Татьяна Еракова
Проект музея кукол «Музей детства»
▼ Скачать +Заказ
Мини-музей "Музей детства"
[/b]
Фея знала свое дело
И летая в небесах
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушных
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому что это-средство
Чтобы вечно помнить детство.
Лариса Рубальская
Публикация «Проект музея кукол „Музей детства“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Актуальность
[/b]
Во все века люди высоко ценили нравственную и духовную воспитанность человека. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема духовно - нравственного воспитания дошкольников.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, он не имеет проблем в общении с окружающими и гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.
В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством духовно-нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки.
Для любого ребенка игра – самый желанный вид деятельности: во время игры он не только познает окружающий мир, но и преобразует свои впечатления о нем, передает мысли, чувства, эмоции. Во многом это роднит игру с занятиями искусством: недаром, когда мы говорим о творчестве, то часто используем такие словосочетания, как “игра красок”, “игра звуков”, “игра слов”. Одна из главных отличительных черт жизни любого ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с самого момента появления на свет. На протяжении многих веков игрушки продолжают использоваться для развития детей, приобщения их к миру взрослых.
Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества.
Воображение ребенка также формируется в игре. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, чем играет их ребёнок.
Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.
Кукольные представления нашли применение не только в развлекательных целях, но и в методиках психологической коррекции, рассчитанных на детей с трудностями поведения и общения. Коллекционирование и изготовление кукол стало популярным хобби не только среди детей, но и среди взрослых.
Специалисту по работе с детьми необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей. Для этого не только стоит учитывать особенности развития детской психики, но и знать историю возникновения кукол, а также сферы их применения.
В связи с этим, учитывая значимость данной темы, мы решили организовать в нашем детском саду кукольный мини музей.
В условиях нашего города не так много музеев, ориентированных на дошкольный возраст.
Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети посещали музей, некоторые не знают что это такое, а многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения.
Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики.
Назначение музея – духовно-нравственное, эстетическое развитие воспитанников, привлечение внимания детей и родителей к истории нашей страны, повышение общего культурного уровня родителей и педагогов.
Наш проект предполагает создание совместных с взрослыми творческих работ (изготовление кукол из ткани, ниток, дерева оформление фотоальбома «Мой любимый музей», фотовыставки).
Еще одно важное значение нашего мини музея состоит в том, что в настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в нашем мини музее можно. Здесь можно брать экспонаты в руки, рассматривать их, переставлять, менять местами. В обычном музее ребенок пассивный созерцатель, а здесь он -творец, а также его родители, бабушка и дедушка. Другими словами мини музей – это результат совместной работы и общения воспитателей, детей и их семей.
Конечно, значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у ребенка наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданным руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, а также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях
Играем в куклы с малых лет-
Их одевать, варить обед,
Принять гостей, общаться лучше
В театре кукольном мы учим.
Потом мы покупаем кукол дочкам
И снова вспоминаем, между прочим,
Как мы играли в куклы, пусть другие
Не столь шикарные, но все равно
родные.
Инесса Федина
Кукла выступает атрибутом детства и детской культуры. Она имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Повторяя человека и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Для того, чтобы расширить и уточнить представления детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кукол, с куклами разных народов; развивать монологическую речь детей и речь-доказательство, продолжать учить составлять описательные рассказы; развивать познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие на базе нашего детского сада был создан мини-музей под названием «Кукла – друг детства» Детство – незабываемые страницы в жизни каждого человека. Как хочется порой вернуться туда, где остался мир детской чистоты, доверчивости, искреннего восторга.
Цели проекта:
[/b]
1. Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
2. Формирование у дошкольников представлений о музее.
3. Развитие познавательных способностей
4. Развитие творческого мышления и воображения
5. Развитие мелкой моторики и речи дошкольников
6. Воспитание духовно-нравственной культуры детей и взрослых через ознакомление с образом куклы, как детской игрушки, путем создания мини-музея «Кукла – друг детства»
Задачи проекта:
[/b]
1. Обогащение знаний дошкольников об истории возникновения и развития кукол.
2. Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой активности
3. Способствовать обогащению знаний о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы.
4. Учить детей изготавливать куклы своими руками
5. Организация совместной деятельности и досугов родителей с детьми
6. Повышать общий культурный уровень родителей, педагогов, детей.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги, музыкальный руководитель, психолог.
Этапы реализации проекта:
Для реализации данного проекта был составлен перспективный план, разработаны консультации, анкеты для родителей, конспекты занятий.
Реализацию проекта осуществляют педагоги, родители, дети старшей и подготовительной групп.
План реализации проекта включает работу по трем направлениям:
1. Методическая работа
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Перспективы развития музея:
- Создание мини-музея кукол в дошкольном учреждении
- Составление альбома «Мой любимый музей»
-Выставка кукол сделанных руками детей и родителей
- Презентация проекта для педагогов и родителей
Этапы работы Мероприятия Сроки Результат
Подготовитель-ный 1. Определение темы и названия музея
2. Выбор места для размещения
3. Выбор инициативной группы Февраль– март 2015г. Создание условий для реализации проекта
Практический 1. Сбор экспонатов
2. Оформление выставки
3. Беседы с детьми
4. Занятия с детьми
5. Проведение экскурсий
6. Работа с родителями 2015-2016 год Обогащение знаний детей и родителей
Аналитический 1. Привлечение к работе над проектом 90% родителей и детей группы
2. Повышение компетентности родителей и педагогов по проблеме.
3. Создание мини-музея «Кукла – друг детства» 2015-2016 год Реализация проекта
Заключение
[/b]
Мы-куклы. Берите. И в дом нас несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите.
А может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то когда-то взгрустнется,
Откройте нам то, что греет вам душу,
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется.
И может быть круг ваш печальный
разрушит.
Но, не обижайте! В нас спрятана сказка.
В нас столько тепла и доверия к людям,
И может быть кукла-всего только маска,
Мечты о когда-то несбывшемся чуде.
В заключении можно сказать, что многие родители, воспитатели, преподаватели детских учреждений даже не догадываются о том, что за современными игровыми куклами, которых мы можем ежедневно видеть на прилавках магазинов, скрывается многовековая история. Однако для того, чтобы понимать возможности кукольной игры, становиться соучастником детских игр, стоит изучать кукловедение как историю развития и становления кукол, знать их разновидности и предназначение. Подобные знания легко можно передавать и детям, для которых куклы станут не только игрушками, но и живыми персонажами со своей историей. Таким образом, можно не только “оживить” героя детской игры, придумать ему имя, биографию, но и расширить кругозор ребенка, заинтересовать его традициями народов мира, историей театра, литературы, религии.
Немаловажную роль в педагогическом процессе могут сыграть куклы, сделанные своими руками. Во-первых, их изготовление прививает детям навыки рукоделия, развивается мелкая моторика, сенсорика, тактильная чувствительность. Свойства многих материалов воспринимаются гораздо легче, если их можно “потрогать” руками. Во-вторых, изготовление народной куклы – это еще и внимание к обычаям, традициям, истории своего народа, без которых немыслимо воспитание образованного человека, развитие духовности личности.
В наше время утеряны многие традиции, передававшиеся нашими предками из поколения в поколение на протяжении многих веков, и задача детей и взрослых – постараться возродить их, привлечь к народной культуре, через традиционную игрушку, куклу, максимум внимания. На занятиях по изготовлению кукол своими руками можно рассказывать о национальных праздниках как русского народа, так и других народов России и мира, традициях, обычаях. В-третьих, любая вещь, изготовленная своими руками – уникальна и не имеет аналогов. Следовательно, “свою” куклу ребенок сможет воспринимать как произведение искусства со своей историей, “оживлять” ее – а, следовательно, относиться к ней более бережно и более творчески, чем к покупной игрушке из магазина.
Кукольные представления с участием разнообразных персонажей способствуют более плодотворной работе в коллективе, диалогу между детьми. Кукольные инсценировки известных сказок и фрагментов литературных произведений способствуют интересу детей к мировой литературе: нередко после того, как ребенок увидит, прочувствует, проиграет один сюжет, особенно “изнутри”, в качестве участника, впоследствии оригинал окажется более интересным, знакомым и легким для усвоения. Сегодня широко нашли применение кукол в коррекционных и психотерапевтических целях. Здесь сказочные и “магические” обряды прошлого могут сыграть положительную роль в борьбе с детскими страхами, переживаниями, навязчивыми образами, избавлении от отрицательных эмоций и появлении более положительных.
Так или иначе, куклы, их разновидности, история их появления – тема богатая, многогранная и, безусловно, интересная. Глубокие познания в истории, литературе, мировой культуре, философии и психологии легко сочетаются в кукольном искусстве с импровизацией, полетом фантазии, собственно игрой. Оба этих аспекта необходимы в подготовке педагога и способствуют как более интересной и эффективной работе с детьми, так и расширению собственного кругозора и переосмыслению тех или иных привычных явлений, знакомых каждому из нас с детства.