Получи документы

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Ольга Грачева
Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Грачева О. Ф. ,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31

«Аленький цветочек»

г. Губкин, Белгородская область

МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно- нравственное воспитание. Наши дети живут в очень сложное время, когда перекраивают ход истории, когда отклонения становятся нормой. Сохранить всё человеческое в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям – вот главные идеи воспитания духовно-нравственных чувств дошкольников. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности [1].

Публикация «Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Музейная педагогика имеет обширные задачи:

- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей [2].

В нашем детском саду был организован мини-музей традиционной тряпичной куклы. Создавался он совместно с родителями. Для этого мы изучили литературу по этой теме, собрали воспоминания бабушек и прабабушек о тряпичных куклах их детства. Оформили красочный альбом с воспоминаниями, провели консультации и мастер-классы с родителями воспитанников по изготовлению тряпичных кукол. Благодаря такому сотрудничеству мини-музей быстро наполнился экспонатами. В нашем мини-музее есть куклы-обереги : «День и ночь», «Зольная кукла», «Рождественский ангел», «Кубышка-травница», «Веснянка», «Баба-Берегиня»; игровые: «Столбушка», «Зайчик-на-пальчик»; обрядовые: «Пасхальная голубка», «Покосница-игровая», «Зерновушка», «Пеленашка». Дети с большим удовольствием принимали участие в изготовлении тряпичных кукол. Они изучили и освоили основные приемы изготовления бесшовной народной куклы. Дети вместе с родителями и педагогами участвовали в творческих проектах, конкурсах, выставках.

Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо?» можно ответить: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом». Вот и нам надо стараться зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

Литература:

1. Морозова, Н. А., Мельникова, О. В. Музейная педагогика. - М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г. – 223 с.

2. Рыжова, Н. А., Логинова, Л. В., Данюкова, И. А. Мини-музей в детском саду» М. : Линка-Пресс, 2008 г. – 193с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Методическая разработка на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Актуальность исследования заключается.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

Мини-музей сказок А. С. Пушкина в группе как средство развития коммуникативной компетенции дошкольников.Мини-музей сказок А. С. Пушкина в группе как средство развития коммуникативной компетенции дошкольников. Добрый день, коллеги! Хочу представить Вам свой опыт по организации мини-музея сказок А. С. Пушкина в подготовительной группе ГБДОУ детского.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольника Проблема патриотического воспитания детей одна из наиболее актуальных. Большую роль её решения принадлежит семье и педагогам. Вот что говорил.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Консультация «Технологии полоролевого воспитания как средство формирования гендерных особенностей дошкольников» «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо В настоящее время имеют место изменения в системе образования,.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 14 ноября 2015 в 20:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Грачева (УИ 152317) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД