток, вреден для организма человека. (Слайд 4-7).
Эта удивительная белая соль.
В ходе реализации проекта мы пришли к следующим выводам:
Узнали, как и где добывают соль России.
Выяснили, что соль не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене). Но слишком большое ее количество, может нанести вред здоровью.
Соль является чистящим средством.
Соль обладает лечебным и дезинфицирующим эффектом, при рисовании вдыхая пары соли, идет профилактика заболеваний носоглотки.
Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. И мы попробовали это сделать. Для начала мы аккуратно рассыпали соль по поверхности подноса темного фона. И приступили к рисованию пальцами по соли. Просто дали волю фантазии ребенка. Рисунки получались разнообразными и непредсказуемыми.
Дальнейшее знакомство ребенка с методом рисования солью дало большой результат в виде картин на тему «Времена года».
Знакомство с окрашиванием соли. «Разноцветное солнце».
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой – рисованием солью; способствовать овладению умением рисовать по соли разными инструментами; развивать композиционные умения.
Задачи воспитателя: показать возможности превращения мелкой соли в художественный материал. Дети, взяв щепотку соли, попытаются выложить на цветном картоне любой знакомый объект: дерево, яблоко, облака, солнце. Затем на разносы (оргстекло) воспитателем высыпается немного соли и равномерно распределяется на дне. В дальнейшем дети научатся сами распределять соль на поверхности с помощью линейки или полоски картона. Инструмент для рисования – палец. Можно рисовать пальцами обеих рук одновременно, усиливая или ослабляя нажим; можно использовать карандаш, зубочистку. Таким образом, дети видят, что линия получается прямой, волнистой, тонкой, или широкой. Простой и кружевной, колючей или бархатистой, нежной, злой, непрерывной, короткой, словно штрих или мазок.
В работе с неокрашенной солью дети находят новые возможности и способы передачи художественных образов.
С помощь цветного мела учим окрашивать соль. На тарелку с ребристым дном высыпаем немного соли, мелом начинаем растирать соль до получения необходимого оттенка.
Делаем рисунок цветной солью. Сравниваем два получившихся рисунка. Делаем вывод.
Цветная соль. Осеннее дерево.
Цель: расширять знания приёмов работы с солью; показать способы её окрашивания и получения нужных оттенков и цветов; развивать чувство цвета. Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги сюжет
«Осень». М. Ивенсен
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
На этом этапе детям предлагают цветную соль, которую лучше тонировать раскрошенной сухой пастелью, или пищевыми красителями.
Цветной солью можно выложить узор на картоне белого или контрастного с солью цвета, а затем рисовать в рамочке по готовому слою соли. Дети старшего возраста знают, как можно получить нужный цвет, смешивая краски на палитре. Полученные умения помогают тонировать соль различными красителями и открывать новые, непредсказуемые оттенки.
На любом этапе полезно использовать упражнение, известное в мировой педагогике как «Линия на прогулке» : рисование безотрывной линии, заполняя всё пространство листа. Упражнение преследует решение таких задач, как раскрепощение руки, развитие координации в системе глаз-рука, освоение границ заданного пространства. Линия на соли получается живой, свободной, неравномерной по ширине и глубине. Она может вылиться в какой - либо образ.
Натюрморт «Урожай». Приклеенная соль.
Цель: Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги овощи и фрукты. Вызвать стремление самостоятельно создавать образы, в том числе с помощью деталей; показать способы фиксации изображения клеем.
Ребёнку очень важно продемонстрировать продукт своей деятельности, услышать отзывы, проанализировать то, что у него получилось.
На лист картона дети наносят эскиз карандашом или клеем. Выбирают соль для рисования разного цвета, высыпают её на линию клея. Лишнюю соль после работу стряхнуть. Можно нанести клей на весь лист картона, а потом выкладывать рисунок.
Рисование солью уже с первых занятий даёт большие возможности для самовыражения. Дети учатся различать реальный и вымышленный мир, составлять разные композиции, подбирать красивые, гармоничные цветосочетания, различать цветовые контрасты и нюансы.
Фантазия, воображение – это основа, на которой формируются творческие способности и в итоге незаурядный характер ребёнка в будущем.
Мир, в котором живёт малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети фантазируют, потому что хотят побыть в роли волшебников. Нужно немного помочь ребёнку, и придуманные им чудеса станут реальностью.
Натюрморт «Ваза с цветами».
Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить составлять натюрморт, работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе бумаги вазу с цветами.
Осень - время года. Листочки на деревьях желтеют и лес одевается в яркие желто-красные наряды. Все чаще звенит дождик и начинает холодать, а в самом конце осени может пойти настоящий зимний снег.
Небольшие в простых рифмах стихи про осень для детей наглядно передают осеннее настроение природы, рассказывают детям в стихах об осенних явлениях в природе.
«Осенний букет». И. Скородумова
Плачет дождь по стёклам -
Всё вокруг намокло.
Знает маленькая Мила:
Это осень наступила!
Чтобы не промокли ножки,
Нужно надевать сапожки.
Листья жёлтые летят,
На земле ковром лежат.
Собрала в букет их Мила -
Маме осень подарила!
«Осень». Тимофей Белозеров
Осень, осень.
Солнце
В тучах отсырело -
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле, на тропинку,
Выдуло зайчонка -
Первую снежинку.
«Осень». Э. Булгакова
Если нет настроения,
Если yлица промокла,
Дождь размазывает слёзы
По асфальту и по стёклам,
Если дети на прогулку
Не высовывают носа,
Это значит - потеряла
Разноцветный зонтик Осень.
Осенняя песенка. Алексей Плещеев
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Посетить в кабинете ИЗО мини-музей «Краски осени». Рассмотреть иллюстрации фотографий «Осень», репродукции художников И. И. Левитана «Золотая осень», П. П. Кончаловского «Яблоки на столе». Отметить осеннюю палитру красок.
Учить составлять натюрморт из цветов в вазе. Делать набросок с натуры на планшетах.
Работа с клеем и цветной солью за столами. Самостоятельный выбор цвета, смешивание нескольких цветов.
Методические и практические советы для воспитателя и родителей.
Подготовка цветной соли
для художественно - творческой деятельности детей.
Соль для детей является добавкой для приготовления пищи и каждый, из них может точно определить какой продукт солёный, а какой нет. Мы же предлагаем детям соль не только как продукт, а как творческий материал для рисования.
Дети старшей и подготовительной группы могут подготовить для малышей цветную соль с помощью мела и пищевых красителей.
Высыпаем горстку соли на картон и с помощью цветного мела растираем соль до получения однородного цвета. Высыпаем цветную соль в прозрачную баночку. Желательно сделать несколько разных оттенков – жёлтый, красный, голубой, синий, зелёный.
Для получения более насыщенного цвета используем пищевые красители разных оттенков. Насыпаем соль в пакет. наливаем немного красителя на соль и в пакете перемешиваем до однородного цвета. Высыпаем цветную соль на бумагу и просушиваем (30 минут рядом с источником тепла). Соль может покрыться коркой при высыхании, необходимо руками или скалкой ещё раз растереть соль. Рассыпать соль по цвету в прозрачные ёмкости.
Рисование солью может использоваться и на любых программных занятиях – это занимает немного времени и приобретает характер дидактических игр с художественным содержанием.
Консультации для родителей на мастер - классах способствуют сближению детской и взрослой фантазии, а также позволяет больше времени уделять тесному контакту детей с родителями. Позволяет почувствовать необходимость проводить больше времени друг с другом.
Выставка солевых рисунков для родителей даст новый виток в творчестве детей, будет способствовать желанию детей произвести впечатление на родителей и сверстников. Родители вместе с детьми продолжают рисовать по соли дома.
Не менее интересно и коллективное рисование, способствующее живому, дружелюбному общению и обмену идеями. Чтобы раскатать о тесто для работы, используем большую деревянную доску или доску с бортиками из прозрачного оргстекла. (А2-А1)
Дети по желанию декорируют своё произведение солью, бусинами, другими предметами. На этом этапе они узнают некоторые термины из мира скульптуры: барельеф, контррельеф. Расширяется знание знакомых жанров живописи: портрета, пейзажа, натюрморта