Приложение МААМ

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей

Ольга Егорова
Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

2012 г.

Музыкальный фольклор как средство нравственного - эстетического воспитания детей.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие Родины, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.

Публикация «Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей» размещена в разделах

От того, что видит и слышит ребенок в детстве, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Разные чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, хороводы, пляски, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно – прикладного искусства.

Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты его характера.

В своей работе я повседневно уделяю внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.

Большинство малышей уже имеют небольшой багаж впечатлений связанный с народным музыкальным фольклором : слышали народную колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии.

Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить, давая понятные и близкие детям народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

С русскими народными песнями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат на музыкальных занятиях и вне занятий. Дети слушают музыку в звукозаписи, в исполнении профессиональных певцов, в сопровождении народных инструментов. Не перегружая слух малышей обилием материала, я использую метой варьирования. Вот так, например, я работаю над русской народной песней «Петушок». На занятия приношу петушка, говорю, что он всех будит по утрам. Спрашиваю детей : «Как кричит петушок?». Дети отвечают дружным «Ку-ка-ре-ку!». На следующем занятии, когда опять приходит петушок предлагаю послушать песню про него. Песню «Петушок» пою я или воспитатель. На третьем занятии спрашиваю у детей, кто хочет быть петушком. У меня есть шапочка! Надеваем детям по очереди шапочки и поем песню «Петушок». (Дети начинают подпевать). На четвертом занятии предлагаю поиграть с петушком. Игра «Петушок» Цивкиной. На следующем занятии приношу магнитофон и кассету и спрашиваю: «Хотите послушать песенку про петушка!». Получив утвердительный ответ, все слушают эту песню в исполнении певицы. Такие варианты работы над песней помогают нам закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей.

Работая с малышами над ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям: «Из под дуба», «Ах, ты береза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «По улице мостовой». Я учу маленьких детей различать контрастный характер музыки, реагировать движением на ее изменение ( например: пляски «Приглашение» русской народной мелодии «Ах, ты, береза», пляска «Сапожки» русская народная мелодия, потанцуем вместе - русская народная мелодия, «Светит месяц», «Ходит Ваня»

Я так же часто использую в своей работе инсценирование песен – русской народной песни «Как у наших у ворот», «Где был Иванушка?». Приступая к работе над песней «Как у наших у ворот» рассказываю детям: в далекие времена люди жили на Руси в маленьких домиках – избах. Избы обносились деревянными заборами с широкими воротами, их русские умельцы украшали красивой резьбой. Все люди, жившие в одной деревне были хорошо знакомы между собой и ходили друг к другу в гости. Часто собирались у чьих – нибудь ворот повеселиться, сочиняли смешные песенки и распевали их. Играя мелодию песни «Как у наших у ворот».

Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движения которым присуще веселье, задор, в сочетании со сдержанностью и скромностью.

Разучивая элементы пляски, я использую различные русские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей, отводить их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Для того, что бы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее я предлагаю детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий. Вот девочка выполняет плясовой элемент «Ковырялочка» энергично, сильно притопывая. Прошу ее повторить этот элемент под мелодию «Травушка – муравушка», ее движения сразу становятся мягче, легче, изящнее. Когда запас двигательных навыков у детей становится достаточным, и они свободно варьируют движения, переходя от одного к другому, начинаю работу над плясками. Пляски состоят из нескольких элементов, объединенных в фигуры. В своей работе я использую все виды, формы русской пляски: круговые, парные, сольные. Большое внимание уделяю такой форме русской пляске как свободный перепляс в котором ребенок может показать свою изобретательность и индивидуальность. Предлагая детям свободный перепляс, рассказываю, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть. Они часто соревновались в пляске. Лучшими плясунами считались те, кто показывал больше интересных движений. Учитывая что перепляс это импровизация, которая не требует особой подготовки, я предлагаю детям использовать те движения, которые они уже знают. По желанию детей перепляс исполняется солистами или небольшими группами ребят. Дети очень любят соревноваться друг с другом в выдумке. Кроме того такая форма пляски помогает развивать самостоятельную танцевально – игровую деятельность детей, способствует проявлению их первых творческих поисков. Работая с детьми над русскими парными плясками, я в первую очередь стремлюсь избегать копирование пляски взрослых, стараясь в то же время сохранить подлинность в характере движения, в передаче танцевального образа. Вот полюбившийся детям веселый, задорный танец с деревянными ложками. Уже само присутствие в танце деревянной ложки – этой чисто национальной принадлежности русского быта – вызывает у детей большую радость. Работу над пляской мы начинаем с рассматривания деревянных ложек. Обращая внимание на красоту росписи говорю: «Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних пор гостит не только на столах. Она украшает ярмарки, расцвечивает яркой дробью русские пляски». В наши дни деревянная русская ложка – знаменитый сувенир. И каждый гость нашей страны стремиться увезти его с собой. Предлагаю детям: «Давайте и мы научимся танцевать с ложками. А когда придет праздник, скажем нашим гостям:

Поздравить дорогих гостей

Сегодня каждый рад

Веселый танец с ложками

Танцует детский сад

(Дьякова)

Эх топну ногой.

Да притопну ножками.

Развеселый у нас

Будет танец с ложками

(Брамлей)

Дети прослушивают музыку к танцу. Вначале прохлопываем, а затем отстукиваем ритмический рисунок мелодии на ложках. Дальше разучиваем плясовые движения с одновременным отстукиваем ритмического рисунка. Отстукивание ритма на ложках делает танец более живым и задорным. Дети играют ложками, слушают, как они звучат, перестукиваются друг с другом, показывая свою ловкость. После нескольких занятий, когда дети познакомились со всеми фигурами танца, спрашиваю: «Дети, о чем этот танец?» О радости и веселье. Мы показываем, какие красивые у нас ложки и как дружно мы ими стучим. С помощью выразительного показа, яркой музыки использования таких заманчивых атрибутов, как расписные ложки, я стараюсь вызвать у детей интерес к русской пляске и желание участвовать в ней. Мои воспитанники очень любят выступать в ярких русских костюмах. Дети знакомятся с парной формой русской пляски: «Сударушка», «Сапожки», …. С большим интересом дети рассматривают костюмы, украшенные искусными вышивками, аппликациями, кружевами, яркой цветной тканью. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным. Отдельные элементы русских костюмов предлагаю детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечений. «Платочки, веночки, косынки, ленточки, кокошники, налобники, фартучки и т. д.». Используя народные костюмы для оформления русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитывая в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых. Пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется Зимушка. Лихо отплясывает Леший, Баба Яга, Петрушка, Снеговик. Это с одной стороны вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью исполнения русского народного танца, с другой порождает у детей желание подражать. Хорошими помощниками в нашей работе являются технические средства – магнитофон, видеозапись. И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в грамзаписи различные мелодии, песни, сказки. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Мы записываем мелодии, которые дети исполняют на детских музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки. Мне очень удобно, записав на магнитофон нужные плясовые мелодии, работать с детьми над плясками. Такая запись позволяет непосредственно общаться с детьми во время танца, участвовать в показе и разучивании его. Используя технические средства для приобщения детей к русскому народному творчеству, мы продолжаем развивать в них чувство любви к родному искусству.

Публикации по теме:

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста С. А. Надь МАДОУ «Детский сад №15 «Светлячок» Фольклор как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Современная.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей
Опубликовано: 16 мая 2015 в 00:19
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Егорова (УИ 334762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД