наталья викторова
Проект «Создание экологического мини-музея со сменными экспонатами»
▼ Скачать + Заказать документы
Целеполагание
Организация музея – это сложное и интересное событие, как для воспитателя, так и для детей.
Конечно, в условиях группы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями».
Публикация «Проект „Создание экологического мини-музея со сменными экспонатами“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Мини-музеи в детском саду представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего. Содержанием воспитательной работы с детьми. Мини-музей способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников. При организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегративное решение задач разных образовательных областей. Участвуя в экскурсиях, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт общения с природой, с предметным миром, учатся эмоционально оценивать мир природы, собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь.
В создании мини-музея в группе есть свои преимущества. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, делают их своими руками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно: их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Вместе с детьми и их родителями мы решили создать мини-музей со сменными экспозициями экологического характера. Почему?
Актуальность
Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема экологии, так как существующие сегодня нормы взаимосвязи человека и природы угрожают всем формам жизни на Земле.
Поэтому важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с природой. Это единство должно быть понятно и прочувствовано ребенком и стать основой воспитания гуманных чувств к природе. Успех в этом воспитании возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной уникальной сущности, имеющей право на жизнь.
Мы поставил перед собой следующие
Цели:
Создание мини-музея, как новая форма совместной работы педагога и родителей по формированию у детей гуманного, бережного отношения к природе
Задачи:
Формировать гуманное, бережное отношение к природе.
Развивать интерес к изучению природы.
Закреплять и обогащать имеющиеся знания о природе.
Формировать осознанное отношение к объектам природы.
Создать положительный эмоциональный фон.
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-ориентировочный.
По содержанию: монопроект
Образовательная область: «Познание»- ознакомление с миром природы.
По характеру содержания: ребенок и природа.
По количеству участников: индивидуальный и групповой, подгрупповой.
Участники проекта :
• воспитанники старшей группы
• Воспитатель
• Родители.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь-май)
Для создания мини-музея в группе были использованы следующие ресурсы:
• Иллюстрированный материал
• Подборка художественной литературы
• Фотографии.
• Дидактические игры.
• Мультимедийные презентации
• Перспективный план.
• Конспекты Непосредственно Образовательной Деятельности
• Продукты детского творчества и творчества их родителей.
В начале проекта мной был проведен мониторинг знаний детей родной природе и ее особенностях. Мониторинг знаний включает представления о специфике экосистемы, о многообразии растений и животных и особенностях их приспособленности к условиям обитания, об экологически целесообразной деятельности человека. Для выявления знаний были использованы следующие методы: беседы, наблюдения за поведением детей в общение с природой, создание проблемных ситуаций, дидактические игры природоведческого характера. В процессе этой работы было выявлено, что у детей недостаточно знаний об окружающей природе, они не умеют видеть ее особенность и красоту, не умеют дорожить ее неповторимостью.
Всю нашу работу можно разделить на три этапа
1. Подготовительный этап «Планирование мини-музея».
В начале работы были проведены следующие мероприятия:
- беседа с детьми «Что такое музей»
- просмотр презентаций о музеях мира
- родительское собрание «Мини-музей в детском саду»
- рекомендации в родительский уголок «Сходите с детьми в музей»
Далее коллективом нашей группы (воспитатель, дети) вместе с родителями определяли тему и названия мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.
2. Практический этап «Создание мини-музея».
На этом этапе мы проводили работу по созданию музея в группе :
- Собирали информацию про объекты мини-музея : смотрели мультимедийные презентации; читали и обсуждали художественную литературу; рассматривали иллюстрации к книгам и картины художников; изучали природу на прогулках и экскурсиях в лес.
- Собирали экспонаты для мини-музея в группе, на улице, дома.
- Создавали экспонаты своими руками дети и родители.
- Разработали экскурсии в мини-музей.
- Создали визитные карточки экспозиций.
Темы наших экспозиций : «Хлеб»; «Овощи и фрукты»; «Осень»; «Мир птиц»; «Зима»; «Мир растений»; «Мир диких животных»; «Домашние животные»; «Весна – красна»; «Мир насекомых».
Внедренческий этап «Функционирование мини-музея».
На этом этапе были проведены следующие мероприятия:
- открытие мини-музея;
- проведение образовательной деятельности в мини-музеи;
-экскурсии в мини-музей;
-приглашение гостей (дети из других групп, родителей).
Результативность
У детей стало преобладать положительное отношение к природному миру. Появилась любознательность, стремление больше познать о явлениях и объектах природы. Расширились представления о многообразии природного мира. Дети более эмоционально воспринимают природу.